ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

И семестр

 

ЧЕЛОВЕК И ЕГО МИР В ДРЕВНИХ ЛИТЕРАТУРАХ

 

УРОК № 8

Тема. Античная литература - исходная основа европейских литератур

 

Цель: выяснить, почему необходимо изучать античную литературу; сообщить, когда, где, какими народами создавалась античная литература; сделать выводы о причинах ее популярности; развивать логическое мышление, внимание; воспитывать интерес к изучению древних литератур.

Оборудование: портреты Гомера, Эсхила, Овидия, изображения архитектурных и скульптурных памятников античности.

 

Вы возмужали в храме Гомеровім.

О. Пушкин - М. Гнєдичу

 

Кто не видит вещим оком

Глуби трех тысячелетий,

Тот в невежестве глубоком

День за днем живет на свете.

И. В. Гете

 

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности

1. Слово учителя

- Однажды О. Пушкин, встретив М. Гнедича, который переводил «Илиаду» Гомера и, увлеченный этим делом, совсем не появлялся на людях, был очень удивлен изменениями, которые произошли с поэтом-переводчиком. Замеченные им изменения Пушкин охарактеризовал такими словами: «Вы возмужали в храме Гомеровім». Но Гнедич никуда не ездил, и храмов Гомеровых не существует! Что же имел в виду великий поэт?

(Ответы учащихся.)

Храм Гоморов - это поэма «Илиада», дух которой пронизан гражданской доблестью древних греков, их мужеством и патриотизмом. Пушкин хотел сказать, что, даже перекладывая такую книгу, человек претерпевает изменений к лучшему, поскольку испытывает на себе воздействие этой гениальной поэмы.

 

image8

 

Гомер

 

2. Объяснение эпиграфа (высказывания Гете)

- Как вы понимаете слова Гете относительно темы, которую мы обсуждаем?

 

II. Объявление темы и цели урока

 

III. Изучение нового материала

1. Слово учителя

- Зачем нужно изучать античную литературу?

Невозможно переоценить огромное влияние античной литературы на человечество, которое и до сих пор считает все, созданное в те времена, лучшим.

Все, что нас окружает, влияет на нас постоянно и незаметно. Но много вокруг нас того, что мы бы назвали самым талантливым, гениальнейшим, самым совершенным? К сожалению, нет.

А сегодня мы имеем возможность прикоснуться к культуре, которая считается гармоничной и совершенной, а значит, можем и сами стать более образованными, более совершенными.

 

2. работа над темой урока

«Вопросы - ответы»

1) Что такое античная литература?

Усвоение литературоведческих терминов

Термин «античный» происходит от латинского слова аntiguus, что означает «древний».

Античная литература - это литература греко-римского рабовладельческого общества, которая имела наибольшее значение для формирования европейской культуры.

Работа с линией времени.

 

 

2) Какими языками и народами создавалась античная литература?

Античная литература - это литература древних греков и римлян, что представляет собой единство, образуя особую ступень в развитии мировой литературы. Нужно помнить, что римская литература начала свое развитие значительно позже греческую и создавалась на ее основе, используя ее опыт и достижения.

Греческая литература древнейшая из всех европейских литератур и единственная, которая развивалась самостоятельно, не опираясь непосредственно на опыт других литератур.

Греки писали свои произведения на древнегреческом языке, а римляне - на латыни.

3) Какие жанры существовали в античной литературе?

В античной литературе возникли все литературные жанры, о чем свидетельствуют их, главным образом, греческие названия: эпическая поэма, трагедия, комедия, ода, элегия, сатира, эпиграмма, новелла, роман. Именно в античные времена возникает теория стиля и художественной литературы.

4) Когда происходило повышение интереса к эпохе античности?

Историческое значение античной литературы в мировом процессе настолько велико, что европейская литература неоднократно обращалась к античности как к творческому источнику, из которого черпались темы и принципы художественной обработки.

Существенная ориентация на античность существовала в эпоху Возрождения, что противопоставляла аскетическом мировосприятию средневековья новое, гуманистическое мировоззрение, утверждая таким образом величие земной жизни и земной человека. Весь гуманистическое движение проходило под лозунгом «возрождения» античности.

«В спасенных при гибели Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир - греческая древность; перед светлыми образами ее исчезли призраки средневековья; в Италии достигло неслыханного расцвета искусство, которое было словно отблеск классической древности и которое в дальнейшем уже никогда не достигало такой высоты». (Ф. Энгельс)

Второй эпохой, для которой ориентация на античность была литературным лозунгом, был период классицизма XVII-XVIII вв.

Классицизм стремился жестких неизменных правил, которым должна быть подчинена композиция каждого художественного произведения. Особым вниманием пользовалась «Поэтика» Аристотеля, с которой классицисты связывали закон трех единств " в драме, единства места, времени, действия.

Рассматривая свои правила как вечные нормы художественной литературы, классицисты считали своей задачей не только подражать древних поэтов, но и соревноваться с ними, чтобы превзойти их в следовании этим правилам.

5) В чем заключается заслуга античного искусства?

Создание идеала человека, хоть и в ограниченном статической форме, является исторической заслугой античной мысли и античного искусства.

Ведущая тема античной литературы - воспевание человека и его мира.

6) Почему не все произведения античности дошли до нас?

Большое количество античных произведений не знакомы современному читателю. Например, из 90 пьес Эсхила сохранилось полностью 7, с 120 драм Софокла - тоже 7 из 92 произведений Эврипида - 19.

В том, что одни произведения античной литературы сохранились, а другие - нет, есть, конечно, элемент случайности, но не он сыграл решающую роль. Дело в том, что сохранялось лишь то, что представляло интерес для поколений, которые жили в то время.

Главным материалом для письма, начиная с VII в. до н. э., был папирус (пергамент появился позже и был довольно дорогим материалом). Античный текст, записанный на папирусе, мог сохраняться лишь в том случае, если его время от времени переписывали. Таким образом, до нас дошли лишь те произведения, которые постоянно переписывались через их популярность у читателей.

 

IV. Итоги урока

«Микрофон»

Почему необходимо изучать античную литературу?

 

V. Домашнее задание

Прочитать древнегреческие мифы «Пигмалион и Галатея», «Сизиф», «Царь Мидас» и подготовить их пересказ.