ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

И семестр

 

ЧЕЛОВЕК И ЕГО МИР В ДРЕВНИХ ЛИТЕРАТУРАХ

 

УРОК № 9

Тема. Миф как основа и источник сюжетов, тем, образов и мотивов античной литературы

 

Цель: повторить определение терминов «миф», «мифология»; сообщить о основные циклы древнегреческих мифов; выяснить, что миф является основой и источником сюжетов, тем и образов античной литературы; пересказывать прочитанные мифы; усвоить, что мифологическое мировосприятие является особой стадией в развитии художественного познания человеком действительности; развивать связную речь; воспитывать стремление учиться на чужих ошибках.

Оборудование: пьеса Б. Шоу «Пигмалион», эссе А. Камю «Миф о Сизифе», картина Тициана «Сизиф», Пикассо «Пигмалион».

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности

Чтение учителем стихотворения М. Гумилева «Канцона».

КАНЦОНА1

Об Адонисе с лунной красотой,

О Гиацинте тонкому, о Нарциссе

И о Данае, туче золотой,

Еще грустят Аттические2 выси.

Грустят валы ямбических морей,

И журавлей кочующие стаи,

И пальма, о которой Одиссей

Рассказывал смущенной Навзикае.

Печальный мир не очаруют вновь

Ни кудри душные, ни взор призывный,

Ни лепестки горячих губ, ни кровь,

Стучавшая торжественно и дивно.

Правдива смерть, а жизнь бормочет ложь...

И ты, о нежная, чье имя - пенье,

Чье тело - музыка, и ты идешь

На беспощадное исчеВНОвенье.

Но мне, увы, неведомы слова -

Землетрясенья, громы, водопады,

Чтоб и по смерти ты была жива,

Как юноши и девушки Эллады.

- Герои каких мифов упоминаются в стихотворении? Как вы поняли смысл стихотворения?

 

II. Актуализация опорных знаний

 

1. Слово учителя

- В основу античной литературы возложена древнегреческую мифологию. Невозможно представить себе произведения античной литературы без многочисленных богов, населяющих гору Олимп, наделенных безграничной силой, бессмертием, но одновременно похожих на людей: они так же влюбляются, ссорятся, ревнуют, завидуют, помогают другим.

 

2. Повторение литературоведческих терминов

Что такое миф?

Миф в переводе с греческого (mвthos) означает слово, повествование, предание.

Мифы - это предания, рассказывающие о возникновении явлений природы и предметов материальной культуры, религиозных обрядов, о создании мира (космогония) и происхождении богов (теогония). Герои мифов - боги, полубоги и выдающиеся смертные герои. Мифы, в отличие от сказки, всегда считались настоящей историей, а не выдумкой.

Что такое мифология?

Слово мифология образовано от греческих слов mвthos - рассказ и logos - слово, мысль. Оно имеет два значения: 1) совокупность, система мифов какого-нибудь народа; 2) наука, изучающая мифы.

 

3. «Угадай имя героя»

Переставь буквы в словах и прочитай имена героев древнегреческих мифов:

рейометП -

ноЯс -

ферОй -

црисНа -

кІар -

фзіСі -

(Прометей, Ясон, Орфей, Нарцисс, Икар, Сизиф)

 

4. Рассказ о создании богов (теогония) по мифам древних греков

 

image10

 

III. Обобщение и систематизация знаний

1. Мифологическое мировосприятие как стадия развития художественного познания действительности

Возникновение мифологических представлений относят к очень раннему этапу развития человеческого общества. У народов, находившихся на стадии охотничьего и збиральницького хозяйства, мифы чаще всего рассказывали о происхождении тех или иных предметов, явлений природы, животных, обрядов, наличие которых играет значительную роль в общественной жизни. Например, согласно мифам австралийцев, дыхательное отверстие у кита появился вследствие того, что, будучи человеком, он получил удар копьем в затылок.

Предметом мифа выступают и небесные светила; миф рассказывает об их возникновении на небе и создание их формы, направления движения.

Значительную роль играет в этих рассказах мотив превращения (например, образование Молочного пути от капель молока Геры и др.)

Одной из предпосылок мифотворчества является перенос особенностей человеческой психики и поведения на предметы окружающей среды. Все живое и то, что способно двигаться,- животные, растения, море, небесные светила - воспринимаются как определенные силы, которые осуществляют свое движение подобно людям. Причину любой вещи видят в том, что кто-то ее сделал или нашел.

В то же время миф никогда не считался выдумкой, поэтому первобытные народы тщательно отграничивают выдумки, которые существуют только для развлечения, от мифов, которые воспринимаются как подлинная история.

Но мифотворчество не является простой игрой фантазии; это стадия в процессе изучения мира, через которую прошли все народы. В мифах отражается выдумка, фантазия и исторические факты (например, в мифах о Троянской войне).

Какие бывают мифы?

Известны основные циклы древнегреческих мифов:

• о богах;

• о героях;

• об аргонавтах;

• троянский;

• фиванский.

 

2. Работа над прочитанными мифами

1) Миф о Сизифе

Пересказ мифа

Фразеологизм мифологического происхождения.

В переносном значении сизифов труд - изнурительный и бесплодный труд.

- Образ Сизифа использовали в своих произведениях Эсхил, Софокл и Еврипид, широкоизвестным является эссе А. Камю «Миф о Сизифе».

А мы с вами познакомимся с миниатюрой Ф. Крівіна «Сизиф».

СИЗИФ

Он катил на гору камень. Он поднимал его до самой вершины, но камень опять скатывался вниз.

Тогда он пошел на хитрость. Он взял щепочку, подложил ее под камень, и камень остался лежат на вершине.

Впервые за много веков он свободно вздохнул. Он отер пот со лба и сел в стороне, глядя на свою работу.

Камень лежал на вершине, а он сидел и думал, что труд его был не напрасен. Ничто не менялось вокруг. Сегодня было то, что вчера. Завтра будет то, что сегодня.

У него отекли ноги и онемела спина. Ему казалось, что если он еще немного посидит, то и сам превратится в камень.

Он встал и полез на гору. Он вытащил щепочку, и камень рванулся вниз, а он бежал за ним, прыгая с абзаца на абзац и чувствуя прилив новой силы.

У подножья горы он догнал камень и остановил его. Потом поплевал на руки и покатил камень вверх, к вершине горы...

 

image11

 

Худ. Тициан. Сизиф

 

- В чем заключается новый взгляд на труд Сизифа? (Лучше работать бесплодно, чем вообще никак).

 

2) Миф о Пигмалионе и Галатее

Пересказ мифа

Фразеологизмы мифологического происхождения

- В переносном значении в современном языке пигмалион означает «человека, влюбленного в свое произведение».

Міжлітературні іміжпредметні связи

- Миф о Пигмалионе и Галатее интерпретируется в произведениях Овидия, Руссо, Баратынским. Интересным будет знакомство с пьесой Б. Шоу «Пигмалион» и оперетте «Моя прекрасная леди».

А прочитать рассказ-миниатюру Ф. Крівіна можно уже сейчас.

ПИГМАЛИОН

Персей много говорил о своих подвигах, но был среди них один, о котором он не любил вспоминать. Отрубив голову Медузе Горгоне, Персей по дороге домой заехал на остров Кипр к знаменитому скульптору Пигмалиону. Пигмалион в то время был влюблен в только что законченную статую, как обычно бывают влюблены художники в свое последнее произведение.

- Это моя самая красивая,- сказал он, и статуя вдруг ожила.

Вот таких слов ожить - дело естественное, но скульптор увидел в этом какое-то чудо.

- О, боги! - взывал он.- Как мне вас благодарить?

Боги скромно молчали, сознавая свою непричастность

Пигмалион долго не находил себе места от радости. Потом наконец нашел:

- Я пойду мастерскую, немножко поработаю,- сказал он ожившей статуе.- А ты здесь пока займи гостя.

Женщина занимавшего гостя, потом он занимал ее, и за всеми этими занятиями они забыли о Пигмалионе.

Между тем скульптор, проходя в мастерскую, наткнулся на голову Медузы Горгоны, которую оставил в передней неосторожный Персей. Он взглянул на нее и окаменел, потому что таково было свойство этой головы, о котором знали все, кого она превратила в камень.

Прошло много долгих часов, и вот в прихожую вышли Персей и его собеседница.

- Какая безвкусица! - сказала ожившая статуя, глядя на окаменевшего творца.- Знаете, этот Пигмалион никогда не мог создать ничего путного.

Так сказала женщина, и Пигмалион навеки остался камнем...

Почему Пигмалион остался каменным? (Его Галатея не верила в него так, как он поверил в нее.)

• Что нужно человеку, чтобы стать лучшей? (Иметь веру - об этом свидетельствуют и миф, и рассказ нашего современника)

 

3) Миф про царя Мидаса

Пересказ мифа

Фразеологизмы мифологического происхождения

Цирюльник Мидаса - болтун, человек, который не умеет хранить тайны.

Мідасів суд - суд неуча.

Мидасу уши - невежество, которое нельзя скрыть.

Интересно!

• Английские исследователи - археолог Дж. Прег и известный специалист по восстановлению лица по черепу Г. Нов - представили мировые мнимое изображение царя Мидаса, имя которого окружено легендами. Это он получил от бога Диониса способность превращать в золото все, к чему он прикоснется. Нелегко было ему избавиться от пагубного дара. А бог Аполлон наградил его ослиными ушами за то, что Мидас не признал его превосходство в музыкальном состязании с пастушим богом Паном.

Мидас - это вполне реальное историческое лицо, один из наиболее известных фригийским царей. Годы его царствования - 738-696 гг. до н. э. Считалось, что он покончил жизнь самоубийством или был убит киммерийцами, захвативших страну. И вряд ли это согласуется с его богатым погребением, найденным в Турции.

Возможно, легенды о Мидаса в основе имеют реальные сведения. Скажем, его мифическая способность все превращать в золото является художественно обработанная информация о колоссальное богатство царя, владевшего золотыми месторождениями Фригии. Рассказ о «ослиные уши», возможно, свидетельствует о том, что у Мидаса были так называемые дарвінові бугорки - вырасти на ушных раковинах, предоставляющих ушам необычной формы.

 

2. Работа над проблемным вопросом

Использование метода ПРЕСС.

Или поучают нас мифы, или только рассказывают о подвигах, возникновение вещей и явлений?

Метод ПРЕСС

1) Я считаю... (позиция)

2) Потому что... (объяснение)

3) Например,.. (доказательства, аргументы)

4) И поэтому.., (вывод)

Дело в том, что целью мифа является познание мира, объяснение его явлений, а не поучения людей, как, например, в сказках и пословицах. Но поскольку мифы древних греков воплощали в себе религиозные представления, и исторические, и этические правила, и философские рассуждения, то, конечно, они содержат и элементы поучения.

Мифы ненавязчиво учат верить в себя, в свою мечту (миф о Пигмалионе и Галатее), не быть хитрым и коварным (миф о Сизифе), не быть жадными и не судить других по тому, чего не понимаешь (миф про царя Мидаса).

 

IV. Итоги урока

Влияние древнегреческой мифологии в европейскую культуру огромен.

 

 

V. Домашнее задание

Повторить термины; записать 10 фразеологизмов мифологического происхождения.

________________________________________________________________

1 Канцона - в средневековой поэзии лирическое стихотворение о рыцарская любовь.

2 Аттика - область Древней Греции, населенная іонійцями, с центром в Афинах.