ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК № 9

 

Тема. Воплощение в «мещанин во дворянстве» черты классицистической комедии (герой - носитель одной страсти)

Цель: повторить особенности классицизма как литературного направления; познакомить учащихся с сюжетной основой, интригой комедии Мольера «Мещанин - шляхтич»; рассмотреть, как в комедии, воплощена правила классицизма; углубить знания по теории литературы; продолжать формировать навыки анализа драматического произведения.

Оборудование: карточки для групповой работы, жребии для разделения.

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.

Мы наносим порокам тяжелый удар, выставляя их на всеобщее посмешище. Лучшее, что я могу сделать,- это, высмеивая, обличать пороки моего века.

Ж. Б. Мольер

 

ХОД УРОКА

И. Актуализация знаний

 

Беседа по домашнему заданию

Что называется комедией? (Комедия - драматический жанр, в котором конфликт, действие, характеры, ситуации предстают в смешных, комичных формах. Комедия высмеивает общественные явления, человеческие пороки.)

Комедия в иерархии жанров классицизма - это высокий или низкий жанр? (Низкий)

Чем классицистическая комедия отличается от античной комедии и древнегреческого?

Что вы знаете о комедии масок, или комедию дель арте? (Итал. соттесііа (ІеІІ'агЬе - профессиональная комедия - раВНОвидность итальянского импровизированного народного театра эпохи Возрождения, унаследовавший традиции римской эпохи. Персонажи комедии масок были воплощениями комического гротеска, буффонады, яркого зрелища карнавального типа. Как театральный жанр комедия масок повлияла на творчество Мольера.)

Чем комедия ситуаций отличается от комедии характеров? (В первой предпочтение отдается событиям, замысловатой интриге. Во второй высмеиваются характеры. В некоторых комедиях сочетаются оба компонента.)

Какие комедии Мольера наиболее известны?

 

II. Мотивация учебной деятельности

 

Учитель. В отличие от трагедии, где изображались короли, полководцы, герои, комедия изображала обычную повседневную жизнь. Она показывала мелких дворян, бюргеров, прислугу. Именно в их среде Мольер находил забавные черты в поведении, характерах, образе жизни и жизненных устремлениях. Благодаря правлению Людовика XIV престиж дворянства поднялся очень высоко. Нередко зажиточные купцы покупали себе дворянские титулы. Титул дворянина для рядового бюргера был символом величия и изящества. Мольер же пытался показать, что ничего высокого в дворянстве нет: дворяне могут быть ограниченными, лживыми, грубыми и капризными. Так же он высмеивал жадность к наживе, стремление бюргеров что попасть в высший свет.

Обратите, пожалуйста, внимание на эпиграф сегодняшнего урока. Слова самого драматурга будут своеобразным ключом для понимания пьесы «Мещанин - шляхтич», которая уже более 300 лет не сходит с мировой сцены. Именно с этой пьесой мы сегодня будем знакомиться. (Ученики записывают тему и эпиграф урока.)

 

III. Работа с художественным произведением

 

Общий обзор комедии Мольера «Мещанин - шляхтич»

Работа в группах: «5 х 5 х 5» (раВНОвидность «Ажурной пилы», «Джигсоу»).

Методический комментарий

Класс объединяется в группы (количество групп соответствует количеству человек в группе), например, жеребьевкой А1, А2, ...Б1, Б2, ...В1, В2, ...Г1,Г2, ...Д1, Д2...Д5.

Сначала группы объединяются за буквой. Каждая группа получает от учителя карточку с информацией, которую необходимо обработать, выбрать самое главное, кратко записать в тетради и передать информацию другим (записи вести обязательно!). На этот вид работы отводится 10 мин.

На втором этапе ученики перегруппировываются по числовым показателем. В новообразованных группах по очереди, согласно порядкового номера буквы (предыдущий раздел), они передают информацию, обработанную в предыдущей группе. Дополняются записи в тетрадях. После завершения этого этапа урока учитель проводит перекрестное опроса.

Тексты для обработки

Группа А. Последняя выдающаяся комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» (1670) написана в жанре «комедии балета»: по указанию короля в нее были включены турецкие танцы. Мольер смог, вводя танцевальные сцены в сюжет комедии, сохранить единство ее структуры. Основной закон структуры заключается в том, что комедия характера развивается на фоне комедии нравов. Носители обычаев - все герои комедии, за исключением господина Журдена, главного действующего лица. Сфера звича-ел - традиции, привычки общества. Персонажи - жена и дочь Журдена, его слуги, учителя, аристократы Дорант и Доримена, которые имеют цель нажиться за счет богатого буржуа Журдена. Они наделены характерными чертами, но не характерами; эти черты комически заостренные, но являются правдоподобными. Журден, в отличие от персонажей комедии нравов, предстает как комедийный персонаж. Особенностями мольєрівських персонажей является то, что поступки героя выходят за рамки естественного, разумного порядка. Таковы все герои пьес Мольера - герои в высшей степени честные и бесчестные, мученики благородных страстей и глупые. Таким является Журден, буржуа, который решил стать дворянином.

Группа Б. Комедии предшествовала увертюра, по окончании которой на сцене появлялись учителя музыки и танцев, они очень довольны, что нашли себе богатого покровителя, господина Журдена, благосклонного к дворянству и светского поведения. Так сразу же, с первых реплик пьесы, определяется ее основная тема. Журден грезит стать знатным лицом. Эта цель определяет все его помыслы, желания и деятельность, полностью подчиняет его натуру, становится смыслом его жизни. Знаменательным является первый выход господина Журдена: одевшись так, как одевается знать,- он уверен, что его мечта - мечта стать дворянином - становится явью. Господин Журден охотно входит в новую роль и действительно считает себя достойным этого звания. Он дружит с людьми, близкими к королевскому двору. Но чем увереннее ведет себя Журден, то становится пихатішим и тем забавнее выглядит его желание быть аристократом. Что же вызвало «безумие» господина Журдена? А то, что его представление о исключительное значение дворянства были притворными. И поэтому сатира рождалась из вопиющего несоответствия суждений о величие и благородство знати и истинного значения господствующего положения.

Группа В. Смеясь над Журденом, который стремится стать аристократом, Мольер одновременно смеялся и с того идеала, который выдумал для себя Журден. Но как ни старался дворянстве Журден не быть похожим на самого себя, все же он оставался прежним. По-зичаючи графу деньги, он считает их до последнего су; ссорясь с портным, служанкой или женой, он прибегает к ругани и даже драки, забывая про все «великосветские» уроки; стремясь изучать науки, он выбрал ту из них, в которой видел практическую необходимость; простую веселую песенку любил больше, чем тоскливое пение. Его желание получить дворянство не было хитрым расчетом буржуа, субъективно оно становилось искренней мечтой, которая овладела Журденом. Это приводит к тому, что уважаемый господин Журден легко вступает в последний, буфонадний акт комедии и свободно действует в маскараде посвящения в сан «мамамуші». Зря, что его бьют палками, зато он достиг желаемой цели. И очень знаменательно, что в этой атмосфере всеобщего веселья раздаются серьезные слова, которые откровенно выражают позицию автора.

Группа. Г. На вопрос, который ставит Журден Леонту, жениху своей дочери Люсиль, дворянин он или нет, Леонт не без гордости отвечает, что он не намерен присваивать себе дворянское звание и не является дворянином. Он прослужил шесть лет в армии и чувствует себя полезным государству и обществу. Благородство Леонта, по мнению Мольера, приобретенная его образом жизни и деятельностью, тогда как поведение изображенных в пьесе аристократов - графа Доранта и маркизы Доримени - полностью лишена благородства, что была дана им от рождения. В общей композиции пьесы задачей карнавального финала является осмеяние позорной и пошлой страсти к «одворянення» - господин Журден становится всеобщим посмешищем. Конечно, Журден - совсем не такой дурак, за которого его должны все персонажи комедии, и уже совсем не такой старый дурак, чтобы объяснять его поступки почтенным возрастом (ему лишь немного за сорок). К тому же возрастные особенности, как и глупость,- не предмет комедии.

Группа Д. На премьере «Мещанина - дворянина» 14 февраля 1670 года, устроенной для Людовика и его двора в королевском замке Шамбор, «очень» смеяться не спешили. Ведь первым при дворе смеялся король. А он - ни во время спектакля, ни после нее - вообще никак не проявил своего отношения к комедии: ни смехом, ни жестом, ни словом. Двор решил, что комедия провалилась. Слухи об этом моментально облетела весь Париж. Так было и после второй спектакля. Однако обвинять Мольера в крамоле причин не было. «Я ничего не сказал вам про вашу пьесу после премьеры,- через несколько дней сказал Мольеру Людовик. - Мне казалось, что я был очарован тем, как ее поставлено. Действительно, Мольєре, из всего, что вы создали, до сих пор ничто не давало мне такого удовольствия, и сама пьеса ваша - замечательная». Придворные выстроились в очередь к Мольеру. Каждый из них заявлял, что «всегда был горячим сторонником» искусства комедиографа и «всегда знал», что его новая комедия - лучшее из всего, чем богат этот жанр...

Беседа

По каким основным законом создана структура пьесы Мольера?

В чем особенности мольєрівських характеров?

В какой части пьесы определяется основная ее тема? Сформулируйте ее.

Как автор относится к желанию господина Журдена стать аристократом?

Чем объясняется жажда господина Журдена получить титул дворянина?

Над кем еще, кроме господина Журдена, смеется автор? Мысль поясните.

Призванный разоблачить карнавальный финал пьесы?

Какой была реакция знати на премьеру комедии «Мещанин - шляхтич»?

Что высмеивает и что прославляет Мольер в комедии?

 

IV. Рефлексия

 

1. Работа с таблицей

Учитель. Вспомните правила классицизма. Заполнив и-блицю, определите, в чем Мольер придерживается правил классицизма, а в чем нарушает их.

(Учащиеся работают сначала в парах, затем информация обобщается во время переноса ее на доску.)

 

Воплощение правил классицизма в комедии

Нарушение правил классицизма

• Единство места (дом Журдена);

• единство времени (действие ограничивается одними сутками);

• противопоставление отрицательных и положительных персонажей;

• разоблачаются социальные и человеческие пороки

• Нарушено правило трех единств (не выдержано единство действия: кроме сюжетной линии влюбленного господина Журдена в комедии разворачиваются еще три линии: Люсиль и Леонта, Доранта и Доримени, Николь и Ков'єля);

• возбуждено жанровые границы

 

2. Обобщение учителя

- Мольер весело смеется с тех, кто позволяет себя обмануть, и с тех, кто это делает. Но комедиограф верил в большое благородство человека. По его убеждениям, здравый смысл и искренность всегда побеждают. В комедии Мольера классицизм, как и рационализм, доходил «последней черте», за которой вичерпувались его познавательные возможности. И Мольер не греша против классического определения жанра: «Комедия - это переход от несчастья к счастью».

 

V. Домашнее задание

 

Характеризовать образ Журдена, подобрать цитаты для характеристики образа; составить кроссворды к теме; опережающее задание для 4-х учащихся: быть готовыми говорить от имени главных героев пьесы.