ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК № 10

 

Тема. Высмеивание безосновательных претензий буржуа Журдена на аристократизм, интеллигентность и образованность.

Цель: продолжить работу над образами комедии Мольера «Мещанин - шляхтич»; развивать умение анализировать образ литературного героя; выяснить актуальность проблематики комедии для современности; развивать навыки критического мышления.

Оборудование: кроссворды, «Таблица Елвермана».

Тип урока: проблемный урок с элементами исследовательской работы.

Лучшее - враг хорошего.

Афоризм

 

ХОД УРОКА

И. Актуализация знаний

 

Проверка домашнего задания

Работа над кроссвордами, составленными учениками дома. Пример кроссворда

 

 

1. Жанр произведения «Мещанин - шляхтич». (Комедия)

2. Обедневший дворянин, который одалживает деньги у главного героя произведения. (Дорант)

3. Имя дочери главного героя. (Люсиль)

4. Имя служанки. (Николь)

5. Имя слуги. (Ков'єль)

6. Имя маркизы, к которой залицялись два героя произведения. (Дормена) Ключевое слово для проверки. Имя автора произведения «Мещанин - шляхтич». (Мольер)

 

Вопрос к классу

Если бы я вас попросила символически изобразить образ главного героя пьесы, господина Журдена, какие цвета вы бы использовали? Почему? (Как правило, учащиеся называют очень яркие, «кричащие» цвета.)

 

II. Мотивация учебной деятельности

 

Учитель. Для отражения сущности главного героя,вы бы использовали насыщенные, яркие цвета. Наверное, за то, что он является действительно колоритной личностью, которая надолго запоминается и впечатляет. Что же в этом образе есть такого, что на протяжении веков он остается актуальным и интересным? Сегодня мы попытаемся дать ответ на этот вопрос.

 

III. Работа над темой урока

 

1. Общая характеристика образа господина Журдена

Беседа

(Ученики записывают в тетради ключевые фразы, ответы аргументируют цитатами из пьесы.)

Кто господин Журден по происхождению? (Буржуа, чьи родители были торговцами, но он стесняется своего происхождения и образа жизни.)

Которых нанимает учителей господин Журден? (Музыки, танцев, фехтования, философии)

Зачем ему это нужно? (Уроки танцев Журдену нужны для того, чтобы изящно кланяться маркизе, музыки господин Журден учится только потому, что «вельможне господа тоже учится музыке»; фехтование хорошее тем, что «...и трус может убить своего противника, а сам всегда останется цел», а вся «философия» сводится к одному: как лучше написать записочку одной великосвітській даме, маркизе Дормені.)

Какая черта характера господина Журдена является доминирующей? (Сильное стремление походить на дворян)

Какие средства использует Журден, чтобы стать дворянином? (Журден готов много заплатить за то, чтобы люди относились к нему как к благородно рожденного. Кроме того, он готов выдать дочь даже за турка, лишь бы тот был дворянином.)

Чем еще, кроме учебы, господин Журден пытается подражать дворян? (Одеждой, привычками, манерами)

Какие черты характера господина Журдена вы бы отметили? (Сообразительность - Журден заметил, что портной украл у него ткань; самоуничижение - по-рабски восхищен тем, что граф ведет себя с ним, «как с равным»; простодушие - постоянно одалживает деньги графу Доранту; доверчивость - верит всем похвалам Доранта.)

Методический комментарий

Процесс усвоения содержания художественного произведения проходит следующие три стадии:

1) непосредственное восприятие во время чтения текста и воспроизведение образов, описаний, событий и т.п.;

2) осмысление идейного содержания прочитанного (который может опираться на воспроизводственную воображение), что усиливает эмоциональность восприятия;

3) результат идейно-художественного воздействия литературного произведения на читателя.

В процессе анализа содержания и образа персонажа определяются три типа умений: наглядное воспроизведение внешности литературного героя (по портретными деталями, представленными в тексте; различение существенных и несущественных черт характера персонажа и средства их выражения в художественном контексте; умение устанавливать связь между образом литературного героя, конкретными людьми и отдельными фактами общественной жизни, выяснять типичное в характере персонажа.

 

2. Ролевая игра «Перевоплощение»

Представление точки зрения Журдена и восприятие героя другими действующими лицами.

Методический комментарий

Ученикам, которые получили опережающее задание, предлагается сыграть роли господина Журдена, графа Доранта, госпожа Журден, Леонта. Они поочередно выступают перед классом и сообщают (от первого лица) все, что им известно о персонаже, отстаивая «свои» точки зрения и поясняя их. Одноклассники и учитель могут задавать им вопросы, отвечая на которые, ученики отстаивают позиции «своих» героев.

Инструкция для учеников - актеров

Указать имя, особенности внешности, социальное положение, определенные черты характера, эмоциональное состояние литературного образа; определить отношение автора к персонажу. Отметить авторские средства изображения художественного образа, существенное в характере героя; определить место героя в литературном произведении; выявить типичные качества в большем или меньшем кругу людей (реальных лиц); увидеть в образе-персонаже человека определенного времени и социального состояния; оценить характер героя с точки зрения автора, с точки зрения современности; объяснить мотивы его поведения и поступков.

 

3. Обобщающая беседа

- Как вы думаете, почему в качестве эпиграфа был избран афоризм «Лучшее - враг хорошего»? (Чем не хорошая жизнь Журдена? Зачем ему лучше, если он имеет все для того, чтобы себе ни в чем не отказывать? «Честного мещанина» привлекает великолепие придворной жизни, причуды аристократов, изящество наук и искусств.)

 

IV. Рефлексия

«Микрофон»

 

Продолжите предложение: «Я бы посоветовал господину Журдену...»

 

V. Домашнее задание

 

Повторить значение терминов «сатира», «сатирическая рассказ», «юмор», «ирония», «антитеза»; заполнить таблицу Елвермана.

 

Таблица Елвермана

 

Так

Проблема

Нет

Господина Журдена можно понять и поддержать в его стремлении стать дворянином

 

Методический комментарий

«Таблица Елвермана». Стратегия направлена на формирование у учащихся умения осуществлять всесторонний анализ предложенной проблемы, организацию дискуссии и формирования четкой позиции относительно обсуждаемых проблем, используя подобранные аргументы. Содержание проблемы формулируется таким образом, чтобы ответить как положительно, так и отрицательно. Количество аргументов и контраргументов должны быть одинаковой.