ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК № 8

 

Тема. Мольер (Жан Батист Поклен) (1622 - 1673) - комедиограф, актер, театральный деятель. Ведущие темы и художественные особенности комедий Мольера.

Цель: ознакомить учеников с жизненным и творческим путем Мольера; сформировать у учащихся понятие о комедии как жанр драматургии; углубить знания учащихся о классицизм; развивать вдумчивое отношение к учебному материалу, навыки монологического речи; воспитывать интерес к литературе.

Оборудование: портрет Же. Б. Мольера; выставка книг с произведениями Мольера.

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.

Звезда, которая никогда не погаснет...

Н. Буало

 

Для его памяти ничего не нужно, но для нашей нужен он...

Надпись на памятнике Же. Б. Мольеру в зале заседаний Французской академии

 

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

 

Экспресс - опрос

1. Назовите самых известных политических деятелей Франции XVII в.

2. Что означает термин «классицизм»?

3. Почему возник классицизм?

4. Что классицизм унаследовал от античности?

5. Какое искусство в эпоху классицизма считалось образцом совершенства?

6. На каких персонажей делились герои в произведениях эпохи классицизма?

7. Что вы знаете про правило трех единств?

8. Кого считают главным теоретиком эпохи классицизма?

9. Какие жанры получили развитие в эпоху классицизма?

II.

III. Мотивация учебной деятельности

 

Учитель. Уже несколько веков зрителей волнуют образы, созданные выдающимися драматургами эпохи классицизма. В трагедиях «Сид» П. Корнеля, «Британик», «Федра» Ж. Расина изображен конфликт между человеческим достоинством, высоким моральным долгом и страстями. Художественное совершенство комедий Ж. Б. Мольера привлекла внимание современников к проблеме народной жизни. Не случайно Мольера считают основателем жанра «высокой комедии». Благодаря тому, что Мольер применил художественные достижения класицистів, создавая характеры, его комедии засияли яркими персонажами: мещанин во дворянстве, Тартюф, Мизантроп.

Кто такой Мольер? Какой была его жизнь? Почему Никола Буало назвал его «звездой, которая никогда не погаснет»? Об этом мы узнаем на сегодняшнем уроке. (Ученики записывают тему и эпиграф урока в тетради.)

 

III. Работа над темой урока

 

1. Вступительное слово учителя

Однажды французский король Луи XIV (Людовик XIV) спросил у одного придворного, кто из писателей прославит время его правления в своем творчестве, и был очень удивлен, услышав: «Мольер!» Взгляните, пожалуйста, на портрет Мольера. Один из его современников когда-то сказал: «Роста он был скорее высокого, чем низкого, имел благородную осанку, поступь красивый. Он ходил медленно и имел очень серьезный вид. У него был толстый нос, большой рот, мясистые губы, смуглый цвет лица, черные и густые брови». И он ничего не сказал о глазах драматурга, большие, темно-карие, удивительно красивые глаза, в которых светятся ум и честность. Честность - величайший двигатель в искусстве, которое требует от художника изображения правды жизни, вдохновляет на борьбу со злом, защищает мастера слова от заключения компромиссов с собственной совестью.

 

2. Жизненный и творческий путь Мольера. Сообщения учащихся по упреждающим задачей

«Усиленная лекция»

Методический комментарий

Ученики сначала заполняют левую колонку таблицы, затем слушают текст о жизни и творчестве Ж. Б. Мольера. Прослушав текст, учащиеся заполняют правую колонку таблицы (для этого відво-ся 5-7 минут), после чего учащиеся по желанию зачитывают свои записи. Большой по объему текст учитель разбивает на несколько частей. После прочтения каждой из них ученики работают над заполнением правой колонки таблицы.

 

Это мне было известно

Это для меня является новым

 

Ориентировочное содержание сообщения

Мольер (Жан Батист Поклен) - великий французский драматург, театральный деятель, родился в Париже 15 января 1622 года в буржуаВНОй семье и должен был унаследовать профессию своего отца, придворного обойщика, или стать юристом, но он решил, что его призвание - актерство. По свидетельствам Гримаре, первого биографа Мольера, дед частенько водил внука к Бургундского отеля на спектакли, в которых блестяще играл Бельроз, и очарован Жан Батист мечтал быть похожим на кумира парижан. Но эта профессия считалась одной из самых никчемных. Актеры были прокляты церковью, не разрешалось хоронить их на кладбище, если незадолго до смерти они не облишали своего занятия. Когда Мольер стал прославленным писателем своего времени, Французская академия предложила ему стать академиком, но при условии, что он покинет театраль-ную деятельность. Мольер остался актером и руководителем своего театра, поэтому двери Академии для него навсегда закрылись.

Испытав свои актерские силы в школьных спектаклях и постановках, он вступил в труппу «Блистательного театра» (1644), но этот театр не имел успеха: все актеры были любителями, а не профессионалами. В конце концов «Блестящий» прогорел, а Поклен, который был от-повідальним за финансирование театра, даже сидел в долговой яме. Актеры решили оставить Париж и поискать счастья в провинции. Они промандрували двенадцать лет (1646-1658). Сначала играли только трагедии, поскольку классицисты считали комедию низким жанром, поскольку действительность в комедиях отображалась очень поверхностно и вульгарно, широко использовались грубые шутки, непристойные ситуации. Аристократический зритель с презрением относился к комедии, и парижская театральная труппа, если она жаждала славы и денег, могла рассчитывать на успех, лишь снискав благосклонность аристократов.

Классицизм с его презрительным отношением к комедиям сдерживал развитие этого жанра. Мольер - также класицист по способу изображения действительности, но гениальный драматург - свободно вел себя с правилами и нормами, считая, что люди должны быть представлены в комедиях такими, какими они есть на самом деле, чтобы действующие лица воплощали современное им общество; а если правила классицизма не способствуют этому, на них не следует обращать внимание.

Работая в провинции, Мольер начинает осваивать принципы и приемы комедийных жанров, пишет пьесы для своей труппы. У труппы появился свой репертуар и свой зритель. Актеры достигли вершин комедийного мастерства, и Мольер вместе с ними шлифовал свой талант. Он сыпал шутками, импровизировал: то, что он слегка заикался, создавало комический эффект, лицо ни с массивным носом, большим ртом и густыми бровями сверкали весельем. Через несколько лет Мольер возглавил театральное общество. Слава об успехах провинциальной комедийной труппы достигла Парижа. Мольер не только самоотверженно лицедіяв на сцене, он создал новые принципы сценической игры.

1658 года труппа Мольера вернулась в столицу и сыграла перед Людовиком XIV и его двором трагедию Корнеля «Никомед». Снова трагедия - опять неудача. Но Мольер, желая исправить гнетущее впечатление, сразу же показал свою комедию «Влюбленный доктор» на манер итальянских комедий масок. Успех был огромный. Король оставил труппу в Париже, отдал ей театр Пти-Бурбон, назначил Мольеру ежегодный пенсион. Первой пьесой для постановки в новом театре стала одноактная комедия «Смешные манірниці» (1659). В ней высмеиваются провинциалки, которые увлекаются преціоВНОю культурой, мечтают о аристократическое жизнь, отказав своим буржуазным женихом. Комедия имела огромный успех, но аристократки обиделись на Мольера за то, что он высмеял их. Мольер действительно жестко высмеял намерения аристократов отмежеваться от народа, создав условную культуру, причудливое речи и манеры. Враги отомстили драматургу. Труппу выселили из Пти-Бурбона, а здание театра разрушили так быстро, что с него не успели вынести декорации и костюмы. Актеры оказались на улице, но не оставляли Мольера, хотя их приглашали в других театров. Король выделил труппе новое помещение - зал в дворце Пале-Рояль. Там Мольер будет работать до конца своей жизни. Король занимался молье ро вским театром: был первым зрителем половины из двадцати восьми спектаклей, а много комедий были написаны и сыграны по велению короля.

За то, что постановки трагедий не приносили успеха труппе, Мольер решает переместить моральную проблематику из трагедии с ее условными античными персонажами в комедии, как изображает современную жизнь простых людей. Впервые эта идея была воплощена в комедиях «Школа мужей» (1661) и «Школа жен» (1662), в которых драматург поставил проблему воспитания. Прославляя гуманное воспитание, право человека на брак по любви, Мольер выступил против официальной морали своего времени. Феодальное общество, церковники, богатые буржуа не простили Мольеру нарушение моральных норм. Однако, несмотря на злопыхательство врагов, комедия имела большой успех.

Своей задачей Мольер считал безжалостное разоблачение пороков - эгоизма, честолюбия, ханжества и стяжательства, что порождались обществом, основанным на дворянских привилегиях и собственнических инстинктах. В 1664 - 1670 годы приходится наивысший расцвет творчества великого драматурга. Именно в это время он создает свои лучшие комедии: «Школа мужей», «Тартюф», «Донжуан», «Мизантроп», «Скупой», «Мещанин - шляхтич». Лучшая комедия Мольера «Тартюф» имела трудную судьбу. Ее постановка впервые состоялась 1664 году во время грандиоВНОго праздника, устроенного королем в честь жены и матери. Мольер написал сатирическую пьесу, в который обличал «Общество святых даров» -- таинственную религиозную учреждение, пыталась подчинить себе все сферы жизни в стране. Королю комедия понравилась, потому что он опасался усиления власти церковников. Но королева - мать Анна Австрийская была глубоко возмущена, она занималась этим обществом. Церковники требовали, чтобы автора сожгли на костре за неуважение к церкви. Комедию было запрещено, но Мольер продолжал работать над ней. Художественная форма третьего варианта была совершенной - ее напечатали, ее читают и ставят уже более трехсот лет.

Мольер умер 17 февраля 1673 года в своем театре сразу же после окончания последнего акта комедии «Мнимый больной», где он исполнял главную роль. Он играл в спектакле, когда был уже очень болен. Жена просила отложить спектакль, но Мольер ответил, что более 50 человек получают деньги за участие в спектаклях и их нельзя оставлять без заработка. Он смог доиграть спектакль до конца, последними усилиями воли замаскировать судороги боли раскатистым смехом. Но самостоятельно выйти из театра уже не смог. Его на руках перенесли в ближайшую квартиру, где через несколько часов он умер.

Лишь после долгих хлопот его вдовы и личного указания короля Людовика XIV тело Мольера было похоронено по христианскому обряду, несмотря на возражения церкви, поскольку актера не успели соборовать. Мольера похоронили ночью на кладбище Сен-Жозеф. Прах драматурга покоится на кладбище, в саркофаге, поставленном на четырех колоннах за несколько шагов от могилы Лафонтена, который пережил его на двадцать лет.

Мольеро вскую труппу указом короля было слито с труппой Бургундского отеля, в результате этого объединения появился театр «Комеди Франсез» - «дом Мольера», как его и поныне называют французы.

Вопрос к классу

• Что вам больше всего запомнилось из услышанного сегодня о жизни Мольера?

Ведущие темы и художественные особенности комедий Мольера

Молодой Мольер начинал с написания фарсов, затем перешел к созданию комедии интриги, или комедии ситуаций (ошибок), которая постепенно превращалась в комедию характеров и обычаев - высокую комедию. Высокие комедии появились на сцене из-под пера Мольера фактически в течение последнего десятилетия его жизни. Мольер открыл, что нередко людям мешают адекватно воспринимать действительность бурное воображение, восхищения и страсти, которые ослепляют их.

Такие люди кажутся смешными, потому что они зависят от своей мании и не способны руководствоваться здравым смыслом. В каждой пьесе Мольер выводит такого персонажа (протагониста), засліпленого комичной манией. Ему он противопоставляет другого героя (антагониста), холодного и рассудительного интригана, который успевает воспользоваться самозасліпленням протагониста и иметь с этого выгоду. Но в конце комедии пелена спадает с глаз протагониста, и он начинает осознавать реальность событий. Антагониста разоблачена, и он с позором уходит. Мольер показал, что здравый смысл, не согретый сердечностью, превращается в холодный, эгоистичный расчет и делает человека аморальным. Мольер выступает за гармонию сердца и разума.

Среди комических персонажей Мольера часто встречаются врачи. Они создают вокруг своей профессии ореол таинственности и морочат больных, наживаясь на их страхах и доверчивости. Существовало и много других способов зарабатывать деньги, например преподавать грамматику, философию. Мольер высмеивал необразованных, но предприимчивых и корыстных врачей и учителей.

 

IV. Рефлексия

 

1. Беседа

Каких персонажей охотнее изображал Мольер в своих комедиях?

Сформулируйте основную комическую коллизию в пьесах Мольера.

Какие события жизни Мольера имеют особое значение для понимания его творчества?

 

2. Составление грозди на тему «Мольер»

 

 

V. Домашнее задание

Проработать конспект; из словаря литературоведческих терминов выписать определения терминов «комедия», «комедия масок»; прочитать комедию Мольера «Мещанин - шляхтич».