ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС УРОВЕНЬ СТАНДАРТА
АВТОРСКИЕ УРОКИ

ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 9

Тема. Внеклассное чтение. История любви маленькой феи. (Роман Ш. Бронте «Джейн Эйр»)

 

Цель: ознакомить учащихся с творчеством английской писательницы Ш. Бронте на примере ее романа «Джейн Эйр»; помочь найти в произведении романтические тенденции; углублять навыки анализа прозаического произведения, образов-персонажей, пересказа, выразительного чтения, психологического наблюдения над поведением персонажей; развивать связную речь, логическое мышление; способствовать воспитанию нравственных качеств школьников.

Оборудование: портрет Ш. Бронте; выставка книг писательницы; текст романа «Джейн Эйр» (в переводах на выбор учителя и учащихся).

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. УСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Вступительное слово учителя.

Шарлотта Бронте - известная английская писательница, автор романов «Джейн Эйр», «Городок», «Учитель». Она имела удивительную силу воображения, именно такую, что ее И. В. Гете называл секретом Гения - способностью мгновенно проникать в индивидуальность и особенности восприятия совершенно посторонних людей и вымышленных образов.

 

2. Сообщение подготовленного ученика.

Жизнь и творчество Ш. Бронте

Шарлотта Бронте родилась 21 июня 1816 года в английском городке Торнтоні, в Йоркшире, в семье священника Патрика Бронте и его жены Мэри. Кроме Шарлотты, в семье было еще четверо дочерей и один сын.

В 1820 году семья переехала в Хоуорта, глухого городка в Средней Англии, где Патрик Бронте получил небольшой приход. Там, в 1821 году, умерла Мэри Бронте, оставив сирот на руках своего мужчины и незамужней своячениці. После смерти жены Патрик, который всегда был веселым, любил петь по вечерам красивые духовные песни, писал стихи (даже выпустил две небольшие сборники за собственные деньги), замкнулся в себе, стал мрачным, забыл про стихи, песни, улыбку. Единственным его утешением было заботы о детях. Через некоторое время он отдал девушек до сиротского приюта Коун-Бридж. Дома остался маленький сын Бренуелл.

Но условия жизни в приюте были настолько суровыми, что вскоре болезненные две старшие дочери умерли от чахотки. Перепуганный отец забрал Эмилию и Шарлотту из пансиона, и с тех пор их воспитанием занималась строгая тетя.

Патрик Бронте был книголюбом, много читал и выписывал из Лондона даже самые дорогие издания. Он позволял дочерям пользоваться его обширной библиотекой, а за это потребовал строго придерживаться режима и тишины в то время, когда работал над составлением проповедей. Кроме того, отец принимал прихожан, которые приходили к нему с различными просьбами и жалобами. Следовательно, дети не могли бегать в доме с мячом или куклами, громко разговаривать, хотя иногда им этого очень хотелось.

Чтобы как-то развлечь малых, тетя и Шарлотта, которая стала старшей после смерти двух сестер, придумывали с ними пьесы для домашнего кукольного театра, выпускали собственный литературный журнал. Декорации к пьесам рисовал маленький Бренуелл, любимец всех. У него очень рано открылся талант портретиста и художника. Отметим, что Шарлотта тоже хорошо рисовала. Первая детская пьеса называлась «Молодые люди», в ней рассказывалось о сказочных солдат, которые совершали подвиги во имя Наполеона Бонапарта и герцога Веллингтона. Спектакль шел в доме Бронте в течение месяца. Хотя в этом театре был единственный зритель - старая служанка Табби, дети чувствовали себя по-настоящему счастливыми.

А отец по-прежнему молчал, стал еще суровее, уединенно обедал, писал проповеди, резким голосом отдавал приказы слугам, а иногда от тоски по жене выскакивал во двор и стрелял в воздух из старинного ружья, пока не заканчивались патроны. Дети видели все это, но никак не могли утешить его горе, которое тоже переживали очень больно.

Неуемная Шарлотта, чтобы развлечь малышей, предложила новую забаву: каждому раздала по вымышленному острову, попросила населить его различными персонажами, а все приключения и их повседневную жизнь на этих сказочных островах записывались к маленькой книжечки-журнала или рассказывались вечером по очереди. Так возникла сказочная страна Ангрія, прообраз, источник поэтического мира всех трех сестер Бронте. В Ангрії жили рыцари и волшебники, герцоги и пираты, прекрасные дамы и жестокие королевы, осуществлялись самые смелые подвиги и плелись любовные интриги. Сидя в маленькой комнатке на втором этаже, Шарлотта уже не замечала ни мрачного пейзажа, ни серых туч, ни порывов холодного ветра, ни своего печального жизнь. Она погружалась в мир придуманных грез, страстей своих героев и иногда даже не знала, что реальнее: горестной жизни Хоуорта или бурный летопись Ангрії. Девушка рано начала вести дневник и однажды сделала там такую запись: «Мало кто поверит, что придуманная радость может принести столько счастья!»

Но отца смущало то, что дети не имеют серьеВНОго образования, растут слишком тихими и замкнутыми. Он решил отправить Шарлотту и Эмилию в пансион Маргарет Вулери, что славился своими передовыми и гуманными методами воспитания (там были запрещены телесные наказания). Эмилия ехать отказалась, а Шарлотта решилась. Впоследствии она с теплотой и нежностью вспоминала время, проведенное в пансионе, где получила прекрасное образование, которая помогла развиться ее естественном писательскому дару, и нашла верных подруг, которые поддерживали ее на протяжении всей жизни. В 1832 году Шарлотта закончила пансион, а с 1835 по 1838-й работала в ней учительницей французского языка и рисования. Весь свой учительский опыт, педагогические размышления Шарлотта Бронте позже запечатлела на страницах романов.

Именно этот пансион в 1838 году закончила и самая младшая из сестер Энн, которая на то время уже начала писать собственные произведения.

1837 года Шарлотта Бронте послала свои стихи известному английскому поэту Г. Саути. В ответ тот написал, что «посвятить себя только поэзии дело не женское, хотя и можно заниматься ею как приятным развлечением, но с одним условием: не забывать ради нее своих женских обязанностей». Шарлотта обидно восприняла ответ знаменитого поэта.

От природы все сестры Бронте отличались веселым, живым характером и трудолюбием. Им нравились музыка, песни, остроумные беседы, разгадывание шарад и головоломок. Поэтому возвращаться в мрачный и печальный Хоуорт им не хотелось. Шарлотта занялась осуществлением проекта будущей школы «сестер Бронте» (сестры рассчитывали на наследство тети и свои собственные сбережения), а Энн повезло найти место гувернантки в богатой семье Робинсонов. Именно в эту семью после неудачной попытки покорить своим искусством художника элегантно-капризную лондонскую публику было устроено и Бренуелла, теперь он стал учителем рисования. Выставку его рисунков жестко раскритиковала одна из столичных газет. Бренуелла это очень расстроило, он прибег к пьянству, пропил все деньги и вернулся домой, придумав красивую легенду об ограблении. Но, находясь в семье Робинсонов, Бренуелл влюбился в хозяйку и пылко признался ей в своей страсти. Миссис Робинсон оскорбил поступок учителя, и его выгнали. И вместе с ним потеряла место и ни в чем не виновата Энн. Бренуелл начал больше пить, употреблять опиум, делая тем самым жизнь сестер невыносимой и тратя их деньги. О школе пришлось забыть.

Но сестры не сдавались. в 1842 году Шарлотта и Эмилия отправились в педагогический пансион Эгера в Брюссель для совершенствования знаний. Деньги на поездку сестрам дала крестная мать Шарлотты. Но не только жажда знаний толкнула Шарлотту на эту поездку. Девушка старалась забыть молодого священника Уильяма Вейтмена, образованного юношу, прекрасного друга, который служил помощником отца. И он был помолвлен с другой. Трагизм истории заключался еще и в том, что у Уильяма также влюбилась Энн. Через некоторое время сестры узнали о том, что Уильям женился, а еще через год пришла весть о его смерти.

«Страстная любовь - безумие, и, как правило, остается без ответа!» - горько поучала Шарлотта свою младшую сестру. Она имела на это право. Потому что ее саму завертелась страсть к женатому мужчине, мсье Поля Эгера, хозяина пансиона, отца пятерых детей. Умного, эксцентричного француза сначала радовало любви очень серьеВНОй романтической девушки, но после того как его жена раскрыла тайну, Поль всячески пытался избегать Шарлотту. Жизнь в пансионе для впечатлительной девушки стало невыносимым. Она собрала свои вещи, мелкие подарки любимому и покинула Бельгию. Шарлотта вернулась домой с разбитым сердцем. Порой ей хотелось плакать! Она чувствовала себя очень одиноко в родных стенах. Да и атмосфера в доме была тяжелой: Эмилия заглиблювалась в свои мечты, Энн, вроде как тень, бродила по комнатам, Бренуелл продолжал пить. Вечерами Шарлотта писала письма любимому, но она их никогда не отправила. В одном были такие строки: «Вы проявили ко мне чуточку интереса и я цепляюсь за него, как обречен цепляется за жизнь!» Возможно, что писать роман «Учитель»,- «биографию» своего чувства к Эгера - Шарлотта решила только для того, чтобы освободить душу от гнетущей тоски, отвлечься от бездны безумия, чтобы не слышать кашля всегда нервоВНОй Энн, пьяных песен Бренуелла, тихого чтения молитв и псалмов в комнате отца.

Однажды Шарлотта случайно открыла альбом Эмилии и в восторге прочитала стихи сестры, что, по ее мнению, были совсем не похожи на обычную женскую поэзию: слишком стремительные, яркие, лаконичные. Они настолько поразили девушку, что она решила напечатать сборник за собственные средства, скрыв женские имена под псевдонимом «Братья Белл» (Шарлотта - Каррер, Эмилия - Эллис, Энн - Ектон). Сборник увидел свет в мае 1846 года, получила положительные отзывы критики. Особенно отмечали стихи Эллиса Белла (это был псевдоним Эмилии).

Окрыленная успехом, Шарлотта решила напечатать книгу прозы «братьев Белл». К публикации она приготовила свой роман «Учитель», «Грозовой перевал» - Эмилии и «Агнес Грей» - Энн. К сожалению, ее собственный роман был отвергнут, книгу Эмилии не замечено критикой (на произведение ждал грандиозный успех уже после смерти двадцатилетней романистки), а роман Энн критики и читатели встретили восторженно. Шарлотта искренне радовалась успеху сестры и, обнаружив огромную настойчивость, уже 16 октября 1847 года закончила свой новый роман «Джейн Эйр», который имел оглушительный успех, несколько издательств спорили за приобретение прав переиздание. Известный английский писатель. Теккерей пригласил Шарлотту в Лондон, искренне восхищаясь ее талантом и имея огромное желание познакомиться с автором. Именно благодаря этому писателю Шарлотта несколько раз посетила столицу, познакомилась с литераторами, в 1851 году даже была на лекции В. Теккерея о английскую литературу. После ознакомления с вторым романом Шарлотты «Городок» о судьбе необычной девушки Люси Сноу, которая, пережив несчастную любовь, сохранила несломленным гордый дух, Теккерей написал про Шарлотту Бронте такие слова: «Бедная женщина, что имеет талант! Страстное, маленькое, жадное до жизни существа, храброе, трепетное, некрасивое. Читая ее роман, я догадываюсь о том, как она живет, и понимаю, что больше, чем славы и всех других небесных сокровищ она хотела бы, чтобы какой-нибудь Томкинс любил ее и она любила его!..»

Шарлотта все еще мечтала встретить свою любовь, залечить старые раны. Она серьеВНО увлеклась издателем Смиттом, который отвечал ей взаимностью. На то время Шарлотта похоронила брата Бренуелла (октябрь 1848 года), любимую сестру Эмилию (18 декабря того же 1848 года!), была серьеВНО обеспокоена здоровьем умирающего Энн. Вместе со Смиттом они возили ее в Скарборо (Шотландия) на морские купания, но это не помогло и Энн тоже умерла через полгода после смерти Эмилии. Шарлотта практически осталась одинокой - старый отец терял от горя последние силы.

Но что-то постоянно останавливало Смитта, он никак не мог признаться. Хотя молодые люди с полуслова понимали друг друга, могли часами говорить о чем угодно. И вожделенным «Томкінсоном» Смитт для Шарлотты так и не стал. Это была еще одна драма ее впечатлительного сердца.

Устав от одиночества, Шарлотта дала согласие на свадьбу наследнику своего отца по приходу Артуру Николасу Бейллю. Или любила она его? Трудно сказать, ведь девушка воспитывалась в строгих традициях жертвенности семейному долгу и чести. Все пять месяцев своего короткого замужества Шарлотта старательно выполняла обязанности жены пастора и хозяйки дома. Однако свободно заниматься творчеством она уже не могла: это не нравилось ее мужу. Тайно пыталась что-то писать и прятала в ящик стола.

Жизнь осложняла болезнь (туберкулез - наследственное заболевание семейства Бронте) и беременность. Мужчину раздражало то, что она не занималась хозяйством, что ему приходилось обедать и ужинать самому. Она стеснялась ложиться, не хотела сердить Артура, но силы покидали ее. Незадолго до смерти вышел ее новый роман «Шерли», который с восторгом встретила публика и критика. Все ждали новых взлетов таланта Бронте. Но никто не знал, что она умирает.

31 марта 1855 года Шарлотта почувствовала страшную слабость. Необходимо было лечь в кровать. Но ее преследовала мысль о том, что муж снова будет недоволен. Нужно спуститься вниз, а у нее почти нет силы! Шарлотта сделала несколько шагов и села в кресло, что стояло рядом. На мгновение ей показалось, что она плывет куда-то в лодке, а на берегу стоит Энн, протягивает к ней руки и кричит: «Будь мужественной, Шарлотто!» Это были последние слова, которые она слышала. За несколько часов Шарлотты Бронте не стало.

Через некоторое время после смерти Шарлотты ее муж Артур Николлс Бейлль получил письмо из Лондона от некой Элизабет Гаскелл, которая просила разрешения приехать к нему с целью осмотреть архив его жены - известной писательницы Шарлотты Бронте. Мистер Николлс Бейлль раздраженно ответил, что «никакого архива нет, поскольку миссис Николлс была прежде всего дочерью и женой пастора, а не литературной знаменитостью». Миссис Гаскелл была растеряна и чувствовала себя неловко. Чтобы написать первую биографию писательницы, ей пришлось собрать воспоминания немногочисленных друзей Шарлотты Бронте,- «маленькой феи из Хоуорта»,- воспользоваться анализом четырех ее романов и отрывками из переписки с В. Теккереєм и несколькими издателями.

Хотя прошло уже более ста лет, читатели продолжают наслаждаться книгами английской писательницы и приезжать до маленького домика в Хоуорті, где находится музей «маленькой Жанны д'арк» - как нежно называл Шарлотту Бронте В. Теккерей.

 

3. Беседа.

- Какое впечатление произвел на вас роман Ш. Бронте «Джейн Эйр»?

- В чем заключается особенность повествования произведения? (Повествование ведется от первого лица главной героини Джейн Эйр. Это делает рассказ более достоверной и правдивой.)

- Сколько лет было героине в начале повествования? (Десять. Джейн Эйр рассказывает события своей жизни, продолжавшихся на протяжении почти девяти лет.)

- Что известно о девочке? (Она была сиротой, ее родители умерли. Мать - из богатой семьи, а отец - бедный священник. Джейн жила у тети Рид, которая без удовлетворения и радости выполняла просьбу своего брата не бросать девочку.)

- Как жилось девочке у тети? (Очень плохо. Миссис Рид, ее дети Джон, Элиза, Джорджіана), и даже прислуга - все пытались напомнить девочке, что она не такая, как другие, что ее удерживают здесь по великой милости. Джейн считали жестокой, злой, лживой, хотя именно Риды были такими. Особенно Джон любил обижать Джейн, а потом обвинил ее во всем.)

- Какое событие больше всего поразила Джейн во время пребывания в семье Родов? (Когда ее закрыли в таинственной Красной комнате, в которой когда умер мистер Рид и после того там никто не жил. Джейн увидела призрак покойника, она потеряла сознание и потом очень заболела.)

- Почему тетя решила отправить девочку к сиротского приюта? (Миссис Рид не хотелось больше заниматься девочкой. Она с радостью избавилась от нее.)

 

4. Пересказ текста.

- Расскажите о пребывании Джейн Эйр в сиротском приюте в Ловуді. (Джейн провела в Ловуді восемь лет: шесть как воспитанница, два как учительница.)

- Расскажите о роли в жизни Джейн директрисы приюта мисс Темпль и ее дружбе с Элен Берне. (Мисс Темпль тепло относилась к девочке, заботилась о ней, помогала в учебе. А Элен Берне много рассказывала Джейн о Боге и и осознала, что Он - любящий Отец небесный.)

 

5. Беседа.

- Что резко изменило жизнь Джейн? (Однажды в восемнадцать лет Джейн поняла, что больше не может оставаться в Ловуді. Она дала объявление и ее пригласили гувернанткой в поместье Торнфилд.)

- Кого она встретила в поместье? (Домоправительницу миссис Феєрфакс, женщину преклонного возраста, которая вела хозяйство в Торнфилде и оказалась доброй женщиной. Джейн должна была быть гувернанткой маленькой Адель, дочери любовницы мистера Рочестера, владельца имения. Позже Джейн узнала, что мать Адели, французская певица, покинула сначала своего любовника, а потом и Адель. Рочестер забрал девочку на воспитание.)

- Что известно о хозяине поместья? (Он очень редко посещал Торнфилд, большую часть времени проводил на континенте.)

- Как жилось Джейн в Торнфилде? (Она никогда не знала домашнего уюта, а здесь к ней относились очень хорошо. Хотя иногда девушка чувствовала тоску и одиночество.)

- Что ее волновало? (Она чувствовала, что в имении скрывают какую-то тайну, связанную, по ее мнению, с женщиной по имени Грейс Пул. Иногда ночью девушка слышала нечеловеческий смех, таинственные шаги и т.д.)

 

6. Пересказ текста с творческим заданием.

- Расскажите о первой необычную встречу Джейн и мистера Рочестера от имени:

а) самой Джейн;

б) мистера Рочестера.

 

7. Работа с текстом.

- Прочитайте, какой была природа этого вечера.

- Зачем автор описала именно такой пейзаж? (Пейзаж был довольно романтично: вечер, лунный свет, ночной туман и т.д. Он усиливает романтизм встречи героев, наталкивает читателя на мысль, что между ними должны завязаться романтические отношения.)

 

8. Задачи и вопросы к ученикам.

- Найдите в тексте портреты героев и зачитайте их. Как вы думаете, почему персонажи не наделены красивой внешностью? (Возможно, для того чтобы больше внимания обратить на их внутренний мир.)

 

9. Психологические наблюдения.

- Проследите за психологическим состоянием Джейн и Рочестера, за их отношениями. (Между Джейн и Рочестера почти сразу зародилась глубокая симпатия, которую каждый из них старательно скрывал. Она - за прохладной почтением, он - за грубовато-насмешливым тоном обращения.)

- Как Рочестеру удалось вызвать ревность Джейн? (Он предпочитал мисс Бланш, удивительной красавицы. Соседи начали говорить даже об их свадьбе. Да и сам Рочестер не отказывался от этого. В поместье готовились к свадьбе.)

- Какую роль сыграла сцена с цыганкой-гадалкой? (Именно Джейн показалось, что цыганка странная. А Рочестер мог раскрыть некоторые тайны девушки. Как потом выяснилось, Рочестер любил Джейн и сделал ей предложение. Приготовления шли именно к их свадьбе.)

 

10. Беседа.

- Что помешало осуществлению счастливых грез Джейн? (Во время церемонии венчания оказалось, что Рочестер женат.)

- Расскажите страшную тайну Эдварда Рочестера.

- Как вы думаете, почему Джейн не хотела остаться с Эдвардом? Она его не любила? (Нет, она искренне любила Эдварда. Но быть на правах любовницы не могла. Это противоречило ее принципам.)

- Где нашла приют Джейн после побега из Торнфілда? (Судьба подарила ей встречу с замечательными людьми: семьей Ріверсів - местным священником Сент-Джоном, его сестрами Дианой и Мэри. Оказалось, что все они родственники. Джейн нашла родню.)

- Разлюбила она Рочестера? (Нет, она любила, даже понимая, что уже никогда его не увидит.)

- О чем свидетельствует тот факт, что Джейн разделила свое наследство между всеми Ріверсами? (Это еще одно подтверждение благородства ее души.)

- По вашему мнению, почему Сент-Джон предложил именно Джейн стать его женой? (Она выдержанная, спокойная, терпеливая, когда нужно решительная, преданная, благородная, не безразличен к человеческому горю - такой должна быть жена пастора.)

- Как Джейн восприняла предложение Сент-Джона? (Она отказалась стать его женой, потому что любила Рочестера, но согласна была следовать за ним как сестра и помощница. Однако такой вариант не устраивал Сент-Джона.)

- Почему девушка решила посетить Торнфилд? (Джейн послышался голос Рочестера, который звал ее. Она быстро собралась и уехала, потому что считала, что с ним что-то случилось.)

 

11. Пересказ текста.

- Расскажите, как закончилась история любви Джейн Эйр и Эдварда Рочестера.

- Что известно о дальнейшей судьбе всех других героев романа?

 

12. Комментарий учителя.

По мнению исследователей творчества Ш. Бронте в романе «Джейн Эйр» много автобиографического: ужасные условия жизни в приюте и эпидемия, Элен Бернс и ее смерть в школе; история любви Джейн и Рочестера напоминает любовь Шарлотты и мсье Эгера.

В отличие от сестер, Шарлотте были присущи увлечение сентиментализмом, романтизмом, готическими романами. В ее произведении есть мистика в готическом духе: появление призрака дяди Рида, голос Рочестера, который его слышит Джейн, хотя и находится на расстоянии многих километров от любимого, тайны поместья Торнфилд, страшная тайна Рочестера, которая открывается в день свадьбы. Не смотря на то, что роман написан в тот период, когда романтизм уже сошел с английской литературной сцены, в нем много романтических элементов (таинственное появление Рочестера, пейзажи, романтические чувства героев и тому подобное). В произведении также много элементов сентиментализма (чувствительность натуры главной героини, психологизм образов и т.п.).

Но роман интересен тем, что Шарлотта Бронте одной из первых в английской литературе осмелилась так искренне, страстно, правдиво рассказать о любви, веру, долг, обычные человеческие чувства. Автор смело заговорила о равенстве женщины и мужчины, стремление женщины к счастью, любви, нормальной жизни. Героиня Ш. Бронте - это человек, который имеет врожденное высокое чувство морали, чувство собственного достоинства, верность моральным принципам, стойко выдерживает все сложности судьбы и пробивает себе дорогу в жизни собственными силами. Счастья Джейн в конце романа воспринимается как достойная награда за все ее страдания и муки.

 

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Заключительная беседа.

- Понравился ли вам роман?

- Почему произведение Ш. Бронте продолжает волновать современных читателей? (Потому, что в нем изображен чистые человеческие чувства, отсутствуют цинизм, пошлость, грубость. Вечными остаются проблемы, затронутые в произведении: добра и зла, человеческих отношений, отношений мужчины и женщины, верности, чести, долга и т.д.)

- Известно, что роман был неоднократно экранизирован. Видели ли вы хотя бы одну из кино-версий?

- Каково ваше впечатление от ленты итальянского режиссера Франко Дзеффирелли (1994 год, телефильм «Джейн Эйр»), которая транслировалась на телеэкранах?

 

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Перечитать роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание».

Индивидуальное задание. Подготовить сообщение о жизненном и творческом пути писателя, историю создания романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание», экранизацию произведения и иллюстрации к нему.