ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС УРОВЕНЬ СТАНДАРТА
АВТОРСКИЕ УРОКИ

ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 8

Тема. Развитие свяВНОй речи. О. де Бальзак. Повесть «Гобсек». Сопоставление образов Фанни Мальвы и Анастази де Ресто

 

Цель: углублять умение анализировать литературное произведение, выделять структурные элементы повести, особенности стиля писателя; развивать навыки сравнительной характеристики героев, работы с текстом, связную речь, логическое мышление; способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся.

Оборудование: учебник; текст повести О. де Бальзака «Гобсек» (в переводе А. Кашпера или другом на выбор учителя).

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЭПИГРАФОВ УРОКА

 

II. УСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Вступительное слово учителя.

В повести есть несколько женских образов достаточно разных по своему происхождению, поведением, характером, отношениями с другими героями произведения. Это виконтесса де Гранльє, Анастази де Ресто и Фанни Мальвы. Как уже отмечалось, виконтесса - надменная аристократка, для которой важную роль играет материальное состояние человека, его принадлежность к высшему миру. И вместе с тем о ней известно довольно мало: она богатая, независимая женщина, приближенной к королю, строго придерживается всех правил светского этикета.

Вниманию читателя предлагаются судьбы других героинь: графини Анастази де Ресто и Фанни Мальвы, поскольку их жизнь связана с образом главного героя Гобсека.

 

2. Пересказ текста.

- Расскажите, что вам известно об этих героинь.

 

3. Беседа.

- Когда впервые на страницах повести появляется имя графини де Ресто? (Когда описывается салон віконтеси где Гранльє.)

- Почему о ней вспоминает Гобсек? (Потому что она выдала ему вексель, который принес к ростовщику Максим де Трай.)

- Что было известно ростовщику про эту женщину? (Она «одна из самых красивых парижских женщин, жена богатого землевладельца, графа».)

- Почему Гобсека заинтересовал этот вексель? (Как известно, Гобсек развлекался, наблюдая за людьми. Он захотел узнать тайну этого векселя. «Что здесь скрывается: глупость, опрометчивость, любовь или жалость?»)

- Где жила графиня? (На улице Ельдер.)

- Правильным был расчет Гобсека относительно поведения графини? Как ему удалось осуществить свое намерение? (Расчет был правильным. Гобсек - неплохой психолог.)

- Как Гобсек узнал, что графини нечем платить? (Из сладенького голоса горничной.)

- Почему ростовщик приходил к графине дважды? (Ему хотелось увидеть эту красивую женщину, почувствовать власть над ней.)

- Найдите описание портрета графини. (Отрывок от слов «Какую же прекрасную женщину.» до слов «... мое сердце так не билось».)

- Найдите описание интерьера комнаты графини. С какой целью автор вводит его в повествование о героине? (Автор изображает роскошную обстановку спальни аристократки. Из описания можно судить о некоторые привычки графини, черты ее характера.)

- Какой увидел комнату графини Гобсек? («Во всем была красота, лишенная гармонии, роскошь и беспорядок. А нищета, что под всем этим притаились, уже подводили голову и давали почувствовать свои острые зубы ей или ее любовнику».)

- По вашему мнению, как Гобсек относился к этой женщине? (Гобсека очаровала ее красота, но уважения к ней с его стороны не чувствуется. «Эта женщина - демон»,- сказал он графу. Хотя Гобсек и спас ее перед мужем. Ростовщик просто стремился поставить эту красавицу в зависимость от себя. Ведь он хорошо знал людей.)

 

4. Проблемная ситуация.

- Подумайте, прав ли был Дервіль, когда сказал такую фразу: «.я не оплакивал участи этого несчастного существа, такой очаровательной в глазах мира и такой ужасной, кто читал в ее сердце»? Что он имел в виду? (Графиня действительно была ужасной существом: она бросила отца, когда тот отдал свое наследство другим дочерям, изменяла мужу с красивым, но бездушным альфонсом Максимом где Траєм, в конце концов разорила своих детей.)

 

5. Изложение с творческим заданием.

- Расскажите, как вела себя графиня во время болезни своего мужа.

- Как можно назвать ее поступок? (Позорный и аморальный. Самое страшное, что мать использовала доверие своего ребенка.)

- Какое сравнение применяет автор для описания графини? («Преданная отвода глаз жена, она подстерегала смерть и богатство, как и полевая насекомое, сидя на дне вырытой вроде спирали норки в песке, поджидает свою неминуемую добычу, прислушиваясь к падению каждой песчинки».)

- Дайте собственную оценку тому, что произошло.

 

6. Работа с текстом. Выразительное чтение с творческим заданием.

- Зачитайте описание комнаты умершего графа.

- Подумайте, какую роль этот интерьер играет в раскрытии характера графини. (Она насквозь циничная особа. И ее поведение в комнате покойника подтверждает это.)

 

7. Проблемные ситуации.

- По вашему мнению, заслуживает графиня такого отношения к себе, которым оно было со стороны Гобсека, высшего мира? (Так. Ведь графиня нарушила не только девиз рода («надежность»), но и элементарные правила. Она действительно была плохой дочерью, матерью, женой.)

- Как вы думаете, графиня поняла свои ошибки? (Возможно. Во всяком случае она пыталась искупить свою вину перед детьми: после смерти мужа, живя в нищете, графиня посвятила себя детям, дала им прекрасное воспитание и образование.)

 

8. Беседа.

- Как читатель узнает о Фанни Мальвы? (О Фанни впервые упоминает Гобсек, поскольку от нее принесли вексель. Причем это произошло в тот самый день, когда принесли вексель графини да и сумма была одинаковой (тысяча франков). Принес его купец, который торгует тканями и почти разорился.)

- Где жила Фанни? (На улице Монмартр.)

- Подумайте, с какой целью автор конкретно указывает, где живут его героини. (Это тоже необходимая деталь для характеристики героинь. Как известно, Монмартр располагался в северной части Парижа. В прошлом он был маленьким поселком. Лишь в XIX веке его включили в черту города. Здесь селилась незаможня богема. Итак Фанни живет в бедном районе. Этот факт еще раз подчеркивает то, что она простая девушка.)

- Каким был домик, где жила Фанни? (Невзрачный на вид. Отрывок от слов «Прихожу на улицу Монмартр...» до слов «... темные, заезженные, потрескавшиеся».)

Поступок Фанни поразил ростовщика? (Уходя из дома, она оставила деньги воротарці.)

 

9. Работа с текстом.

- Какой представлял Гобсек Фанни и какой она оказалась на самом деле? (Отрывки от слов «Я представлял ее себе хорошенькой вертихвісткою». От слов «Фанни, молодая девушка...» до слов «...мягко освещали ее милое личико».)

- Найдите описание квартиры, где жила Фанни Мальвы. (Отрывок от слов «Когда я оказался...» до слов «Я не заметил ни пылинки на мебели в первой комнате, где меня приняла хозяйка...»)

 

10. Беседа.

- Какое впечатление произвела на Гобсека эта девушка? (Она ему понравилась. Кроме того, ростовщика поразила чистота в ее комнате.)

- Чем занималась Фанни? (Она шила белье.)

- Какими были психологические наблюдения Гобсека относительно этой девушки? (Он увидел, что Фанни бедная, поэтому и вынуждена работать день и ночь. Она происходила из честной фермерской семьи. О ее крестьянские корни свидетельствовали веснушки. Девушка была верующей: над ее кроватью висело деревянное распятие.)

- Чем покорила Фанни старого ростовщика? (Оказывается, что Гобсек способен симпатизировать людям. «От нее веяло добродетелью. Я будто оказался в атмосфере искренности и душевной чистоты, и мне даже стало легче дышать. Я был почти тронут».)

- Что ему хотелось сделать для нее? («Мне хотелось предложить ей деньги в ссуду всего под двенадцать процентов, чтобы помочь ей купить какое-нибудь прибыльное дело».)

- Что остановило благородные намерения Гобсека? (Мысли о том, что у девушки может быть какой-то молодой кузен, что заставит его подписать векселя и оббере бедную девушку.)

 

11. Проблемная ситуация.

- Из текста известно, что Гобсек думал об обеих женщин, с которыми свела его судьба. Кому из них он отдавал предпочтение и почему? («Я думал именно о Фанни Мальвы,- из нее вышла бы хорошая женщина, мать семьи. Я сравнил ее чистое одинокую жизнь с жизнью той графини, начала уже подписывать мне векселя, а скоро скатится в бездну пороков на самое дно».)

- Оправдались ли его провіщування? (Так. Фанни стала женой Дервиля, а графиня разорилась.)

 

12. Творческое задание. Анализ текста.

- Прочитайте диалог Дервиля с віконтесою:

«- Бедняга,- заметила виконтесса,- вы с присущей вам искренностью, небось, признались бы в этом и перед большим обществом.

- Я готов крикнуть об этом всему миру,- ответил адвокат».

- Подумайте, кого из участников диалога можно назвать счастливым? (Конечно, Дервиля. Он, кстати, самый счастливый из всех героев: имеет собственное дело, любящую жену, его уважают даже в высшем обществе. А виконтесса, несмотря на все свои титулы и богатство, вряд ли понимает, что такое любовь.)

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Работа с таблицей.

- Составьте таблицу сравнительную характеристику образов Фанни Мальвы и Анастази де Ресто.

 

Сравнительная характеристика героинь

 

Фанни Мальвы

Основные характеристики образа

Анастази де Ресто

Наверное, дочь фермера

Происхождение

Возможно, из состоятельной семьи

Швея

Социальное положение

Графиня, аристократка

Незамужняя в начале произведения, а потом - жена адвоката

Семейный статус

Замужем. Жена богатого землевладельца, графа

Молодая девушка, грациозная головка, свежее личико, приветливый вид, каштановые волосы, голубые, чистые, как хрусталь, глаза

Портрет

Прекрасная женщина с черными волосами, что выбивалось густыми кудрями из-под косынки; нежная кожа, глаза ее блестели

Милая, нежная, наивная, искренняя, аккуратная, верующая, трудолюбивая, мечтательная

Черты характера

Жадная до денег, циничная, хитрая, непорядочный

Стала хорошей женой

Дела жизни

Разорила своих детей. Хотя потом искупила этот грех: посвятила себя детям, дала им прекрасное воспитание и образование

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовиться к уроку внеклассного чтения по роману Ш. Бронте «Джейн Эйр».

Индивидуальное задание. Подготовить сообщение о жизни и творчестве писательницы.