ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС УРОВЕНЬ СТАНДАРТА
АВТОРСКИЕ УРОКИ

ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 10

Тема. Ф. М. Достоевский. Жизненный и творческий путь письменника. философские, этические и эстетические взгляды писателя и их воплощение в художественных произведениях. Роман «Преступление и наказание» как воплощение нового, полифонического типа художественного мышление. философские, социальные, психологические и морально-этические идеи произведения

 

Цель: ознакомить учеников с жизненным и творческим путем русского писателя Ф. Достоевского, его философскими, этическими и эстетическими взглядами; добиться усвоения понятия «роман» и его раВНОвидности (философский и психологический); развивать навыки конспектирования, связную речь, логическое мышление; способствовать расширению теоретических знаний школьников; воспитывать лучшие человеческие качества.

Оборудование: учебник; портрет Ф. М. Достоевского; выставка книг писателя.

ХОД УРОКА

Человек есть тайна. Ее надо разгадывать,

и даже если будешь разгадывать ее на протяжении всей жизни,

не говори, что потратил время;

я занимаюсь этой тайной, потому что хочу быть человеком.

Ф. М. Достоевский (Из письма к брату)

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. УСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Слово учителя.

Ф. М. Достоевский - оригинальный мыслитель-гуманист, творчество которого проникнуто чувством любви к человеку и невыразимую боль за нее. В своих произведениях он сумел передать глубину человеческих страданий, переживаний, мастерски используя искусство психологического анализа.

Как отметил исследователь С. Белов в своей монографии о Достоевском, весь XX век прошел под знаком усезростаючої славы писателя. В истории мировой литературы трудно найти пример, когда влияние писателя, который умер, не ослабевает, а, наоборот, с каждым годом все больше и больше растет. Английский поэт У. Оден так сказал о писателе: «Построить человеческое общество так, как о нем рассказывал Достоевский, невозможно. Но общество, которое забудет то, о чем он рассказывал, недостойно называться человеческим». Интерес к творчеству Ф. Достоевского не исчезает и сейчас.

Ф. Достоевский - искренний и гуманный писатель. Он учил искать искру добра в каждом человеке, стремился воспитать личность, разгадать ее тайну. Восемнадцатилетний юноша Федор Достоевский 1839 года в письме к брату написал слова, что является лучшим выражением смысла его творчества. (Учитель выразительно зачитывает эпиграф урока.)

Ф. Достоевский принадлежит к тем писателям, биография которых тесно связана с творчеством, которые смогли раскрыть себя на страницах своих художественных произведений.

 

2. Работа с портретом писателя.

(Можно использовать портреты художников В. Петрова, В. Фаворского, И. Иванова или других на выбор учителя).

- Каким изображен писателя на всех портретах?

- Каково ваше впечатление от этих работ?

- Назовите черты характера художника, что их передают художники. (Сосредоточенность, какое-то внутреннее напряжение.)

 

3. Комментарий учителя.

Портретов писателя довольно много, и на всех он предстает серьезным, сурово - сосредоточенным, задуманным. Следует отметить, что современники Ф. Достоевского отмечали в его внешности что-то болезненно-напряженное.

Портрет В. Петрова создано в то время, когда писатель вернулся из-за границы и работал над романом «Бесы». Он сидит, крепко сомкнув руки на коленях. В его сутулой осанке, в мрачном выражении лица подчеркивается почти болезненное напряжение.

В гравюре на дереве работы В. Фаворского Ф. Достоевский изображен в комнате, слабо освещенная пламенем свечи. Он стоит у стола с книгами и держит в руках листы бумаги. Писатель серьезный, задуманный, внутренне напряженный.

Работа И. Иванова переносит нас в Петербург Достоевского с его темными грязными дворами, нищими трущобами. Лицо писателя строгое, сосредоточенное, на нем отражается душевная боль и муки от увиденного.

 

4. Сообщения подготовленных учеников.

Жизненный и творческий путь Ф. М. Достоевского

Достоевские происходят из старинного дворянского рода, представители которого с XVI века упоминаются в различных документах юго-западной Руси. в 1506 году им была пожалована грамота на село Достоєво в Пинскому уезде, после чего эти служивые люди начали называться по названию села Достоевскими. В XVIII веке они не приняли католичества, а переселились в Украину, где постепенно род угасал и терял свою знатность. Дед будущего писателя служил протоиереем в городке Брацлав Подольской губернии. Его младший сын Михаил нарушил семейную традицию и стал врачом.

Родился Федор Михайлович Достоевский 11 ноября 1821 года в Москве. Его отец служил врачом в Мариинской больнице для бедных, на территории которой и прошли детские годы будущего писателя. Мать, Мария Федоровна, дочь купца, энергичная женщина, которая очень любила своего мужа и была доброй и нежной детей (их в семье родилось семеро - четыре брата и три сестры). Мать разбиралась в поэзии, увлекалась музыкой и прививала своим детям любовь к искусству.

Семья была скромно обеспечена всем необходимым и никогда не позволяла себе ничего лишнего. Вечером отец любил читать вслух Карамзина, Жуковского, Пушкина. И если Федор в 16 лет переживал смерть Пушкина как великое русское горе, то этом он обязан прежде всего своему отцу, который привил детям любовь к литературе. Кроме того, родители рано начали обучать детей, этим занимались мать и диакон. С 1834 года Федора с братом Михаилом, который был его лучшим другом, отдали в частный пансион. Федор много читал, среди любимых авторов - Пушкин, Жуковский, Гоголь, Лермонтов, Шиллер, В. Скотт. Родители знали об литературные увлечения сыновей и всячески поддерживали это. Их отдали до Университетского благородного пансиона, был ступенькой для поступления в университет.

1837 год выдался для молодого Федора очень тяжелым: 29 января (10 февраля) 1837 года не стало Пушкина, а 27 февраля умерла от туберкулеза его любящая мамочка. Потеря жены сломала Михаила Андреевича, а ему надо было поднимать детей.

Реализовать свои гуманитарные наклонности - поступить в Московский университет - братья Достоевские не могли. Нищета заставили приобрести практические профессии. Отец решил отдать сыновей до Главного военно-инженерного училища в Петербурге. С этой целью написал прошение к императору (это заведение был под управлением великого князя Михаила) принять обоих сыновей «через обильное семейство мое и нищенское состояние». Император позволил принять обоих, но его обещание не было исполнено. В январе 1838 года приняли лишь Федора, да еще и заставили отца заплатить деньги. Федор напишет папе: «Мы, бьемся с последнего рубля, должны платить, тогда как другие, дети богатых родителей, приняты бесплатно». С отцом Федор больше не увидится: то трагически погибнет в 1839 году. Михаил поступил на службу в Санкт-Петербузької инженерной команды, но через три месяца был отправлен до Ревеля. Братья расстались.

Для будущего писателя начинается новый, самостоятельный этап петербургского жизни. В 18 лет он впервые оказался наедине с жестокой действительностью. Одинокий и мечтательный Федор страдал от резкого контраста между счастливым детством и условиями жизни в училище, что угнетали его. Он часто скучал на занятиях и оживлялся только на лекциях по русской литературе и истории архитектуры. Обучение было трудным и напряженным. Например, в первой половине 1841 года Достоевский должен был составить: 7 января - фортификацию, 8 - история, 9 - французский язык, 11 - аналитику, 13 - геодезию, 14 - закон Божий и нарисну геометрию, 15 - физику, 17 - архитектуру, 18 - ситуацию и русскую словесность. Юноша имел полное право сказать брату об учебе в училище: «С нас жилы тянут, милый мой!» Но при такой нагрузке Федор не только был среди лучших воспитанников училища, а еще и мог прочитать все книги, которые задавались («весь Гофман русский и немецкий», «почти весь Бальзак», Гете, Ж. Санд, Гюго, «выучил всего Шиллера» и других).

В 1843 году Федор окончил училище. В июне того же года в Петербург приезжает кумир Достоевского Бальзак. Вдохновленный его приездом, Достоевский перевел роман известного француза «Евгения Гранде». А через год, 19 октября 1844-го, Федор Достоевский подал в отставку. «За мою жизнь не волнуйся,- писал Федор брату кусок хлеба я скоро найду. Я буду работать. Теперь я свободен». Как и его великий учитель Бальзак, он решил стать профессиональным литератором.

в 1846 году появилась первая повесть Ф. Достоевского «Бедные люди», которая была одобрительно воспринята М. Некрасовым и В. Белинским, которым импонировало изображения в ней социальной трагедии «маленького человека». Повесть принесла автору популярность, все заговорили о появлении в литературе нового Гоголя. Состоялось знакомство молодого писателя с И. Тургеневым и многими известными в то время художниками и критиками. Но следующие его произведения: психологическая повесть «Двойник» (1846), фантастическая - «Хозяйка» (1847), лирическая - «Белые ночи» (1848), драматическая - «Неточка Незванова» (1849) - были холодно встречены. Критика не восприняла новаторства Ф. Достоевского, его стремление проникнуть в тайны человеческого характера. Писатель болезненно переживал негативные отзывы, отдалился от И. Тургенева и М. Некрасова.

1846 года Ф. Достоевский познакомился с социалистом-утопистом М. В. Буташевичем-Петрашевским, начал посещать его собрания. Именно поэтому вместе с ними 30 апреля 1849 года его арестовали. На суде Достоевскому было предъявлено обвинение в распространении запрещенного письма В. Белинского к М. Гоголя и вынесен приговор к смертной казни. 22 декабря 1849 года писатель вместе с другими петрашевцями находился в Петербурге на Семеновском плацу в ожидании смертной казни, но за несколько минут до казни ее отменили по высочайшему распоряжению. Эти десять минут в ожидании смертной казни вошли в творчество писателя как символ человеческих страданий и, в частности, нашли отражение в романе «Идиот». На Достоевского ждали четыре года каторги в Омске, а затем - солдатчина в Семипалатинске.

По мнению исследователей творчества писателя, эшафот стал поворотным моментом в духовной биографии писателя. По словам самого художника, начинается «перерождение в новую форму». По дороге на каторгу, в Тобольске жены декабристов М. А. Муравьева, П. Есть. Анненкова с дочерьми О. И. Ивановой и Н. Д. Фонвізіної добились свидания с писателем и подарили ему Евангелие - единственную книгу, которую разрешалось читать каторжанам. Достоевский становится верующим человеком, и после каторги и ссылки религиозная тема будет в его творчестве центральной. На каторге он горячо полюбил Марию Дмитриевну Исаеву, которая позже стала его женой. Этот брак продлился семь лет, но не принес писателю счастья.

В декабре 1859-го Достоевский возвращается в Петербург, в котором он не был ровно десять лет. Там его встречают как мученика, однако признание и славу нужно было еще завоевывать. Федор Михайлович выступает на литературных вечерах. На одном из них 21 ноября 1860 года в зале Пассажа он знакомится с Т. Шевченко.

В этот период были опубликованы повести «Дядюшкин сон» (1859), «Село Степанчиково и его обитатели» (1859), а также первый роман «Униженные и оскорбленные» (1861), «Записки из Мертвого дома» (1861-1862), в которых отразилось пережитое на каторге. Вместе с братом Михаилом Достоевский организует и издает журналы «Время» (1861-1863) и «Эпоха» (1864-1865), в которых печатаются произведения художника и других известных писателей того времени. Общественно-философское направление журнальной деятельности братьев Достоевских - «ґрунтівництво». Путь к Золотому Веку, Гармонии, Хрустального Дворца утверждавшийся в нравственном сближении с «почвой», с изначальным мировоззрением народа, его христианскими идеалами, «вселюдяністю».

В течение 1862-1863 годов писатель совершает заграничные путешествия (Париж, Баден-Баден). Его интересует европейское жизнь, люди, их быт и обычаи. Мир увидели «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863), «Записки из подполья» (1864), которые намного опередили проблематику и образную систему следующих романов.

Работу писателя осложняли тяжелые удары судьбы, что была немилосердной к нему. 14 апреля 1864 года Мария Дмитриевна умерла от чахотки. Федор Михайлович еще много лет занимался своим пасынком Павлом Исаевым (сыном Марии Дмитриевны от первого брака). В июле того же года скоропостижно скончался Михаил Михайлович Достоевский - духовно ближайший писателю из всей большой семьи, неоднократно помогал ему материально и морально, единственный среди всех братьев и сестер Достоевских, который боготворил своего гениального брата. Федор Михайлович взял на себя обязательства заботиться о вдове и детям покойного. Достоевский работает с отчаянной энергией, что помогает ему заглушить душевную боль. И вдруг новый удар: умирает сотрудник журнала, единомышленник писателя, прекрасный русский критик и поэт Аполлон Григорьев. Несмотря на все попытки Достоевского, уровень журнала «Эпоха» резко падает и в июне 1865 года его приходится закрыть.

И писатель продолжает работу. Он реализует свой давний замысел - создает роман «Преступление и наказание», который с января 1866 года начинает печататься в журнале «Русский вестник» и приносит автору мировую славу. В период работы над романом Достоевский приглашает стенографистку - молодую девушку Анну Григорьевну Сніткіну, которой было суждено стать последней любовью Достоевского, его женой, другом, помощником. Когда Федор Михайлович просил ее руки, она ответила ему: «Я вас люблю и буду любить всю жизнь!» И она сдержала слово. В письме к своей подруге С. О. Кашиной Анна Григорьевна писала: «...Что за удивительная, прекрасная, искренняя, добрая, бесконечно добрый человек! Его мало кто знает. Он всегда мрачный, раздраженный, но если бы кто знал, сколько под этим скрывается тепла, добра и человечности. Чем больше его знаешь, тем сильнее прив'язуєшся к нему. Я знаю, что и он меня страстно любит, и это делает меня такой счастливой, что я иногда думаю, что я не достойна такого счастья...»

Но материальная нужда и кредиторы мешали супругам наслаждаться семейным счастьем. Они вынуждены были уехать в Европу, где находились с 1867 по 1871 годы. Посетили Берлин, Дрезден, Баден-Баден, Базель, Женеву, Вену, Милан, Флоренцию, Венецию, Триест, Прагу. В этот период Достоевский работает над романами «Идиот» и «Бесы». За рубежом у супругов родились дочери София, которая вскоре умерла, и Любовь.

8 июня 1871 года Достоевский с семьей возвращается в Петербург, а через восемь дней у них рождается сын Федор. Кредиторы снова не дают спокойно жить, требуя погашения долгов брата Михаила и самого писателя. Анна Григорьевна берет в свои руки все финансовые дела семьи и терпеливо воюет с кредиторами.

в 1873 году Ф. М. Достоевский начинает работать над «Дневником писателя», который с 1876-го печатается в журнале «Гражданин» и того же года выходит как самостоятельное издание. Его художественная форма уникальна. Наряду с публицистическим, литературно-критическим материалом здесь содержатся «сюжеты» из жизни современной действительности, а также художественные произведения, «щоденникова проза»: «Бобок», «Сон смешного человека», «Мальчик у Христа на елке» и другие. в 1875 году выходит роман «Подросток», в котором отражены главные философские, социальные, нравственные искания писателя.

До автора знаменитых романов наконец приходит всеобщее признание, как в России, так и на Западе. Но здоровье ухудшается (у писателя была эпилепсия), сказываются каторга и тяжелые годы борьбы за жизнь и творчество. Его любимым местом отдыха и работы было местечко под Великим Новгородом Старая Руса, где семья снимала дачу. Именно здесь, в 1879-1880 годах Достоевский работал над романом «Братья Карамазовы» - своим последним произведением, который остался незаконченным. 7 мая 1880 года Достоевский в последний раз приезжает в Старой Руси. Он оставляет шумный Петербург, чтобы именно здесь обдумать и написать знаменитую речь о Пушкине, свое литературное завещание.

В июне 1880 года в Москве был открыт памятник А. Пушкину. Речь Достоевского сделала это открытие выдающимся событием в истории не только российской, но и мировой литературы. Речь о Пушкине - плод сорокалетних размышлений писателя о творчестве великого русского поэта. Выступление Достоевского встретили грандиозными овациями, из толпы слышались возгласы: «Пророк, пророк!» Писатели И. Тургенев, И. Аксаков подошли к Федора Михайловича, жали его руку со словами: «Вы гений, вы более чем гений!» Достоевского увенчали лавровым венком, который он ночью, превозмогая сильную боль (художник очень плохо себя чувствовал), отвез и положил к памятнику Пушкину. Речь о Пушкине стала лебединой песней писателя, последним лучом его поздней славы: жить ему осталось меньше семи месяцев.

Почти весь январь 1881 года Достоевский чувствовал себя неплохо и продолжал работать над романом «Братья Карамазовы», даже собирался сыграть в домашнем спектакле у С. А. Толстой роль схимника в «Смерти Иоанна ГроВНОго». Но в ночь с 25 на 26 января писателю стало плохо: горлом пошла кровь. Достоевский чувствовал, что умрет. В день смерти он позвал жену, сказал, чтобы зажгла свечку и подала Евангелие. Он открыл Евангелие, но читать уже не мог, попрощался с детьми, завещал им «любить мать, любить честность и труд, любить бедных и помогать им». 28 января 1881 года в 8 часов 38 минут Федор Михайлович Достоевский скончался. Похороны писателя превратились в историческое событие: тридцать тысяч человек провожали его гроб, который несли писатели Д. Григорович, В. Соловьев и петрашевцы А. Плещеєв, О. Пальм. 72 делегации несли венки, 15 хоров участвовали в процессии. Так старые и новые друзья Достоевского благословили в последний путь наиболее страстного мечтателя о братстве и равенстве людей.

 

История создания романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Истоки романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» достигают времен пребывания писателя на каторге. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман. Не помнишь, я тебе говорил про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, понимая, что еще самому надо пережить. На днях я решил писать его немедленно. Все сердце мое с кровью будет вложено в этот роман». Сначала «Преступление и наказание» был задуман писателем в форме исповеди Раскольникова.

Но прошло еще шесть лет. В течение этого времени были написаны романы «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома», «Записки из подполья». Главные мотивы этих произведений - тема бунта и тема героя-индивидуалиста - затем синтезировались в романе «Преступление и наказание».

8 июня 1865 года Ф. Достоевский попросил денег у издателя А. Краевского и предложил ему для журнала «Отечественньїе записки» свою новую работу - роман «Пьяненькие». Но издатель отказал писателю, мотивируя это отсутствием денег в редакции.

Находясь за рубежом, Ф. Достоевский оставил «П'яненьких» и решил написать повесть, замысел которой стал зерном будущего романа «Преступление и наказание».

В сентябре 1865 года Достоевский решил предложить повесть журнала «Русский вестник». В письме к издателю М. Каткова автор подробно изложил план своего произведения и определил его главную идею: «Это - психологический отчет одного преступления». Но в процессе работы повесть постепенно перерастает в большой роман, и Достоевский решает пожертвовать всем написанным и начать заново. В середине декабря 1865 года первая часть романа была написана, опубликована в январе 1866 года в журнале «Русский вестник». Работа над произведением продолжалась в течение всего 1866 года.

 

Экранизация романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание», иллюстрации к нему

Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» неоднократно экранизировался. Известны такие работы раВНОго периода: 1935 год - П. Шеналь (Франция), 1956 год - Же. Лампен (Франция), 1969 год - Л. Кулиджанов (Россия), 1983 год - А. Каурисмяки (Финляндия), 2007 год - телесериал Д. Светозарова (Россия).

Известно, что во время работы над романом Ф. Достоевский создавал графические очерки лицо Раскольникова, Сони, Дуни, Лизавети, Порфирия Петровича.

Роман иллюстрировали много известных художников, среди них П. Боклевський, М. Добужинский, Д. Шмарінов, И. Глазунов, Е. Неізвєстний.

 

5. Слово учителя.

Ф. М. Достоевский в своих произведениях сочетал силу гениального психолога, интеллектуальную глубину мыслителя и страстность публициста. Он - создатель психологического романа, в котором развитие сюжета обусловлен столкновением идей, мировоззрения персонажей. Поэтому произведения писателя называют еще и философскими.

Основа реалистических произведений Ф. Достоевского - мир человеческих страданий, трагедия униженной и обиженной личности. Гениально владея искусством психологического анализа, писатель показал, как унижение человеческого достоинства разрушает душу, раздваивает сознание, в результате чего в личности, с одной стороны, возникает ощущение никчемности, а с другой - потребность протеста.

 

6. Работа со словарем литературоведческих терминов.

Роман (фр. roman - романский) - эпическая жанровая раВНОвидность, вместительный по объему, сложный по строению, прозаическое (реже-стихотворный) эпическое произведение, в котором широко охвачены жизненные события, глубоко раскрывается история формирования характеров многих персонажей.

Психологический роман - раВНОвидность романа, в котором воспроизведены внутренние переживания личности, духовную эволюцию, поиски и противоречия героя, которые обусловили его поступки и поведение.

Главным объектом исследования в психологическом романе является человек с его неповторимым внутренним миром. Сформулированный в XIX веке («Герой нашего времени» М. Лермонтова, «Госпожа Бовари» Г. Флобера, «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского и др.). В психологическом романе писатели исследуют влияние социальных обстоятельств на психологию человека, взаимосвязь индивидуального и общего. В эпоху модернизма общественное не имеет определяющего характера, на первом плане - личность, которая творит свой особый мир.

Философский роман - большое эпическое произведение, в котором непосредственно излагается мировоззренческая или этическая позиция автора.

Как отдельный жанр сформировался в эпоху Просвещения (Вольтер «Простак», «Кандид, или Оптимист», Д. Дидро «Жак-фаталист и его хозяин»), возник из-за необходимости популяризации философии рационализма, сатирического изображения общественных норм, законов и политических событий.

 

7. Творческое задание.

- Докажите, что роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» является психологическим и философским. (В романе воспроизведен тайны человеческого духа, историю преступления и наказания Раскольникова, его раскаяния и начала духовного перерождения. Кроме того, в произведении развенчивается идея «сверхчеловека», распространенная тогда в обществе.)

 

8. Беседа.

- Кто является главным героем романа? (Родион Раскольников.)

- В чем, по вашему мнению, заключается особенность романа? (Автор в композиции своего произведения сохраняет многие черты лирического повествования - дневник, исповедь. Ведь почти все события романа подаются через восприятие их главным героем, который присутствует, за некоторым исключением, во всех сценах произведения. Кроме того, в романе много мемуарных эпизодов: исповеди Мармеладова, Свидригайлова, письмо Пульхерии Александровны и др. Но все эти эпизоды так или иначе связаны с историей Раскольникова.)

- По вашему мнению, история которого героя является основной? (Конечно, Родиона Раскольникова.)

- Чьи еще истории есть в романе? (Мармеладова, матери и сестры Раскольникова, Лужина, Свидригайлова, Разумихіна. Все эти истории являются частью судьбы главного героя.)

 

9. Комментарий учителя.

Отметим, что образ Раскольникова является не только композиционным, но и духовным центром романа. Все тематические линии неразрывно связаны с идеологической схеме романа. Трагедия происходит в душе Раскольникова, и все персонажи произведения вместе с ним пытаются разгадать тайну этой трагедии. Исследователь М. Бахтин в своей монографии «Проблемы поэтики Достоевского» писал: «Каждый персонаж входит в его [Раскольникова] речь не как характер или тип, ... а как символ некоего жизненного решения тех самых идеологических вопросов, которые тревожат его».

Писатель как опытный проводник ведет читателя сквозь лабиринты совести Раскольникова и приводит героя к пониманию своего преступления, а также раскаяние.

 

10. Творческое задание.

- Попробуйте определить особенности сюжета и композиции романа.

 

11. Комментарий учителя.

Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» имеет свои особенности. Сюжет произведения связан с движением сознания героя от преступления до наказания, от бунта до упокоения. Как отмечается в эпилоге, это может составить «новую историю, историю постепенного обновления человека».

Сюжета подчинена и композиция произведения. В романе главным является не физическое, а моральное наказание. В финале шестого раздела и эпилоге свершилось правосудие. Как видим, композиция романа посвящена развенчанию теории героя.

Кроме того, композиция произведения построена на прямых и подсознательных диалогах героя романа с его антиподами - Разумихіним, Порфирием Петровичем, Соней Мармеладовою, а также «двойниками» - Лужиним, Лебєзятніковим, Свидригайловим. Диалоги персонажей обусловили полифонию романа.

 

12. Работа со словарем литературоведческих терминов.

Полифония (гр. роlyгhоnиа - многоголосие) - багатозвуччя, основанное на одновременном гармоническом сочетании и развитии равноправных самостоятельных мелодических линий.

Музыкальный термин «полифония» был переосмыслен и введен в литературоведении теоретиком литературы Г. Бахтиным, который исследовал эту тему в книге «Проблемы поэтики Достоевского» (1929). Согласно его концепции, литературная полифония предполагает множественность взглядов на мир и место личности в нем, раВНОобразие различных позиций, противоречивость мыслей и чувств, борьбу идей в произведении. В художественном тексте полифония имеет различные формы проявления:

- диалогическая позиция автора по отношению к герою (автор словно ведет с ним постоянный диалог);

- наличие героя-идеолога (в его сознании постоянно идет борьба идей);

- столкновении не характеров, а мировоззренческих позиций;

- диалогичность мыслей и переживаний героя;

- звучание разных «голосов эпохи» и т.д.

Полифония обусловливает многозначность произведения, его различные интерпретации.

 

13. Исследовательская работа.

- Приведите примеры полифонии в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание». (Многоголосье города, звучания отдельных голосов на улице, в доме, переживания главного героя, что выливаются во внутренние монологи, мысленные диалоги Раскольникова с другими героями, большое количество диалогов и т.д.)

 

14. Продолжение комментария учителя.

С композиционной структурой романа связаны символические сны (Раскольникова, Свидригайлова), образ города - Петербурга, природные явления - жара, гроза. Да, жара сопровождает кошмар преступления героя, гроза - самоубийство Свидригайлова и решение Раскольникова пойти в полицию с повинной. Одна из функций символических явлений - осветить ошибочность идеи «беспредел».

Как известно из воспоминаний самого автора, его замысел об «идейном убийце» распадался на две части: первая - преступление и его причины, вторая - действие преступления на душу убийцы. Такая особенность замысла отразилась в окончательной редакции на названии романа - «Преступление и наказание» - и на особенностях его структуры: из шести частей произведения одна посвящена преступлению и пять - влиянию этого преступления на душу Раскольникова.

 

15. Беседа.

- Каким изображен Петербург в начале романа? (Грязь на улицах, везде пыль, кирпич, жара, духота, крики пьяниц. И хотя небо над Невой светлое, безоблачное, а вода почти голубая, у читателя складывается впечатление, что город давит на героев. Над всем возвышаются лишь сияющие купола собора.)

- Какие цвета преобладают? (Серые, желтые (этот цвет, кстати, в русской литературе ассоциировался с образом Петербурга.)

- Какими изображены люди? (Злые, злые, пьяные, шумные, готовы на любое зло.)

- Подумайте, какую роль в произведении играют улице Петербурга. (Действие романа все время переносится из помещения на улицу, что создает своеобразную динамику сюжета. С улицами связана судьба почти всех героев: публично кается Раскольников, приносит себя в жертву Соня, падает замертво Мармеладов, истекает кровью Катерина Ивановна.)

 

16. Задание ученикам.

- Определите проблематику романа.

 

17. Комментарий учителя.

Роман багатопроблемний. По мнению литературоведа Л. Гроссмана, «Преступление и наказание» прежде всего «роман большого города XX века. Широко развернутый фон капиталистической столицы предопределяет здесь характер конфликтов и драм». В связи с этим в романе возникают социальные проблемы: обнищание городских «низов», господство идеологических теорий «сверхчеловека», проблема «маленького человека», денег и капитала. Впервые в русской литературе в романе Достоевского была поставлена проблема проституции - страшного порождения капиталистического города. В произведении автор детально анализирует типичные и выразительные в своей простоте факты будничной жизни Петербурга. По его мнению, самое ужасное жизни вызывает самые фантастические идеи и идеологические иллюзии. Важное место занимает также проблема психологического состояния человека в различных жизненных ситуациях.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Главная тема творчества Ф. Достоевского

Заключительная беседа.

- Назовите факты биографии писателя, нашли отражение в его творчестве.

- По вашему мнению, какова главная тема творчества Ф. Достоевского?

- Какую роль в жизни Ф. Достоевского имела встреча с женами декабристов?

- Подумайте, какое значение творчества писателя в развитии русской и мировой литературы.

- Дайте определение понятия «роман».

- Каковы особенности психологического и философского романа?

- Что такое полифония?

- Какие проблемы поднимает писатель в своем романе «Преступление и наказание»?

- Назовите композиционные особенности произведения.

- В чем особенность обраВНОй системы романа «Преступление и наказание»? (Все персонажи так или иначе связаны с судьбой Раскольникова как главного героя романа.)

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Изучить конспект лекции учителя; читать роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание»; подобрать цитаты к образу Раскольникова.