ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК № 7

 

Тема. Классицизм как художественное направление в литературе XVII ст. Философское и эстетическое основание классицизма. Основные правила классицизма.

Цель: познакомить учащихся с литературным направлением классицизма, его особенностями, основными правилами, причинами возникновения; вызвать интерес учащихся к теме, дать возможность ощутить тогдашнюю историко-культурную атмосферу; развивать навыки устной речи и конспектирования; воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: портреты Людовика XIII и Людовика XIV, кардинала Ришелье, Корнеля, Расина, Мольера; репродукции картин французских художников XVII в. с изображениями Версаля и представителей знати.

Тип урока: проблемный урок с элементами исследовательской работы.

 

ХОД УРОКА

И. Объявление результатов тематической аттестации N° 1. Анализ типичных ошибок

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Эпоха барокко, с которой мы ознакомились на предыдущих уроках, была эпохой великих мистиков и философов - идеалистов. И не все мыслители и художники конца XVI - начала XVII в. тяготели к стилю барокко, т.е. сосредоточили свое внимание на сложности, парадоксальности, неопределенности бытия. Одновременно с иррациональной барочной сознанием, которая утверждает, что «жизнь - это сон», возникает принципиально новая - рациональная, которая сформировала иной подход к пониманию смысла бытия человека и предложила еще один выход из, казалось бы, безвыходной ситуации человеческого существования. Мы начнем знакомиться еще с одной историко-литературной эпохой, которая называется классицизмом. (Ученики записывают тему в тетради). Сегодня мы попытаемся выяснить причины возникновения классицизма и его особенности.

III. Работа над темой урока

Учитель. Классицизм - это художественная система, которая царила не только в литературе, но и в живописи, скульптуре, архитектуре и музыке. В эпоху Возрождения культурным центром Европы была Италия, в XVII в. им становится Франция. Некоторые ученые именно ее считают родиной классицизма. Вполне закономерным является вопрос: «Почему именно Франция, а не Германия или Италия?» Попробуем заглянуть в историю, чтобы ответить на него.

Сообщения учащихся по опережающим заданиям

Ситуация во Франции в XVII ст.

В XVII в. во Франции сложилась особая форма правления - абсолютизм (вся власть принадлежала одному человеку - королю). Была преодолена феодальная раздробленность, сломлено сопротивление феодалов; были установлены определенные законы, которые ограничивали свободу людей.

Создателем французского абсолютизма был кардинал Ришелье, который фактически руководил государством (экономикой, финансами, армией, дипломатическими связями) в период правления слабохарактерного и бездарного короля Людовика XIII. Стремясь сделать Францию такой же могущественной и просвещенной, как древний Рим эпохи Августа, Ришелье занимался искусством. Он основал Французскую Академию, через которую влиял на творчество писателей. Ришелье сделал литературу частью государственной идеологии, которая навязывала людям определенные взгляды и стереотипы.

После смерти Ришелье (1642) и короля Людовика XIII (1643 года) дворянство попыталось отобрать власть у малолетнего короля Людовика XIV, которому на тот момент исполнилось пять лет, но эта попытка оказалась неудачной; страной правила мать короля Анна Австрийская. в 1661 году двадцатитрехлетний король при-ступил к правлению. Людовик XIV (1638-1715), которого называли «Король - солнце», превратил Францию в самую могущественную державу Европы. Король - солнце с политической целью использовал имидж открытой, жизнерадостной и доступного человека, ценителя муз и покровителя искусств. Однако на самом деле это был коварный и хитрый политик, опасный мастер придворной интриги, который помнил о бывший мятеж.

Король считал себя преемником римских императоров, а своих подданных - потомками римлян. Он окружил себя художниками, поэтами, музыкантами, от которых требовалось прославлять могущество и великолепие правления короля. Французский двор стал центром искусств и законодателем вкусов. Знатные люди Германии, России, других государств Европы пытались подражать обычаи, моды, роскошь Парижа. В новом Версальском дворце король устраивал придворные балы, на которых должна была присутствовать вся знать. Любимым развлечением Людовика XIV был театр. Во времена его правления французское искусство (в частности театр и литература) достигло наивысшего расцвета, полностью сформировался французский классицизм.

Беседа с обобщением прослушанной информации

Что стало причиной возникновения классицизма? (Укрепление монархической власти)

Запись в тетради

Государственная идеология Франции = экономика + политика + наука + + искусство.

Абсолютизм - государственная власть принадлежит монарху.

Главные политические деятели Франции XVII вв.: кардинал Ришелье, Людовик XIV («Король-солнце») -» Государство - это я!».

Причина возникновения классицизма - укрепления монархизма в государстве.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII - начала XIX в., для которого характерны гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

Учитель. С искусства греков и римлян классицисты взяли лишь те правила, которые требовали соблюдения строгого порядка, логики и гармонии. Как известно, основой античной архитектуры является принцип прямых линий или идеального круга. Классицисты считали этот принцип победой разума над чувствами, а в эпоху Возрождения ценились прежде всего чувства. В этом и заключаются различия в поддержании и возрождении античного искусства разных времен. Кла-сицисти считали, что существуют определенные правила, по которым творится красота. Если художник точно следовал им, у него получится совершенный художественное произведение. Кроме того, классицизм - стиль в искусстве, который требует соблюдения строжайшей дисциплины формы и содержания. Французского писателя Никола Булла считают теоретиком эпохи классицизма. В трактате «Поэтическое искусство» он вывел правила классицизма.

Эпоха классицизма породила великих драматургов, которыми были трагики Корнель и Расин, комедиограф Мольер.

Критерии совершенного искусства - ум, логика, правила.

Правила классицизма

1) Изображение героев положительных (образец для подражания) или негативных (нравственный урок читателям).

2) Соблюдение в драматургии правила трех единств: единство действия (четкая композиция), единство времени (один день), единство места (в одном месте).

3) Подчеркивание в образах героев одной черты характера (честь, долг, храбрость, лицемерие, жадность и т.д.).

4) Конфликт страсти (сердца) и обязанности (разума) - разум побеждает.

5) Литературные жанры делились на «высокие» (ода, трагедия, эпопея, героическая поэма; величавая, торжественная речь), «средние» (научные произведения, элегии, сатиры; общеупотребительная речь), «низкие» (комедия, песни, письма в прозе, эпиграммы; разговорный стиль).

 

IV. Рефлексия

 

1. Работа в парах

Сформулировать ответ на вопрос: «Каким должно быть художественное произведение в соответствии с правилами классицизма?» (По правилам классицизма, каждое произведение должно быть целостным с точки зрения замысла и формы, тематики и речи, жанра и композиции. Логичность, единство, уравновешенность всех элементов текста - путь к совершенству и эстетического совершенства.)

2. «Микрофон»

Продолжите предложение: «Сегодня на уроке я узнал (удивился, почувствовал, возомнил)...»

 

V. Домашнее задание

 

Найти в словарях и выписать в тетради значение таких понятий: «трагедия», «трагикомедия», «драма»; найти сведения о биографии и творчестве Мольера.