ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС УРОВЕНЬ СТАНДАРТА
АВТОРСКИЕ УРОКИ

ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 7

Тема. «Странное сочетание жадности и своеобразия характера...». (Романтические и реалистические черты неоднозначного образа «философа и скряги» Гобсека. Власть золота и ее философия в повести)

 

Цель: помочь учащимся понять сложный и неоднозначный образ Гобсека как главного героя повести, показать наличие в нем романтических и реалистических черт; углублять умения учащихся анализировать прозаическое произведение; помочь раскрыть философские вопросы произведения; развивать навыки анализа образа-персонажа, перевода текста, ролевой игры, выразительного чтения, работы с текстом, свяВНОй речи, логического мышления; воспитывать отрицательное отношение к жадности и скупости, способность критически относиться к власти денег.

Оборудование: учебник; текст повести О. де Бальзака «Гобсек» (в переводе А. Кашпера или другом на выбор учителя).

ХОД УРОКА

Золото - худший из ядов для человеческой души.

В. Шекспир

 

Под кучей денег может быть похоронена человеческая душа.

Н. Готорн,

американский писатель XIX в.

 

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Задание ученикам.

(Применяется интерактивный прием «ґронування».)

- Раскройте основные моменты жизни и творчества О. де Бальзака, используя ключевые слова.

 

 

2. Опрос-«эстафета».

(Ученики читают задания на карточках, дают ответы и передают карты дальше.)

1) Где и когда начинается действие повести? (Зимой 1829-1830 года в салоне віконтеси где Гранльє, около часа ночи.)

2) Как мать догадалась, что Камилла влюбилась в графа? (Девушка прислушалась к шуму кабриолета, на котором уезжал Эрнест.)

3) До какого времени, по мнению віконтеси, ни одна мать не доверит Эрнесто де Ресто будущее и состояние своей дочери? Почему? (Пока жива его мать. Потому что дочь за него все розтринькає.)

4) Когда Камилла начала относиться к Дервиля с благосклонностью? (После разговора на балу. Девушка поняла, что он одобряет ее приверженность молодого графа.)

5) Сколько лет Дервіль и Гобсек были соседями? (Четыре года)

6) Как Дервіль называл Гобсека? (Батюшка Гобсек.)

7) Что заказывал Гобсек на обед в Дервиля? А что ел у себя дома? (Крылышко куропатки, стакан шампанского - в Дервиля. У себя - стакан молока и сухарик.)

8) О ком из героев идет речь в цитате: «Это чудовище с ангельским лицом господствует над ней, вероятно, используя ее слабости - тщеславие, ревность, жажду наслаждений, светский чад». Что вам известно о нем? (Максим де Трай.)

9) Как вы понимаете финал повести: «Госпожа де Босеан принимала у себя госпожа де Ресто,- сказал дядька. - О, только на раутах! - проговорила виконтесса»? (Как известно, раутом назывался великосветский вечер без танцев. То есть госпожа де Босеан не допускала графиню де Ресто в свою интимную круг. А Гранльє вынуждены будут принять ее, если Камилла выйдет замуж за Эрнесто. Законы светского Парижа жестокие, но все придерживаются их.)

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЭПИГРАФОВ УРОКА

 

III. УСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Работа с первым эпиграфом.

- Выразительно прочитайте слова Шекспира, что служат первым эпиграфом. Раскройте их содержание.

- Можно сказать, что тема власти золота волновала и людей эпохи Возрождения? (Так. Недаром Шекспир написал пьесу «Скупой». Тема влияния денег на отношения людей освещается в трагедии «Король Лир» и других произведениях.)

 

2. Вопросы к ученикам.

- По вашему мнению, какую роль в жизни людей играют деньги, золото?

- Согласны ли вы с высказыванием, что служит эпиграфом урока?

 

3. Слово учителя.

Трудно представить человеческую жизнь без денег. Вся история человечества неотделима от них. И вместе с тем именно с золотом связано все самое страшное, что есть в жизни: горе, ненависть, измены, убийства. Нельзя не согласиться со словами неизвестного мудреца, который сказал, что «золотая эра человечества была тогда, когда золото еще не царило».

Тема золота нашла свое отражение на страницах произведений писателей разных эпох. Римский драматург Плавт, англичанин. Шекспир, француз Мольер, русские Пушкин, Гоголь, Салтыков-Щедрин. Каждый из названных художников по-раВНОму раскрывал эту тему.

Уже античный драматург Плавт в своей комедии «Клад» разоблачает золото как слепую стихийную силу, которая калечит людей, вносит в их среду элементы раздора и неровности. Мольер в комедии «Скупой» в образе Гарпагона высмеял безудержную жажду к обогащению. Скупой рыцарь А. Пушкина стремится к власти, а деньги для него является средством ее достижения. Хотя он скорее скрытый владолюб, чем настоящий лихоимцев. Плюшкин М. Гоголя - мелочный скряга «бытового» типа, которого жадность привела к тому, что он потерял все моральные качества. Бальзак пошел дальше и показал в своей повести новые тенденции жизни: процесс накопления богатства, что становится движущей силой не только общества, но и человеческих отношений. Шаг за шагом в своей повести автор исследует воздействие денег на человеческую личность.

 

4. Беседа.

- Как тема денег входит в сюжет повести? (Камилле, дочке віконтеси где Гранльє, нравится молодой граф де Ресто. Но он небогат. И мать против их отношений.)

- Что еще пугает віконтесу? (То, что дочь влюбилась в юношу, который не принадлежит к их кругу. Кроме того, ей известно, что мать господина де Ресто способна профукать миллионы, она женщина низкого происхождения, плохо относилась к своему отцу и в молодые годы давала немало поводов для сплетен. То есть графиня де Ресто нарушает все каноны аристократического мира. Она им неровня.)

- Проанализируйте разговор Дервиля с Камиллой на балу. Что вы можете сказать о каждом из участников диалога? (Дервіль предстает человеком опытным, что хорошо знает жизнь и законы высшего общества. Камилла еще очень юная особа, но она тоже понимает, что деньги имеют власть над людьми. Поэтому девушка и сказала, что если бы Эрнест стал богат, то был бы достойным женихом для многих.)

 

5. Работа с текстом.

- Найдите в повести цитаты, которые подтверждают, что золото имеет большую власть над людьми. Укажите, кому из героев принадлежат эти высказывания.

«Разве я жил бы так, как живу, когда бы был богат?» (Гобсек.)

«Но вместе с тем я хорошо понимал, что когда у него в банке лежат миллионы, то в уме он может владеть всей землей, которую он объездил, обшарив, взвесил, оценил, ограбил». (Дервіль.)

«... из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы человек стремился его. Это. золото. В золотые воплощено все человеческие силы». (Гобсек.)

«А разве могут в чем-то отказать тому, у кого в руках мешок золота?» (Гобсек.)

«А жизнь? Разве это не машина, которую приводят в движение деньги?» (Гобсек.)

«Золото - вот духовная сущность всего нынешнего общества». (Гобсек.)

«Как и я, мои собратья набаловались всем, всем преситились и любят теперь только власть и деньги ради самого обладания». (Гобсек.)

«... Деньги - это товар, который можно со спокойной совестью продавать, дорого или дешево, в зависимости от обстоятельств». (Дервіль о принцип Гобсека.)

«Что может удовлетворить наше “я”, наше тщеславие? Золото! Потоки золота. Чтобы удовлетворить наши прихоти, нужно время, нужны материальные возможности и усилия. В золоте все это в зародыше, и оно на самом деле дает все». (Гобсек.)

«Какую ужасную картину увидели бы мы, если бы могли заглянуть в души наследников, что окружали смертное ложе. Сколько здесь интриг, злых намерений, козней - и все за деньги!» (Дервіль.)

 

6. Комментарий учителя.

Как видим, такие откровенные высказывания о роли денег в жизни принадлежат именно Гобсекові. Это и не удивительно, ведь он ростовщик, то есть деньги - не только его профессия, но и смысл всей жизни. Эти фразы похожи на слова сумасшедшего, ведь они насквозь циничные в своей откровенности и страшные. Как же другие персонажи относятся к деньгам?

 

7. Беседа.

- Что для віконтеси где Гранльє главный фактор счастья и условие брака ее дочери? (Богатство жениха. «Эрнест должен быть очень богат, чтобы такая семья, как наша, согласилась породниться с его матерью».)

- Из других произведений Бальзака известно, что Анастази де Ресто отказалась от своего отца, когда тот отдал имущество другим дочерям. Как вы оцениваете человеческие качества этой героини? (Она не выполнила дочернего долга. Для нее ценность имеют только деньги.)

- Кто виноват в разорении ее детей? (Она сама.)

- О чем говорит факт ее поисков завещания в комнате умершего мужа? (Для этой женщины не существует ничего святого. Она не побрезговала даже перевернуть труп своего мужа ради поисков завещания.)

- Как вы думаете, любил графиню Максим де Трай? (Нет. Он был типичным альфонсом, который жил на деньги богатой женщины.)

- Почему Анастази влезла в новый долг перед ростовщиком, продавая ему свои фамильные драгоценности? (Она просто еще на некоторое время покупала любви Максима де Трая.)

- Что можно сказать о клиентах Гобсека? (Они полностью зависят от Золотого Тельца, который является их божеством, то есть и от ростовщиков, которые управляют всей жизнью.)

- Найдите в тексте подтверждение того, что ростовщики имеют большую власть. (Отрывок от слов «Я и мои собратья.» до слов «.в памяти грядущих поколений».)

- Какое название имеет кафе, где собираются ростовщики Парижа? («Фемида». Как известно, Фемида в древнегреческой мифологии - богиня правосудия. В этом кафе собирались юристы. Автор, описывая те встречи, иронизирует над жизнью: ведь правосудие тоже зависит от денег.)

- Почему Гобсек принимал с Дервиля меньшие проценты? (Потому что они считались друзьями.)

 

8. Слово учителя.

Итак, в мире, в котором живут герои Бальзака, ценится только золото. За него можно все купить, продать, быть счастливым, иметь связи и т.д. Отношения между людьми базируются только на денежных отношениях. Люди открыто попирают любые моральные ценности: счастье, верность в любви, материнские и дочерние чувства. Такое общество поражает своим цинизмом. И в центре всего, что связано с золотом, стоит Гобсек.

 

9. Творческое задание «Портфолио героя».

(Ученики заполняют анкету героя.)

Имя: Жан-Эстер.

Фамилия: ван Гобсек.

Год рождения: 1740.

Место рождения: пригород Антверпена.

Родители: мать - еврейка, отец - голландец.

Род занятий: ростовщик.

Верования: скорее равнодушен к религии.

 

10. Пересказ текста.

- Расскажите, что известно о жизни Гобсека, его детство и юность.

 

11. Работа с текстом.

- Найдите и зачитайте портреты героя. (Отрывки от слов «...желтовато-бледное, тусклое лицо...» до слов «...чтобы она служила ему вечно». «Даже во время сильнейшей радости его язык был односложный, а манеры сдержанные». От слов «Бледные щеки старика порозовели...» до слов «...горели сверхъестественным огнем». От слов «Он приподнялся на постели...» до слов «...и умер в полном сознании...»)

 

12. Беседа.

- Что подчеркивается во всех портретах Гобсека? (Блеск благородных металлов (золота, серебра, бронзы) и драгоценных камней. Складывается впечатление, что он сам напоминает слиток золота.)

- Какими были движения героя? (Всегда размеренными, как колебания маятника.)

- Как Гобсек говорил? (Тихо, мягко, никогда не горячился.)

- Как был одет? (Старый картуз, черный халат.)

- Он был эмоциональным? (Нет, Гобсек укрощал в себе все человеческие чувства.)

- Найдите и зачитайте описание комнаты Гобсека и дома, в котором он жил. (Отрывки от слов «Его комната...» до слов «...никогда не разгораясь пламенем». От слов «Этот дом...» до слов «...что прилепились к ней».)

- Подумайте, какую роль в раскрытии характера героя играет интерьер. (Интерьер еще больше подчеркивает холодность героя, его жадность, ведь все в номере старое и потертое. От всего веет холодом. Недаром Дервіль говорит, что дом и его хозяин были похожи друг на друга.)

- Какая странная привычка была у Гобсека? (Во время разговора он внезапно замолкал и ждал, пока проедет экипаж. Он берег свой голос. А когда заходил в дома аристократов, то любил пачкать ковры.)

- Как переводится его имя? («Глотай сухое».)

 

13. Работа с текстом.

- Найдите в тексте сравнения, которые касаются Гобсека. («Как скала и устрица, что прилепилась к ней», «бегал по всему Парижу на своих сухих, как у оленя

ногах», «если коснуться мокрицы,.. так же и этот человек...», «Гобсек был ненасытным удавом этого крупного агентства»; «жизнь его текла так же бесшумно, как песок в старинном песочном часах»; «Гобсек, словно сказочная химера, пожирал ее [графини] богатства».)

 

14. Беседа.

- Какую роль играют все эти сравнения в раскрытии характера героя? (Сравнение довольно негативные, поэтому и не вызывают симпатий к герою.)

- Были ли у Гобсека родственники? Как он относился к ним? (В Гобсека была двоюродная внучка Сара ван Гобсек, известная под именем Очаровательной Голландки. Она была куртизанкой. Весть о ее убийстве Гобсек воспринял довольно спокойно. Он не хотел видеть и ненавидел родственников из четырех женских поколений его рода, своих наследников.)

- Как Гобсек относился к людям вообще? (Он хорошо знал их недостатки и презирал всех.)

- Как вы думаете, любил Гобсек кого-нибудь? (Видимо, нет.)

- Что больше всего Гобсек не любил в людях? (Хитрость.)

- Имел Дервіль основания сказать: «до последнего момента его внутренний мир остался для меня тайной»? (Так. Потому что Гобсек жил в своем мире и никого туда не впускал. Он напоминает слизняка, который не вылезает из своей раковины.)

 

15. Выразительное чтение.

- Прочитайте монолог Гобсека о золото. (Отрывки от слов «А у кого может быть...» до слов «...в чем заключаются мои утешения»; от слов «Ну, так вот, разве плохие у меня развлечения...» до слов «...повернув ко мне свое бледное, словно отлитое из серебра лица».)

 

16. Проблемные вопросы.

- Какую роль играют эти монологи в раскрытии характера Гобсека? (В них раскрывается сущность героя. Первый монолог - это гимн золоту. А во втором звучат даже циничные мысли, которые герой не собирается скрывать.)

- Как вы думаете, справедливо Дервіль назвал Гобсека «человеком-автоматом», «человеком-векселем»? (Гобсек действительно похож на автомат, ведь у него отсутствуют чувства, эмоции. Он напоминает нам механизм, машину, которую периодически заводят.)

 

17. Творческая работа «Рассказ от первого лица».

- Расскажите о Гобсека от имени:

1) Дервиля;

2) графини де Ресто;

3) графа де Ресто;

4) Максима де Трая;

5) Фанни Мальвы;

6) его воротарки.

 

18. Проблемные вопросы.

- Как Гобсек понимал счастье? По вашему мнению, был ли он счастлив? (Гобсек говорил: «В чем счастье? Оно или в сильных чувствах, что убавляют жизнь, или в размеренных занятиях, которые вращают его на хорошо отрегулированный английский механизм». Был ли он счастлив? Трудно сказать. В зависимости от того, с какой точки зрения на это смотреть. Он имел много денег. Но разве деньги главное в жизни? А от сильных чувств себя слишком оберегал. И, пожалуй, Гобсек и не был на них способен, поскольку не имел души.)

- Согласны ли вы со словами Дервиля о том, что «Гобсек самая деликатная и самая честная человек во всем Париже»? (Гобсек иногда был благородным. Уменьшил проценты Дервілю, но с выгодой для себя, вернул двести франков графини за перстень с бриллиантом (хотя и был уверен, что Максим не отдаст ей деньги), с симпатией относился к Фанни Мальвы, из всех людей выделил только адвоката и графа де Ресто, ибо те доверились ему без хитростей.)

- Как вы думаете, прав ли был Гобсек, когда отказался помочь Эрнесто де Ресто, сказав: «Несчастье - наш лучший учитель. Несчастье научит его знать цену деньгам и людям, мужчинам и женщинам. Пусть поплавает по парижскому морю. А когда станет искусным лоцманом, мы дадим ему корабль»? (Видимо, так. Ведь Гобсек знал, как деньги портят душу человека.)

 

19. Пересказ текста.

- Расскажите, как умер Гобсек.

 

20. Проблемная ситуация.

- Подумайте, как понимать слова Дервиля: «В нем живут двое: скряга и философ». Раскройте их содержание. (Скупость Гобсека не знает границ, и свидетельством этого является все приведенные выше примеры. Но он еще и философ. Вследствие тяжелого жизненного опыта герой пришел к печальным выводам о людях, выработал систему взглядов на мир, которая уже никогда не менялась. Он был тонким психологом, хорошо изучил людей (его поведение с графиней, провіщування ее судьбы (сквозь роскошь ее комнаты он видел нищету, к которым привело увлечение графини молодым любовником), отношение к Фанни Мальвы, информация о патрона Дервиля (если бы он не разорился, Дервіль не пришел бы к ростовщику), выделяя Дервиля среди всех других). Гобсек хороший аналитик, который умело рассчитывает поступки людей и играет их судьбами, словно умелый игрок в шахматы.)

 

21. Творческое задание.

- Найдите черты романтизма и реализма в образе Гобсека. (Этот персонаж довольно контрастный, что является признаком романтизма. Элементы реализма: он, как ростовщик, во всем точный, знает механизмы займа денег, четко фиксирует сумму процентов, владеет навыками банковских операций, деловой человек, знает, чего хочет от жизни, не упустит ни одной копейки, из всего имеет выгоду. Элементы романтизма: одинокий, загадочный. Ведь неизвестно, кто он, откуда приехал, как стал богатым, его связях с пиратами и повстанцами т.д.)

 

22. Задания и вопросы к ученикам.

- На основе анализа, проведенного на уроке, определите главные черты характера Гобсека. (Скряга во всем, даже для себя всего жалеет, презрительно относится к людям, ненавидит родственников, предпочитает одиночество, умеет себя беречь, циник, хитрый делец. Вместе с тем хорошо знает человеческую психологию, прекрасно разбирается в людях, хорош как специалист, одинокий, загадочный, понимает красоту.)

- Гобсек является «вечным образом». Он пополнил галерею скряг в мировой литературе (Гарпагон, Скупой рыцарь, Плюшкин). Подумайте, почему этот образ актуален в наши дни. (Поскольку тема денег важна и сегодня, образ Гобсека, который олицетворяет силу и власть золота, является актуальным, поскольку раскрывает разрушительное воздействие богатства на человеческую душу.)

 

23. Работа со вторым эпиграфом.

- Выразительно прочитайте слова Н. Готорна, что служат вторым эпиграфом урока.

- Как вы их понимаете?

- Как слова Н. Готорна связанные с содержанием повести? (Золото стало смыслом жизни Гобсека и убило его душу. Именно поэтому он превратился в человека-автомат.)

 

24. Обобщающее слово учителя.

Бальзаковский Гобсек пополнил когорту скряг в мировой литературе. Отметим, что именно в этом образе О. де Бальзак не только изобразил типичного ростовщика, а и ярко воссоздал особый психологический тип человека, который живет только одной страстью - стяжательством в чистом виде. Деньги - вот единственные цель, любовь и призвание Гобсека. В этом образе обобщены черты частнособственнической психологии и доведено до логического завершения (хотя почти абсурдные с точки зрения нормального человека).

Как не странно, Гобсек даже не пытается воспользоваться теми возможностями золота, о которых сам говорит. Ему достаточно его иметь. Не ради чего-то другого. Для Гобсека не существует никаких удовольствий, кроме осознания наличия своего богатства.

При всей ограниченности в целях Гобсек не является примитивным. Он способен делать обобщения относительно природы общества, анализировать его движущие силы. Знает и психологию людей. Чтобы сделать вывод о всевластии золота и создать собственную философию относительно этого, тоже надо уметь мыслить. Следовательно, он умный человек, но его страсть оказывается сильнее разума. Власти золота, о которой он столько говорил, делает своей жертвой самого Гобсека, он сам себе создает ловушку.

Что может быть абсурднішим за смерть от голода посреди несметного богатства? Но несмотря на абсурдность, она логична: Гобсека убивает собственная идея о всевластии золота и его непревзойденную ценность. Он настолько боялся потерять свои приобретения, что незаметно для себя уничтожил их в физическом смысле: драгоценные ткани, посуда, картины - все испортилось, все оказалось потерянным для мира. Если взвесить на авторский замысел, этот умышленный внешний абсурд - естественное завершение подобного отношения к жизни.

«Есть ли у этого человека Бог?» - риторически спрашивает адвокат Дервіль. Да, есть: это деньги. Служению «золотому идолу» отдано жизнь Гобсека.

Сурово и безжалостно осуждает Бальзак жажду накопления и собственно процесс обогащения человека. Ни Гобсеку, ни другим золото не приносит счастья. И пусть этот образ - крайность, он показывает, к чему приводит путь корыстолюбия, а художественное мастерство писателя делает оговорку еще убедительнее.

 

25. Проблемная ситуация.

- Подумайте, какую роль в повести играет эпиграф к произведению. (Эпиграф к повести - отрывок из письма Бальзака к своему школьному товарищу барону Баршу де Пеноєна. По нашему мнению, эпиграф подтверждает правдивость повествования. Ведь в частных письмах давним друзьям не следует врать или приукрашивать определенные события. Как известно, тематика романов и повестей Бальзака охватывает все раВНОобразие тогдашней французской жизни. Придуманные писателем персонажи, ситуации, события производят впечатление чрезвычайно убедительной картины. Бальзак в предисловии к «Человеческой комедии» не случайно писал о том, что «общество - настоящий историк, а он, писатель, только его секретарь». То есть автор в своем произведении детально исследует общество, в котором живет, и изображает его типичные черты.)

 

26. Вопросы к ученикам.

- Подумайте, есть ли в повести «Гобсек» человек, рассуждает иначе, чем другие герои. (Так. Это Дервіль.)

 

27. Беседа.

- Что известно о Дервиля? (Он адвокат.)

Его социальное положение? (Он сам говорит, что является седьмым ребенком мелкого буржуа.)

- Почему его принимают в высшем обществе? (Дервіль обнаружил некоторые формальные неправильности, допущенные еще во времена Республики, во время продажи особняка где Гранльє, начал этот процесс и выиграл его. А потом он утвердил права віконтеси акций Орлеанского канала и добился возвращения ей Ліснейського леса. Таким образом виконтесса получила огромные деньги.)

- Какого мнения о Дервиля окружения віконтеси и она сама? (Человек незаурядной честности, образованная, скромная и хорошо воспитанная, адвокат с тех пор стал другом семьи Гранльє. Своим поведением в отношении госпожи де Гранльє он снискал уважение и клиентуры в лучших домах Сен-Жерменского предместья, но не воспользовался этой привязанности.)

- Почему Дервіль бывал в высшем обществе? («...Он бывал в высшем свете только ради того, чтобы поддерживать свои связи».)

 

28. Работа с текстом.

- Найдите в тексте высказывания Дервиля о деньгах. Проанализируйте их. («Неужели все решают деньги?»; «Честный человек должен везде держаться с достоинством. Унижаться из-за денег не стоит».)

 

29. Проблемное задание и вопросы к ученикам.

- Подумайте, можно ли назвать Дервиля наиболее трезво мыслящим человеком в обществе, изображенном в повести. Выскажите свое мнение относительно этого образа. (Дервіль наиболее порядочный человек в этом обществе. Герой не потерял моральных ценностей, в отличие от всех других персонажей. Он не поклоняется золоту, и об этом ярко свидетельствуют его высказывания.)

- Как вы считаете, почему именно Дервіль выступает в роли рассказчика?

 

30. Комментарий учителя.

Дервіль объективно воспроизводит события, выражает собственное отношение к героям и ситуациям. Все это создает особую атмосферу искренности разговора и достоверности повествования.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

1. Проблемные ситуации.

- В предисловии к «Человеческой комедии» О. де Бальзак писал: «Человек не добра и не зла; она рождается с определенными инстинктами и наклонностями. Общество совсем не портит ее, как считал Руссо, но стремление к выгоде развивает его дурные наклонности». Выскажите собственное мнение по этому поводу. Аргументируйте ее.

- В монографии «Оноре Бальзак» Д. С. Наливайко писал: «Деньги у Бальзака - это не только экономическая сила, но и материализованное выражение личной выгоды и хищного эгоизма, худших наклонностей и страстей человека, которые не сдерживаются, а, наоборот, стимулируются буржуазным обществом». Каково ваше мнение относительно этого высказывания современного украинского литературоведа?

 

2. Обобщающее слово учителя.

В «Человеческой комедии» Бальзак последовательно, шаг за шагом показывает, как пагубно действует сила денег на общественные нравы, мораль, семейные отношения, политику, правосудие, на различные сферы социальной и частной жизни. Золото порождает закон эгоизма, личной выгоды, что распространяется на все сферы жизни и затягивает человека в свои сети, роняя ее душу. Вся история, изложенная в повести Бальзака «Гобсек»,- это история поисков денег, их значение в жизни людей. По отношению к деньгам можно оценивать персонажей. Но, к сожалению, почти все они циничны в своих принципах. Бальзак объективно показал, что золото становится обладателем буржуаВНОго мира и на смену власти аристократов приходит власть ростовщиков гобсеків.

Тема денег остается сложной и сейчас, и отношение к ним неоднозначное. С одной стороны, деньги необходимые для жизни. А с другой, все проблемы, затронутые Бальзаком, актуальны и сегодня. Пожалуй, если без денег не обойтись, следует четко определить свое отношение к ним: это жизненная необходимость или смысл бытия и мерило всех ценностей. В зависимости от решения этого вопроса каждая личность и выбирает свой путь.

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подобрать материал к характеристике образов Анастази де Ресто и Фанни Мальвы. Повторить понятия «композиция», «сюжет».