ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

I семестр

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 7

Тема. Стендаль «Красное и черное». Женские образы романа

 

Цель: помочь ученикам раскрыть женские образы романа, выяснить их роль в романе; развивать навыки анализа персонажей эпического произведения, высказывания своих оценочных суждений; умение сопоставлять явления литературы и жизни; воспитывать высокие моральные качества, эстетические вкусы.

Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: формирование умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Любовь - одна из «вечных» тем в литературе. Коллизии романа Стендаля «Красное и черное» также во многом основаны на этой теме. Сегодня наш разговор - о прекрасный пол, о тех, кого любил главный герой произведения и кто любил его.

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Формирование умений и навыков

1. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера

Учитель. Охарактеризуйте ход чувств Жюльена к мадам Реналь и Матильды де Ла-Моль.

Ожидаемые ответы

• Жульен благодарность влюбленность страх ненависть любовь госпожи де Реналь.

• Жульен любопытство самодовольства симпатия азарт гордость эгоистическая гордость Матильда де Ла-Моль.

Примечание. Возможны и другие определения.

 

2. Заполнение «анкеты» стендалівських героинь

 

Имя, фамилия

Луиза де Реналь

Матильда де Ла-Моль

Возраст

23

19

Особые детали внешности

Прекрасные глаза

Колючие глаза

Семейное положение

Замужем

Не замужем

Место жительства

Город Верьер

Город Париж

Читательские интересы

Романы о любви

Общественно-политические трактаты

Отношение к религии

Уважительное

Насмешливое

Отношение к окружающим

Ровно, с уважением

Скрытое презрение

Проблема денег

Не волнует

Богатство - залог успеха

Сила чувств, способность к самопожертвованию

Сильные чувства,высокая способность к бескорыстной самопожертвования

Сильные чувства, способность к самопожертвованию высокая, но с определенным расчетом

 

3. Работа в группах

1) Составление устного сочинения «Проблема выбора госпожа де Реналь в романе Стендаля «Красное и черное»»

Примерный образец

Для госпожи де Реналь самой тяжелой проблемой является выбор между страстью, с одной стороны, и ее обязанностью жены, матери, христианки, с другой. То есть между «естественным человеком», как и у Сореля, и «цивилизацией». Влюбившись в Жюльену, она чувствует себя преступницей, которая нарушает общепринятые нормы морали, поэтому сдерживает чувства, свою страсть определяет как «ужасное наваждение». Ее душа стремится к счастью.

Женщина часто впадает в крайности. Когда заболел ее сын, она воспринимает это как Божье наказание за супружескую измену.

Как только ребенок выздоровел, госпожа де Реналь подрабатывает анонимные письма, чтобы защитить свое с Жульеном любви. Пожалуй, в такую минуту раскаяния она по наущению духовника и отсылает маркизу де Ла-Моль отзыв о поведении Сореля, что играет в его судьбе роковую роль.

Как и Жюльен Сорель, госпожа де Реналь находит равновесие только тогда, когда начинает жить согласно своих чувств и стремление к счастью. Для нее уже не существуют обязанности перед мужем и моральное осуждение. Очевидно, такая искренняя поведение, «естественная жизнь» является для автора идеалом.

2) Составление устного сочинения «Настоящая любовь героя и симпатия автора - провинциальная дама или парижская красавица?»

Примерный образец

У Матильды де Ла-Моль, дочери маркиза, есть много общего с Жульеном. Она, как и Сорель, скептически относится к современности, считая, что все лучшее в истории уже произошло. Госпожа де Ла-Моль инстинктивно ищет вокруг себя таких сильных людей, как ее родственник Бонифас де Ла-Моль эпохи Маргариты Наваррской, и не находит их. И она отдает сердце сыну плотника, который выделяется из ее окружения умом, энергией и происхождением из низкого состояния, с которого он поднялся благодаря качествам своего характера и способностям. Свидетельством ее силы и смелости является то, что она первой признается парню в любви. Этим она бросает вызов еще и своему общественному положению.

Несмотря на духовную близость Матильды и Жульена (да и самого автора!), женским идеалом в романе является не она, а госпожа де Реналь. Матильда не будет вести себя просто как женщина, она всегда будет дочерью маркиза с привычками неискренности, игры, позерства. Пожалуй, в этом заключается ее трагедия, она не способна поступиться собственной гордостью. Госпожа де Реналь не такая изысканная, умная, остроумная, как соперница, но имеет преимущество над ней, значительно более важную,- умеет самоотверженно любить.

 

4. Аналитическое комментирование

Учитель. Прокомментируйте высказывания Стендаля о любви, найдите перекличка этих мыслей с романом «Красное и черное»:

• «Любовь! В каких только безумствах не заставляешь ты нас чувствовать радость»;

• «Любовь похоже на лихорадку, оно рождается и гаснет без малейшего участия воли»;

• «...В любви мы наслаждаемся лишь иллюзией, порожденной нами самими...».

Докажите или опровергните мысль литературоведа о женские характеры у Стендаля: «Характерными чертами женских образов есть тяга к героическому, самоотверженность в любви, способность жить страстями, отстаивать свои чувства и идти против условностей среды».

 

V. Домашнее задание

Охарактеризовать женские образы романа, определить их роль в судьбе Жульена и воплощении авторского замысла.

 

VI. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

• Женские образы Луизы де Реналь и Матильды де Ла-Моль имеют в романе особую нагрузку. Не случайно они подаются в противопоставлении. Героини словно олицетворяют борьбу двух сил в душе Жюльена. С этой мыслью я.