I семестр
1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
УРОК № 7
Тема. Стендаль «Красное и черное». Женские образы романа
Цель: помочь ученикам раскрыть женские образы романа, выяснить их роль в романе; развивать навыки анализа персонажей эпического произведения, высказывания своих оценочных суждений; умение сопоставлять явления литературы и жизни; воспитывать высокие моральные качества, эстетические вкусы.
Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.
Тип урока: формирование умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Любовь - одна из «вечных» тем в литературе. Коллизии романа Стендаля «Красное и черное» также во многом основаны на этой теме. Сегодня наш разговор - о прекрасный пол, о тех, кого любил главный герой произведения и кто любил его.
III. Объявление темы и цели урока
IV. Формирование умений и навыков
1. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера
Учитель. Охарактеризуйте ход чувств Жюльена к мадам Реналь и Матильды де Ла-Моль.
Ожидаемые ответы
• Жульен благодарность влюбленность страх ненависть любовь госпожи де Реналь.
• Жульен любопытство самодовольства симпатия азарт гордость эгоистическая гордость Матильда де Ла-Моль.
Примечание. Возможны и другие определения.
2. Заполнение «анкеты» стендалівських героинь
Имя, фамилия |
Луиза де Реналь |
Матильда де Ла-Моль |
Возраст |
23 |
19 |
Особые детали внешности |
Прекрасные глаза |
Колючие глаза |
Семейное положение |
Замужем |
Не замужем |
Место жительства |
Город Верьер |
Город Париж |
Читательские интересы |
Романы о любви |
Общественно-политические трактаты |
Отношение к религии |
Уважительное |
Насмешливое |
Отношение к окружающим |
Ровно, с уважением |
Скрытое презрение |
Проблема денег |
Не волнует |
Богатство - залог успеха |
Сила чувств, способность к самопожертвованию |
Сильные чувства,высокая способность к бескорыстной самопожертвования |
Сильные чувства, способность к самопожертвованию высокая, но с определенным расчетом |
3. Работа в группах
1) Составление устного сочинения «Проблема выбора госпожа де Реналь в романе Стендаля «Красное и черное»»
Примерный образец
Для госпожи де Реналь самой тяжелой проблемой является выбор между страстью, с одной стороны, и ее обязанностью жены, матери, христианки, с другой. То есть между «естественным человеком», как и у Сореля, и «цивилизацией». Влюбившись в Жюльену, она чувствует себя преступницей, которая нарушает общепринятые нормы морали, поэтому сдерживает чувства, свою страсть определяет как «ужасное наваждение». Ее душа стремится к счастью.
Женщина часто впадает в крайности. Когда заболел ее сын, она воспринимает это как Божье наказание за супружескую измену.
Как только ребенок выздоровел, госпожа де Реналь подрабатывает анонимные письма, чтобы защитить свое с Жульеном любви. Пожалуй, в такую минуту раскаяния она по наущению духовника и отсылает маркизу де Ла-Моль отзыв о поведении Сореля, что играет в его судьбе роковую роль.
Как и Жюльен Сорель, госпожа де Реналь находит равновесие только тогда, когда начинает жить согласно своих чувств и стремление к счастью. Для нее уже не существуют обязанности перед мужем и моральное осуждение. Очевидно, такая искренняя поведение, «естественная жизнь» является для автора идеалом.
2) Составление устного сочинения «Настоящая любовь героя и симпатия автора - провинциальная дама или парижская красавица?»
Примерный образец
У Матильды де Ла-Моль, дочери маркиза, есть много общего с Жульеном. Она, как и Сорель, скептически относится к современности, считая, что все лучшее в истории уже произошло. Госпожа де Ла-Моль инстинктивно ищет вокруг себя таких сильных людей, как ее родственник Бонифас де Ла-Моль эпохи Маргариты Наваррской, и не находит их. И она отдает сердце сыну плотника, который выделяется из ее окружения умом, энергией и происхождением из низкого состояния, с которого он поднялся благодаря качествам своего характера и способностям. Свидетельством ее силы и смелости является то, что она первой признается парню в любви. Этим она бросает вызов еще и своему общественному положению.
Несмотря на духовную близость Матильды и Жульена (да и самого автора!), женским идеалом в романе является не она, а госпожа де Реналь. Матильда не будет вести себя просто как женщина, она всегда будет дочерью маркиза с привычками неискренности, игры, позерства. Пожалуй, в этом заключается ее трагедия, она не способна поступиться собственной гордостью. Госпожа де Реналь не такая изысканная, умная, остроумная, как соперница, но имеет преимущество над ней, значительно более важную,- умеет самоотверженно любить.
4. Аналитическое комментирование
Учитель. Прокомментируйте высказывания Стендаля о любви, найдите перекличка этих мыслей с романом «Красное и черное»:
• «Любовь! В каких только безумствах не заставляешь ты нас чувствовать радость»;
• «Любовь похоже на лихорадку, оно рождается и гаснет без малейшего участия воли»;
• «...В любви мы наслаждаемся лишь иллюзией, порожденной нами самими...».
Докажите или опровергните мысль литературоведа о женские характеры у Стендаля: «Характерными чертами женских образов есть тяга к героическому, самоотверженность в любви, способность жить страстями, отстаивать свои чувства и идти против условностей среды».
V. Домашнее задание
Охарактеризовать женские образы романа, определить их роль в судьбе Жульена и воплощении авторского замысла.
VI. Подведение итогов урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложения:
• Женские образы Луизы де Реналь и Матильды де Ла-Моль имеют в романе особую нагрузку. Не случайно они подаются в противопоставлении. Героини словно олицетворяют борьбу двух сил в душе Жюльена. С этой мыслью я.