ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

I семестр

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 8

Тема. Стендаль «Красное и черное». Психологизм творчества писателя в романе. Новаторство Стендаля в реалистическом воспроизведении художественной модели общества и человека

 

Цель: показать художественное мастерство автора в использовании психологизма, воспроизведении художественной модели современного ему мира, новаторство писателя; развивать навыки литературоведческого анализа эпического произведения, умение выражать свои мнения по разным вопросам, обосновывать их; воспитывать лучшие человеческие качества, эстетические вкусы.

Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Жанр социально-бытового романа во времена Стендаля уже был в определенной степени разработан писателями. Стендаль рассмотрел его с новой точки зрения, как «зеркало, с которым идешь по большой дороге. Оно отражает то голубое небо, то грязные лужи и ухабы. !где человек и несет зеркало, а вы этого человека обвиняете в неморальності! Ее зеркало отражает грязь, а вы обвиняете человека! Логичнее обвинять большую дорогу с ее лужами, а еще вернее - смотрителя дороги, который допускает, чтобы на ней стояли лужи и скапливался багульник». О психологизм творчества и новаторство Стендаля и его художественные достижения мы порассуждаем сегодня на уроке.

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Формирование умений и навыков

1. Слово учителя

«Красное и черное» - убедительное свидетельство новаторства Стендаля-романиста. Здесь органично связаны черты психологического и социального романа.

Вспомним, психологический роман - раВНОвидность романа, в котором воспроизведены внутренние переживания личности, духовную эволюцию, поиски и противоречия в душе героя, которые предопределяют его поступки и поведение.

Выражается это сочетание, в частности, в том, что главную тему произведения - столкновение разных исторических времен (духа Великой революции, инстинктивным носителем которого является Жульен, и скучной повседневности Реставрации) - писатель рассматривает именно как психологическую проблему и внутренний конфликт главного героя на фоне широкой панорамы французского общества; из обычной криминальной хроники Стендаль сделал настоящую «хронику XIX века».

 

2. Самостоятельная работа учащихся

Учитель. Составьте схему основных групп французского общества времен Стендаля и их представителей; сделайте выводы.

Ожидаемые выводы

• В романе изображены основные слои французского общества тех времен (новая буржуазия (Буквально) и старая аристократия (де Реналь), большой мир политики (де Ла-Моль)); провинциальные города Верьер и Безансон, столица Франции Париж; борьбу между иезуитами и янсеністами и др.

• Каждый характер психологически мотивирован, что является новым авторским вкладом Стендаля в литературу.

Высшая аристократия Парижа

Маркиз де Ла-Моль, его дочь Матильда, посетители их салона и др.

Духовенство Безансона

Аббат Пірар, Фрілер, епископ, семинаристы и др.

Жители провинции (город Верьер)

Дворянство: где Реналі; буржуазия Вальню, Фуке; духовенство: аббаты Шелан, Малон; мещанство: Сорелі, полковой врач, полковой мировой судья

 

3. Слово учителя с элементами беседы

Новаторским в произведении Стендаля есть также объективное и критическое изображение нравов различных слоев общества. Найдите этому подтверждение в тексте; процитируйте соответствующие эпизоды.

Ожидаемые ответы

• «“Мне надо выпить пунша и танцевать до изнеможения,- сказала она сама себе,- сейчас выберу самого блестящего кавалера и за всякую цену привлеку всеобщее внимание. А вот, кстати, этот знаменитый наглец граф де Фервак”. Она приняла его приглашение, и они пошли танцевать».

• «“Посмотрим,- думала она,- кто из нас двоих более дерзкий, но, чтобы вволю посмеяться с него, надо его вызвать на разговор”. Скоро все остальные пары танцевали кадриль только для видимости - никому не хотелось пропустить ни одной из остроумных и резких реплик Матильды. Господин де Фервак был в замешательстве: за неимением мыслей он прибегал к красивых фраз и корчил недовольные мины. Матильда, была раздражена, жестоко с него насмехалась и приобрела в его лице врага».

• Изображены нравы высшего света: сплошные развлечения, лицемерие, интриги, сплетни, отсутствие серьезных мыслей и др.

Произведение Стендаля «Красное и черное» содержит в себе черты философского романа, что также является новаторским подходом автора.

Герои романа постоянно спорят по поводу сложнейших философских, идеологических, эстетических темам своего времени. Например, на балу Жульен обсуждает с графом Альтамірою возможность применения насилия ради достижения благородной цели. Вспомните этот эпизод: «Ну, знаете,- сказал Жюльен,- цель оправдывает средства; если бы я был не такой незначительной пылинкой, а имел бы хоть какую-нибудь власть, я бы приказал повесить трех, чтобы спасти жизнь четырем».

• Прокомментируйте процитированный эпизод. Как вы считаете, под влиянием чьих идей в Жульена Сореля возникла такая мысль? (Наполеона, которым он втайне восхищался.)

• Прокомментируйте высказывание одного из персонажей романа: «Политика - это камень, привязанный на шею литературы, который может ее потопить менее чем за полгода. Политика среди произведений представь то же самое, что выстрел из пистолета во время концерта. Этот звук оглушительный, но лишенный всякой выразительности. Он не гармонирует ни с одним инструментом». (Искусство не должно служить политике, подчиняться ей.)

 

4. Коллективное творческое обобщение

Учитель. Суммируйте сказанное и обобщите черты новаторства романа Стендаля «Красное и черное».

Ожидаемые ответы

• Психологизм.

• Объективное и критическое изображение действительности.

• Философичность.

• Широкое применение приема контрастов.

 

V. Домашнее задание

Подготовиться к написанию классного сочинения.

Ориентировочные темы

1) «Внутренняя драма главного героя романа Стендаля «Красное и черное»: путь от наполеонізму к преступлению».

2) «“Красное” и “черное” в романе Стендаля “Красное и черное”».

3) «Роль женских образов в судьбе Жульена Сореля и воплощении авторского замысла в романе Стендаля “Красное и черное”».

 

VI. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

• На мой взгляд, роман Стендаля «Красное и черное» созвучен нашему времени тем, что...