I семестр
1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
УРОК № 6
Тема. Стендаль «Красное и черное». Путь Жульена Сореля - это путь взлета или путь падения? Образ главного героя
Цель: раскрыть образ главного героя произведения, выяснить средства его изображения и воплощения в нем авторского замысла; развивать навыки анализа большого эпического произведения, характеризування героев, сопоставление различных жизненных и литературных явлений; воспитывать личность на основе общечеловеческих ценностей.
Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.
Тип урока: формирование умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Несомненно, что герой романа Стендаля Жюльен Сорель - необычная, незаурядная личность. Он стремится, чтобы человеческое достоинство, ум и способности уважали - независимо от происхождения человека; чтобы эти качества давали возможность сделать карьеру, получить соответствующее моральное и материальное поощрение от общества. Цель, как видим, вполне соответствует здравому смыслу и общечеловеческим нормам. Однако тогдашнее общество к этому еще не был готов. Поэтому герою приходится идти к цели разными путями. Над тем, каковы эти пути - взлетом или падением,- порассуждаем сегодня на уроке.
III. Объявление темы и цели урока
IV. Формирование умений и навыков
1. Слово учителя
Мировоззрение Стендаля формировался под влиянием идей Просвещения. Краеугольной была для него распространенная в XVIII в. идея «естественного человека». Человек будет вести себя морально тогда, когда будет свободна в выявлении собственной неповторимости. Общество портит человека тем, что заставляет ее придерживаться общественных условностей. Только те, кто живет по законам природы, могут быть образцом нравственности и добродетели. Этот принцип придавал определенного единства несколько противоречивым взглядам писателя, поскольку на протяжении жизни ключевыми для Стендаля оставались понятие «свобода», «энергия», «счастье». Бесспорно, он понимал, что гармония между внешним миром и внутренними устремлениями человека, которую называют счастьем, является только мечтой, утопией, но все равно стремился к тому счастью, искал его, хотя зачастую это приносило ему лишь разочарование.
В душе главного героя романа Стендаля «Красное и черное» происходит борьба «природы» и «цивилизации». Жульен Сорель выбирает для себя сознательное лицемерие, сдерживает свой темперамент; относясь к обществу с презрением, ведет себя по его законам. Своим учителем в искусстве лгать себе он называет мольеровского Тартюфа. Жульен просчитывает каждый свой шаг и создает целую программу завоевания мира, хотя на первых этапах «естественный человек», живущий в нем, спутывает все планы. Постепенно он учится хорошо контролировать собственные инстинкты, и на тот период приходятся его наибольшие успехи.
2. Эвристическая беседа
Проанализируем этапы жизни героя и давай разберемся: до взлета или падения они принадлежат.
¦ Жульен в должности воспитателя детей мэра города господина де Реналя. Юноша влюбляется в госпожу де Реналь. Увидев, что нравится ей, решает влюбить ее в себя и использовать это для продвижения вверх. Что это? (Падение)
¦ Жюльен пытается играть роль «светского льва», но вызывает лишь смех, ведь ему не хватает опыта. Эти его попытки отпугивают госпожа де Реналь. Под влиянием темперамента юноша забывает о роли и начинает палаты искренней страстью, при этом добивается взаимности. Это что? (Взлет за автором и падения за общечеловеческими и христианскими моральными нормами.)
¦ Несмотря на романтику страстных чувств, Сорель усваивает немало «полеВНОго» для будущих побед, учится лучше понимать окружающих. «Это воспитание любовью, которое проводилось женщиной совсем неопытной, было для него настоящим счастьем. Жульен непосредственно увидел общество именно таким, каким оно тогда было»: «на первый план выступали различные сложные интриги». Это взлет или падение? (Ни то, ни другое, герой приобретает опыт.)
¦ В Безансонській семинарии Жульен считает, что среди ограниченных и неразвитых семинаристов он легко станет первым учеником, говоря: «За Наполеона я был бы сержантом, а среди этих будущих кюре я буду старшим викарием». И он действительно становится первым, но не «своим», не получает уважения, ведь в глазах посредственности быть слишком умным - грех гордыни. Зря Сорель пытается стать «как все». Все равно, «и после многих месяцев неустанных усилий Жюльен все еще имел вид человека, который мыслит». Как это расценивать? (Как взлет души, но падение для карьеры.)
¦ В Париже, в семье де Ла-Молей, Жульен снова действует через женщину. Его любовь уже «цивилизованное», напоминает целенаправленную осаду, нацеленную на то, чтобы сломить гордость Матильди. разыграв свою партию как по нотам, Сорель получает все, о чем мечтал: красивую женщину, дворянский титул и даже офицерский мундир. Но заплачено за это слишком дорого: Сорель уже не мечтатель, готовый умереть за книжку, а самовлюбленный эгоист. Услышав от Матильды известие о присвоении ему звания гусарского поручика, Жульен говорит себе: «Итак, мой роман завершен, и я обязан этим только самому себе. Я заставил это гордое чудовище полюбить себя. Ее отец не может жить без нее, а она - без меня». Что это? (Падение)
Именно в этот момент с Жульеном происходит катастрофа: госпожа де реналь пишет маркизу де Ла-Молю о том, что Сорель - беззастенчивый карьерист, аморальный человек. Маркиз отказывается отдать за него свою дочь. Жульен едет к Вер'єра, стреляет в госпожу де Реналь и попадает в тюрьму. Одинокие часа в тюрьме и раскаяние вернули его к «естественному состоянию». Он отказывается от помощи, от самозащиты, на суде гордо заявив: «Вы видите перед собой простолюдина, возмущенного против своего низкого происхождения... Вот мое преступление, господа...» Как вы это расцениваете? (Как взлет)
¦ Какому выводу можно прийти, проанализировав все сказанное? (Жизнь героя складывалась из взлетов и падений, в зависимости от того, что брало верх - «естественный человек» или «цивилизованный человек». Финал произведения свидетельствует о духовном взлете Жульена, хотя и дорогой ценой.)
3. Цитатне комментирования
Учитель. Проиллюстрируйте черты характера Жульена Сореля соответствующими примерами и цитатами из текста.
• Ум;
• отзывчивость;
• трудолюбие;
• настойчивость;
• честность;
• повиновение;
• решительность;
• собственное достоинство;
• романтичность;
• искренность;
• хитрость;
• лицемерие;
• эгоизм;
• корыстолюбие;
• приспособленчество;
• безверие;
• тщеславие
4. Проблемный вопрос
¦ Почему Сорель получил такой суровый приговор?
¦ В чем заключается сущность внутренней драмы главного героя (несмотря на авторский замысел романа)? (В борьбе «естественного человека» с «цивилизацией»; невозможности людям низкого состояния сохранить и проявить свою индивидуальность в тогдашнем обществе.)
V. Домашнее задание
Охарактеризовать образ главного героя по авторскому замыслу; выразить свое мнение относительно проблем, поднятых в произведении.
VI. Подведение итогов урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложения:
• История Жюльена Сореля натолкнула меня на мысль о том, что.