I семестр
НАРОДНАЯ СКАЗКА
(5 часов)
УРОК № 7
Тема. Братья Гримм. Сказка «Госпожа Метелица»
Цель: раскрыть содержание и главную мысль сказки; заинтересовать творческим наследием братьев Гримм; совершенствовать навыки выразительного, вдумчивого чтения, перевода фольклорных произведений; развивать устную речь школьников; воспитывать трудолюбие и доброту, чувство уважения к культуре других народов.
Оборудование: портреты братьев Гримм, сборники их произведений, иллюстрации к ним.
Теория литературы: народная сказка, конфликт, герои-персонажи.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- В народе всегда верили, что трудолюбивый и добрый человек, хотя иногда и страдает, однако все равно получает вознаграждение за свою праведную жизнь и становится счастливой. Поэтому у разных народов сложено множество сказочных историй. Есть такая сказка и в сборнике братьев Гримм, называется «Госпожа Метелица». Через что скучала героиня, почему радовалась, почему не осталась жить у доброй хозяйки, мы узнаем, познакомившись с этим произведением. И каждый должен понять, почему, читая эту сказку, мы, современные люди, болеем за героиню, расстраиваемся или чувствуем облегчение, когда история заканчивается хорошо для доброго человека, а злая и капризная справедливо наказана.
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
1. Рассказ учащихся об известных собирателей фольклора
2. Пересказ самостоятельно прочитанных сказок братьев Гримм
3. Определение в сказках главного конфликта, реального и фантастического
IV. Восприятие и усвоение нового материала
1. Выразительное чтение сказки братьев Гримм «Госпожа Метелица» с комментариями учителя и объяснением незнакомых и малознакомых слов и выражений
• Падчерица - неродная дочь для одного из супругов;
• противная, нехорошая;
• золушка - та, что выполняет самую грязную работу в доме;
• починок - намотанные на палочку нити;
• мачеха - неродная мать, жена отца;
• ругать на все заставки - очень громко и обидно;
• потеряла сознание потеряла сознание;
• отлегло от сердца - успокоилась;
• топленое - тушеное, приготовленное на слабом огне;
• не хватает - не хватает;
• брама - ворота с надстройкой;
• цямрина - часть колодца, которая выступает над землей;
• терн - колючий кустарник;
• загадывать работу - давать задание что-то сделать;
• думая - думая.
2. Обмен впечатлениями о прочитанном
- Что больше всего в сказке понравилось? Почему?
V. Закрепление знаний, умений и навыков
Совместите определение с лицами и предметами, которые они характеризуют:
VI. Домашнее задание
Научиться выразительно читать и пересказывать сказку «Госпожа Метелица»; сделать иллюстрации.
VII. Итог урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложения:
• Немецкая сказка «Госпожа Метелица» напоминает мне...
• Лучше всего читал (читала), (работал (работала)) на уроке...
• Мне кажется, что эта сказка....