ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС УРОВЕНЬ СТАНДАРТА
АВТОРСКИЕ УРОКИ

ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 6

Тема. О. де Бальзак - выдающийся французский писатель, зачинатель социального реалистического романа. Бальзак и Украина. Композиция и стиль повести «Гобсек»

 

Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством выдающегося французского писателя О. де Бальзака; показать связи писателя с Украиной; добиться усвоения понятия «социальный роман»; углублять навыки работы с дополнительной литературой, подготовки сообщения на литературную тему; развивать связную речь, логическое мышление; способствовать расширению читательского кругозора.

Оборудование: учебник; портрет О. де Бальзака; выставка его книг; текст повести «Гобсек» (в переводе А. Кашпера или другом на выбор учителя); словарь литературоведческих терминов.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЭПИГРАФОВ УРОКА

 

II. УСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Вступительное слово учителя.

Оноре де Бальзак - один из самых ярких писателей в истории мировой литературы. «Король романистов» - так назвал его Ф. Стендаль. В романах Бальзака воплощены характерные черты реализма: попытка приблизиться к реалиям жизни, воспроизвести типичные характеры за типичных обстоятельств, социальность. Писателя интересовали не только отдельные человеческие личности, но и общество в целом. Не случайно в предисловии к «Человеческой комедии» Бальзак выразил желание быть его «секретарем». Однако произведения художника не является простым копированием жизни французского общества, героев «Человеческой комедии» породила буйная воображение, фантазия писателя. До сих пор остается загадкой вопрос о том, кем же он был на самом деле: реалистом или фантазером и провидцем? Видимо, и тем, и другим. Но прежде всего Бальзак - оригинальный мыслитель, философ, который в своих произведениях поднимал сложные вопросы человеческого бытия.

 

2. Культорознавчий комментарий (сообщение учителя или подготовленного ученика).

В Париже на перекрестке бульваров Розпай и Монпарнас возвышается памятник Бальзаку, установленный к столетнему юбилею художника. Автором памятника был известный скульптор Огюст Роден. Трехметровая статуя поражает своим величием. Скульптор работал, словно одержимый. Бальзак всегда был для него самым любимым писателем, а главное - самым близким. Их роднила чрезвычайное трудолюбие, неиссякаемая творческая страсть. Именно у Бальзака скульптор учился искусству наблюдать жизнь и находить истинную сущность вещей. В процессе работы Роден снова и снова перечитывал «свою Библию» - «Человеческую комедию», жил жизнью ее героев.

О. Роден представил Бальзака мыслителем и творцом, торжественно-удовлетворенно взирающим на созданный им мир. Откинута голова, что своим величием и надменностью напоминает львиную, доминиканская ряса, что в течение долгих лет служила писателю «рабочей» одеждой. Именно в ней скульптор решил представить писателя миру, чтобы люди увидели его звездный час. Все это делает фигуру направленной вверх и придает ей величества. Хотя замысел О. Родена критики не поняли. Между тем скульптор яростно защищал свою работу и гордился ею. Он сказал: «Если истина должна погибнуть - все грядущие поколения разломают на куски моего Бальзака.». Но памятник стоит и сегодня.

 

3. Работа с портретом писателя.

Воспоминания сестры Бальзака, Лоры Сюрвиль, первого биографа писателя

Оноре был словно маленький ребенок: веселый нрав, хорошо очерченный, всегда улыбающийся рот, темные глаза, блестящие и мягкие, высокий лоб, густые черные волосы. И этот наивный, ласковый мальчик всегда встречал суровый, испепеляющий, как пламя, взгляд матери. Она не любила своего старшего сына.

Воспоминания поэта Ламартіна, современника О. де Бальзака

Он был дородный, крепкий, квадратный снизу и в плечах; крепкие грудь, шея, корпус, но никакой тяжести. Его короткие руки непринужденно жестикулировали, он говорил, как оратор. Голос у него был громким, но в нем не было ни грубости, ни иронии, ни гнева. Волосы спускалось на лоб крупными прядями, черные глаза пронизывали, словно стрелы, по-дружески проникая в ваши. Щеки полные, розовые, яркие; нос красивой формы, хотя немного длинновато; губы привлекательные, крупные, с чуть приподнятыми уголками. Голову он часто склонял набок, а когда оживлялся во время спора, то забрасывал ее вроде как с героической гордостью. Но самой главной чертой его, даже больше, чем ум, была доброта заразительна. Он очаровывал ваш ум, когда говорил, а когда молчал, он очаровывал ваше сердце.

 

4. Сообщения подготовленных учеников.

Жизнь и творчество О. де Бальзака

Оноре де Бальзак родился 20 мая 1799 года в г. Тур. Его дед был земледельцем и имел фамилию Бальса, которое на диалекте Лангедоке означает «прямовиста скала». Отец писателя Бернар-Франсуа Бальса, став чиновником, предоставил фамилии аристократического звучания - Бальзак и понемногу пытался добавить в него частицу «де». Мать, Анна-Лаура Саламб'є, дочь местного буржу-суконщика, была моложе мужа на тридцать два года. Первый их ребенок умер не прожив и месяца, второй был сын Оноре, будущий прославленный писатель.

Семья почти не занималась воспитанием Оноре. С 1807 по 1813 год мальчик учился в Вандомському колледже, учебном заведении монахов-ораторианцев, что его С. Цвейг в книге о Бальзаке называл «духовной тюрьмой». Здесь царили строгие нравы и дисциплина, ученики даже не отпускали домой на каникулы, все письма перечитывались цензорами, воспитатели прибегали даже до телесных наказаний. Юный Бальзак чувствовал себя в колледже заброшенным и угнетенным, поскольку учился он посредственно и среди воспитателей имел устойчивую репутацию несобранного и малообдарованого ученика. Хотя эти годы писатель вспоминал как не лучшие в своей жизни, именно здесь впервые в полной мере проявилась его любовь к чтению, волшебного мира книг.

Когда семья 1814 году переехала в Париж, он продолжил обучение в частных заведениях. С 1816-го изучал право как свободный слушатель юридического факультета, что его закончил через три года, получив диплом бакалавра. Одновременно посещал лекции профессора Сорбонского университета. Мечты родителей о юридической карьере сына не оправдались: он решил посвятить себя литературе. Родители согласились дать ему для испытания два года, в течение которых он должен был засвидетельствовать свое литературное дарование.

Поселившись в мансарде, юноша работал над исторической трагедией в стихах «Кромвель», но первая попытка оказалась неудачной. И тогда он решил обратиться к жанру, который бы быстро помог найти издателя и покупателя. Бальзак понял, что таким жанром является роман.

Литературной работы писатель посвятил всю свою жизнь. Стефан Цвейг метко сравнивал его с Наполеоном. Многие из ребят тогда был одержимым наполеоновским желанием завоевать мир. Но когда писатель достиг совершеннолетия, это уже нельзя было сделать с помощью оружия. «Оставалось искусство,- отмечает Цвейг. - Бальзак начал писать. Подобно Наполеону, он заставляет весь мир двигаться по орбите Франции, центром которого является Париж». Первый его роман «Шуани» вышел в 1829 году. Большинство последующих произведений писатель объединил в многотомную эпопею «Человеческая комедия», которая принесла автору мировую славу. Он описал в ней картину жизни современного ему французского общества, выделив разные слои.

Однако материальное положение писателя было затруднительным. Чтобы выпутаться из долгов, ему приходилось днями сидеть за письменным столом. «Работать,- писал он в одном из писем,- это значит вставать всегда в полночь, писать до 8 часов утра, позавтракать за пятнадцать минут и снова работать до пяти, пообедать, лечь спать и завтра все начать сначала». «Пишу все время,- сообщал он в другом письме,- когда не сижу над рукописью, обдумываю план, а когда не думаю над планом, то исправляю гранки. Вот моя жизнь». Он писал по 12-14 часов в сутки.

Между тем Бальзак любил аристократический мир, любил посещать салоны, любоваться красотой женщин, общаться с известными писателями, среди которых были Виктор Гюго, Жорж Санд, Генрих Гейне и др. Желанием принадлежать к этому миру объясняется, возможно, и печальная история его женитьбы.

В 1832 году Бальзак получил письмо из Одессы за подписью «Иностранка» и ответил на него. Впоследствии он узнал, что его автор - очень родовитая и богатая женщина Эвелина Ганская, польская графиня, русская подданная, которая жила в Верховне, что неподалеку от Киева. Переписка и редкие встречи с ней продолжались 18 лет.

В марте 1850 года смертельно больной писатель обвенчался с немолодым уже Эвелиной Ганской. Долгое путешествие из Верховни в Париж обострила его болезнь и была последней в жизни. В. Гюго, посетив Бальзака незадолго до его смерти, сообщил друзьям: «Европа теряет в эти дни великого человека».

18 августа писателя не стало, его похоронили на кладбище Пер-Лашез. В речи, которую произнес Виктор Гюго над телом покойного, он признал Бальзака «первым среди крупных», «лучшим среди избранных». Уже тогда было понятно, что художник занял одно из главенствующих мест среди классиков французской и мировой литературы.

Творческий путь писателя, как правило, разделяют на два неравномерных периоды. Первый - 20-е годы XIX века, когда он писал приключенческие произведения в духе В. Скотта и Ф. Купера, а также бульварные и готические романы, которые позже так и не решился признать своими и не включал в собственных собраний.

Второй период - 30-е-40-е годы, в течение которых он создал знаменитую «Человеческую комедию», несколько драм. Настоящий Бальзак - это, конечно, Бальзак второго периода творчества. Хотя первый сыграл значительную роль в писательском становлении, в поисках собственного пути в искусстве.

Среди наиболее известных произведений О. де Бальзака - «Человеческая комедия», замысел которой формировался постепенно, начиная с 1829 года, а окончательно утвердился в 1841-м. Это произведение перекликается не только с названием «Божественной комедии» Данте, но и с грандиоВНОстью замысла и важности проблем, поднятых обоими писателями. Бальзак, как и Данте, хотел изобразить весь мир во всей его полноте. Но Данте изобразил мир потусторонний, Бальзак же стал летописцем современного ему мира во всех его проявлениях. Отметим, что подход к изображению мира был у Бальзака критическим.

«Человеческая комедия» состоит из трех больших частей: «Этюды о нравах», «Философские этюды», «Аналитические этюды». В предисловии к своему произведению Бальзак отмечал, что первая часть - «Этюды о нравах») - только «основа, полна образов, трагедий и комедий, над которой височітимуть “Философские этюды”, назначение которых заключается не в изображении жизненных явлений, а в объяснении их движущих сил». В «Аналитических этюдах» автор исследует истоки, основания вещей. Среди произведений, вошедших в «Человеческой комедии», следует назвать такие: «Гобсек», «Тридцатилетняя женщина», «Шагреневая кожа», «Отец Горио», «Эжени Гранде», «Великолепие и нищета куртизанок», «Утраченные иллюзии» и др. Французскому писателю Э. Золя «Человеческая комедия» напоминала «недостроенную Вавилонскую башню», которую он, к сожалению, не успел завершить.

Восемнадцать лет писал Бальзак свою «Человеческую комедию». То была поистине титанический труд. Впоследствии Е. Золя отмечал, что эта «скала раздавила бы любого, только не его».

Бальзак был не просто историком французского общества», но и тонким психологом, создателем ярких типов социальной жизни, глубоким философом, который пытался приблизить искусство к жизни. По его мнению, писатель должен быть учителем людей. Он считал, что роль писателя подобна роли государственного деятеля, «а может, даже выше нее». Искусство должно не только отражать природу, но и передавать ее душу и смысл.

Французский писатель А. Моруа в художественной биографии «Прометей, или Жизнь Бальзака» так писал о художнике: «... с того дня, как Оноре де Бальзак сумел показать миру пристальный и тяжелый взгляд своей матери, свои горести, свое чтение книг в Вандомському колледже, впервые почувствовал “аромат женщины”, постыдные спекуляции ростовщиков, свои “утраченные иллюзии” и увлечение творчеством, его мозг выкормил целый мир. И этот мир поглотил его жизнь - он умер еще молодым. Однако кто бы не хотел быть Бальзаком?»

 

О. де Бальзак и Украина

Писатель дважды посетил Украину (1847-1848, 1848-1850). В целом он провел здесь больше двух лет. Кроме Верховне побывал в Бердичеве, Киеве и других городах. Пребывания в Украине дало ему возможность ознакомиться со славянским миром, к которому он проявлял интерес. В письмах на родину отмечал богатства этого края.

Украинская тема была очень популярной среди западноевропейских писателей первой половины XIX века. К ней обращались Дж. Байрон, В. Гюго, П. Мериме, мадам де Сталь, А. Мицкевич и др. Но если внимание романтиков привлекал в первую очередь национальный колорит, то Бальзака интересовало социальную жизнь. Переписываясь с Е. Ганской и находясь в ее имении, он интересовался жизнью украинских крестьян. В незавершенном очерке «Письмо о киеве» писатель описывает впечатления от первой поездки в Украину в сентябре 1847 года. Ему запомнились живописные деревни, плодородные нивы и веселые крестьяне. «Повсюду,- говорит он,- я видел группы крестьян и крестьянок, которые шли на работу или возвращались домой, очень весело, беззаботной походкой и почти всегда с песнями». Жизнь украинского крестьянина Бальзак воспринял как идиллию. Он считал, что крестьянину, который находится под опекой помещика, не станет лучше, если освободиться от нее и получать жалованье, как на то время было с французским крестьянином. Сравнивая жизнь украинских и французских крестьян, он пришел к выводу, что на украинских не сказывается разрушительное действие «финансового начала». В письмах из Украины содержится и много критических замечаний относительно отсталости украинской экономики, неумелого ведения хозяйства помещиками и т.д. Украинские впечатления нашли отражение в романе «Крестьяне» (1848) - одном из итоговых в творчестве писателя.

Второй раз Бальзак приехал в Украину в марте 1848-го и провел здесь почти два года.

В бывшем имении Эвелины Ганской в Верховне сей день хранится «музейная» комната, а у главного входа - табличка с надписью: «В этом доме в 1847-1850 гг. жил великий писатель Оноре де Бальзак».

Связь с Украиной не исчерпывается фактами пребывания писателя на ее территории. Его творчество стало известным здесь еще раньше благодаря русским переводам, которые начали появляться почти одновременно с французскими изданиями. С произведениями Бальзака был хорошо осведомлен Т. Шевченко, о чем свидетельствуют ссылки на них в повестях Великого Кобзаря. И. Франко охарактеризовал творца «Человеческой комедии» как одного из выдающихся представителей реалистической традиции во французской и европейской литературах. Творчеством Бальзака восхищались украинские писатели второй половины XIX - начала XX в. от Марка Вовчок в Г. Коцюбинского. Переводы его произведений на украинском языке появляются в последней трети XIX в. в 1884 году во Львове вышел роман «Отец Горио» как литературное приложение к журналу «Дело». Широкое вхождение писателя в украинскую культуру начинается в 20-30-х годах XX ст., когда было переведено основные его произведения. Этот процесс продолжался и в послевоенные годы. Классическими стали переводы на украинском языке, сделанные И. Сидоренко, Е. Дробязко, В. Пидмогильным, М. Рудницкий и др.

С 1989 года осуществляется 10-томное издание сочинений Бальзака украинском языке, в подготовке которого приняли участие переводчики В. Шовкун, Д. Паламарчук, И. Сидоренко, Т. Воронович и др.

 

5. Слово учителя.

О. де Бальзак является зачинателем социального реалистического романа.

 

6. Работа со словарем литературоведческих терминов.

Социальный (социально-бытовой) роман - основная раВНОвидность реалистического романа, для которого характерна идеологизация частной жизни, быта персонажей. Утвердился в XIX в.

Писатели-реалисты (прежде всего французские: Ф. Стендаль, О. де Бальзак, Г. Флобер и английские: Ч. Диккенс, В. Теккерей) раздвигают сюжетные рамки и к личностному, частного аспекта изображения приобщают сцены и эпизоды, которые охватывают жизнь всего общества и эпохи. Социально-бытовой роман часто воспроизводит конфликт между человеком и обществом и таким образом пытается решить его или констатирует невозможность устранения конфликта.

 

7. Сообщение подготовленного ученика.

История создания повести «Гобсек»

Повесть «Гобсек» - одно из первых произведений, которые автор сознательно писал как фрагменты «Человеческой комедии». Поднятые проблемы были актуальными и волнующими, поэтому писатель неоднократно возвращался к произведению, шлифуя свой замысел.

В 1830 году О. де Бальзак написал очерк о ростовщика. Потом включил этот рассказ в повесть о аристократов «Опасность распущенности», в которой основное внимание уделял семьи де Ресто.

В первом варианте отмечались положительные черты ростовщика Гобсека, который помог адвокату Дервілю, простил долг бедной девушке Фанни Мальвы, спас семью де Ресто от разорения, а в финале даже стал депутатом.

Первый вариант повести делился на разделы: «Ростовщик», «Адвокат», «Смерть мужа». Эти названия подчеркивали главные тематические линии произведения.

Второй вариант произведения, написанный в 1835 году, имел название «Батюшка Гобсек». Здесь автор лишил ростовщика многих положительных черт, изменил финал, сосредоточив внимание на маниакальной страсти героя к обогащению. в 1848 году повесть получила название «Гобсек» и вошла в «Сцен частной жизни» «Человеческой комедии».

Переводы «Гобсека» на украинском языке появились в 1930 и 1951 годах.

 

8. Беседа.

- Каково ваше первое впечатление о произведение?

- Понравился ли он вам? Чем именно?

- Кто является главным героем повести? (Конечно, Гобсек.)

- Назовите других персонажей произведения. (Дервіль, графиня де Ресто, ее сын Эрнесто де Ресто, виконтесса де Гранльє, ее дочь Камилла, Фанни Мальвы.)

- Известно, что повесть органически связана с романом «Отец Горио». Знакомы ли вы с этим романом?

 

9. Проблемные вопросы и задания.

- Какие способы изображения использует автор в своем произведении? Приведите примеры каждого способа. (Рассказ, портрет, интерьер, монолог, диалог. Кроме того, автор использует прием, когда одни герои рассказывают о своем впечатлении относительно других героев (Гобсек о графине, Максима де Трая). Это чисто бальзаковский портрет: в чертах лица угадать личность.)

- Какие углы зрения освещает автор? (Рассказчика, персонажей.)

- Какова роль автора в повести? (Его голос слышится в начале произведения (в эпиграфе), а затем он передает инициативу в руки Дервиля, предоставляя ему право высказывать собственные оценки относительно Гобсека.)

- Определите элементы сюжета повести «Гобсек» О. де Бальзака.

(Экспозиция - вечер в доме віконтеси где Гранльє.

Завязка - вмешательство в беседу адвоката Дервиля.

Развитие действия - рассказ Дервиля о Гобсека.

Кульминация - монолог Гобсека о золото.

Развязка - смерть Гобсека и смягчения віконтеси относительно графа де Ресто.)

 

10. Задание ученикам.

- Подумайте, в чем заключается особенность композиции повести. (Это рассказ в рассказе. Автор использует прием обрамления.)

 

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Заключительная беседа.

- Назовите годы жизни О. де Бальзака.

- Кто из известных писателей родился того же года? (Русский писатель А. Пушкин появился на свет 6 июня 1799 года. Немецкий поэт Г. Гейне - 13 декабря 1799 года (хотя исследователи творчества утверждают, что Г. Гейне родился в 1797 году).)

- В чем заключается особенность творчества писателя? (В ней оказываются социально-философские мотивы.)

- Сколько периодов определяют в творчестве Бальзака? (Два.)

Произведение является самым главным в творческом наследии художника? («Человеческая комедия».)

- Назовите романы писателя.

- Как в его жизнь вошла тема Украины?

- Кто был автором памятника писателю в Париже? (О. Роден.)

- Кто из писателей обращался к творчеству Бальзака? (С. Цвейг, А. Моруа и др.)

- Назовите украинских переводчиков произведений писателя.

- Дайте определение понятия «социальный роман».

- Сколько редакций имеет повесть «Гобсек»? (Две: 1830 и 1835 годов.)

- В чем заключается особенность композиции повести «Гобсек»?

 

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовить материал о Дервиля. Подумать над вопросом: «Как в повести раскрывается тема власти золота?»