ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

I семестр

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 5

Тема. Стендаль «Красное и черное». Конфликт главного героя Жульена Сореля с обществом как сюжетный стержень романа. Внутренняя драма героя как следствие этого конфликта

 

Цель: помочь ученикам раскрыть конфликт главного героя романа с обществом, выяснить его роль в сюжете произведения, научить высказывать свои суждения; развивать навыки работы с текстом художественного произведения, обраВНОе и логическое мышление; воспитывать активную жизненную позицию, неприятие зла и насилия, стремление придерживаться морально-этических норм.

Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. «Силой своего таланта,- писал о Стендаля Горький,- он поднял совсем обыденное уголовное преступление на степень философского исследования общественного строя буржуазии в начале XIX века». Стендаль не только исследует индивидуальные явления, но и умело разоблачает их мотивы, вытекающие из характера тогдашнего общества. Его анализ психологии героев - это анализ социальной психологии. Именно поэтому конфликт главного героя романа Жюльена Сореля с обществом составляет сюжетный стержень произведения, с которым мы продолжаем знакомиться на уроке.

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Актуализация опорных знаний

Литературный диктант

1. Где родился Жюльен Сорель и в какой семье? (В Вер'єрі, семья плотника)

2. Как родственники относились к Жюльену? (Презирали)

3. X™ был тайным кумиром Сореля? (Наполеон)

4. О чем просила госпожа де Реналь воспитателя своих детей? (Чтобы он их не бил.)

5. Чем были для госпожи де Реналь ее чувство к Жюльену? (Настоящим первой любовью)

6. Как Жульен сначала относился к госпоже де Реналь? (Воспринимал ее любовь к себе как победу над ним и над обществом, которое ненавидел.)

7. Что госпожа де Реналь считала наказанием себе за грех измены мужу? (Болезнь сына)

8. С какой целью Жульен едет до Безансона? (Учиться на священника)

9. За что семинаристы ненавидели Жульена Сореля? (Имел вид мыслящего человека.)

10. Кто рекомендовал маркизу де Ла-Молю принять Жульена Сореля за личного секретаря? (Аббат Пірар)

11. Что привлекало знатную Матильду де Ла-Моль в простолюдину Жульєнові Сорелі? (Гордость, тонкий ум)

12. «Ее отец не может жить без нее, а она без меня». Чьи это слова и о чем они? (Это слова Сореля о согласии маркиза отдать за него дочь Матильду де Ла-Моль.)

 

V. Восприятие и усвоение нового учебного материала

1. Слово учителя

Вспомним, что конфликт - это противоречие, столкновение, что является основой борьбы между персонажами и предопределяет развитие событий в художественном произведении. Именно в процессе развертывания и разрешения конфликтов проявляются черты характера персонажей.

В романе Стендаля мы наблюдаем постоянный конфликт главного героя с обществом. Исследуем это поэтапно, согласно развертывания сюжета произведения.

 

2. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера

Учитель. Заполните таблицу, сделайте выводы.

 

Элементы сюжета

Сюжетные перипетии

Содержание и характер конфликта

Экспозиция

Рассказ о жизни Жульена Сореля в доме отца. Неспособность парня к физическому труду, увлечение книгами вызывают враждебное отношение к нему со стороны отца-плотника и братьев

Между образованностью и невежеством, невежеством; тонкой организацией души и грубой физической силой

Завязка

Мэр города господин де Реналь приглашает Жульена гувернером к своим детям

Между желаниями, возможностями Сореля и его низким происхождением; между увлечением высокими идеями, жаждой подражания кумиру Наполеону и положением гувернера

Развитие действия

Любовь госпожи де Реналь;обучение в Безансонській семинарии; знакомство с маркизом де Ла-Моль, любви Матильды.

Продвижение Жульена по службе. Вопрос о женитьбе с Матильдой. Письмо госпожи де Реналь в ответ на запрос маркиза де Ла - Моля о лице Жульена Сореля

Между настоящими чувствами и желанием самоутвердиться в соответствующем обществе; между духовными, интеллектуальными запросами Сореля и господством культа удовлетворение физических потребностей в семинарии; между презрительным отношением представителей высшего класса к «плебеям» и стремлением Сореля стать с ними на одну ступень благодаря своему уму, способностям и таланту

Кульминация

Выстрел в церкви в госпожу де Реналь. Желание Сореля с достоинством уйти из жизни

Между честолюбивыми представлениями и действиями, между мечтами и действительностью

Развязка

Размышления Жюльена Сореля в тюрьме. Поведение госпожи де Реналь и Матильды де Ла-Моль. Казнь главного героя. Смерть госпожи де Реналь и глубокое горе и увлечения Матильды

Между желаниями повысить свой статус и свести счеты с отвратительным ему миром; между настоящей любовью и любовью ради достижения корыстной цели; между виной и наказанием

Ожидаемые выводы

• В самом названии произведения «Красное и черное» уже заложено символическое противоречие, конфликт «красное» - это революция, «черное» - реакция, воцарившаяся во Франции в период Реставрации, поскольку произведение Стендаля «Красное и черное» определяется как социально-психологический роман, своеобраВНОе историко-философское исследование буржуаВНОго строя XIX века; конфликт между мечтой и действительностью, честолюбием и настоящей любовью.

 

Пейзаж

День казни Жюльена Сореля

Яркое солнце оживило природу

Портрет

Отец Сореля

Высокий, пожалуй, футов шести ростом, крестьянин, что с рассвета мерил бревна.

Брать Сореля

«...Увидел только своих старших сыновей, настоящих великанов, которые, вооружившись тяжелыми топорами, обтесывали елочные стволы...»

Жульен

Деликатная осанка, непригодна для физического труда; страсть к чтению, противная отцу, который не умел читать

 

Ожидаемые выводы

• Сюжетный стержень романа «Красное и черное» состоит из конфликта главного героя с обществом, с невозможностью представителю низшего сословия, простолюдину добиться успеха благодаря своему уму и способностям. Внутренний конфликт преобладает над внешним.

 

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков

Прием «Третье лишнее»

Верьер

Госпожа де Реналь

Аббат Пірар

Лондон

Госпожа де Фервак

Господин Кюре Шелан

Париж

Матильда де Ла-Моль

Господин де Фрілер

 

VII. Домашнее задание

Знать сюжет произведения, характеризовать конфликт и черты характера героя, которые он обнаруживает.

 

VIII. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

• Крупнейшим конфликтом в романе «Красное и черное» я считаю.