I семестр
1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
УРОК № 5
Тема. Стендаль «Красное и черное». Конфликт главного героя Жульена Сореля с обществом как сюжетный стержень романа. Внутренняя драма героя как следствие этого конфликта
Цель: помочь ученикам раскрыть конфликт главного героя романа с обществом, выяснить его роль в сюжете произведения, научить высказывать свои суждения; развивать навыки работы с текстом художественного произведения, обраВНОе и логическое мышление; воспитывать активную жизненную позицию, неприятие зла и насилия, стремление придерживаться морально-этических норм.
Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель. «Силой своего таланта,- писал о Стендаля Горький,- он поднял совсем обыденное уголовное преступление на степень философского исследования общественного строя буржуазии в начале XIX века». Стендаль не только исследует индивидуальные явления, но и умело разоблачает их мотивы, вытекающие из характера тогдашнего общества. Его анализ психологии героев - это анализ социальной психологии. Именно поэтому конфликт главного героя романа Жюльена Сореля с обществом составляет сюжетный стержень произведения, с которым мы продолжаем знакомиться на уроке.
III. Объявление темы и цели урока
IV. Актуализация опорных знаний
Литературный диктант
1. Где родился Жюльен Сорель и в какой семье? (В Вер'єрі, семья плотника)
2. Как родственники относились к Жюльену? (Презирали)
3. X™ был тайным кумиром Сореля? (Наполеон)
4. О чем просила госпожа де Реналь воспитателя своих детей? (Чтобы он их не бил.)
5. Чем были для госпожи де Реналь ее чувство к Жюльену? (Настоящим первой любовью)
6. Как Жульен сначала относился к госпоже де Реналь? (Воспринимал ее любовь к себе как победу над ним и над обществом, которое ненавидел.)
7. Что госпожа де Реналь считала наказанием себе за грех измены мужу? (Болезнь сына)
8. С какой целью Жульен едет до Безансона? (Учиться на священника)
9. За что семинаристы ненавидели Жульена Сореля? (Имел вид мыслящего человека.)
10. Кто рекомендовал маркизу де Ла-Молю принять Жульена Сореля за личного секретаря? (Аббат Пірар)
11. Что привлекало знатную Матильду де Ла-Моль в простолюдину Жульєнові Сорелі? (Гордость, тонкий ум)
12. «Ее отец не может жить без нее, а она без меня». Чьи это слова и о чем они? (Это слова Сореля о согласии маркиза отдать за него дочь Матильду де Ла-Моль.)
V. Восприятие и усвоение нового учебного материала
1. Слово учителя
Вспомним, что конфликт - это противоречие, столкновение, что является основой борьбы между персонажами и предопределяет развитие событий в художественном произведении. Именно в процессе развертывания и разрешения конфликтов проявляются черты характера персонажей.
В романе Стендаля мы наблюдаем постоянный конфликт главного героя с обществом. Исследуем это поэтапно, согласно развертывания сюжета произведения.
2. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера
Учитель. Заполните таблицу, сделайте выводы.
Элементы сюжета |
Сюжетные перипетии |
Содержание и характер конфликта |
Экспозиция |
Рассказ о жизни Жульена Сореля в доме отца. Неспособность парня к физическому труду, увлечение книгами вызывают враждебное отношение к нему со стороны отца-плотника и братьев |
Между образованностью и невежеством, невежеством; тонкой организацией души и грубой физической силой |
Завязка |
Мэр города господин де Реналь приглашает Жульена гувернером к своим детям |
Между желаниями, возможностями Сореля и его низким происхождением; между увлечением высокими идеями, жаждой подражания кумиру Наполеону и положением гувернера |
Развитие действия |
Любовь госпожи де Реналь;обучение в Безансонській семинарии; знакомство с маркизом де Ла-Моль, любви Матильды.
Продвижение Жульена по службе. Вопрос о женитьбе с Матильдой. Письмо госпожи де Реналь в ответ на запрос маркиза де Ла - Моля о лице Жульена Сореля |
Между настоящими чувствами и желанием самоутвердиться в соответствующем обществе; между духовными, интеллектуальными запросами Сореля и господством культа удовлетворение физических потребностей в семинарии; между презрительным отношением представителей высшего класса к «плебеям» и стремлением Сореля стать с ними на одну ступень благодаря своему уму, способностям и таланту |
Кульминация |
Выстрел в церкви в госпожу де Реналь. Желание Сореля с достоинством уйти из жизни |
Между честолюбивыми представлениями и действиями, между мечтами и действительностью |
Развязка |
Размышления Жюльена Сореля в тюрьме. Поведение госпожи де Реналь и Матильды де Ла-Моль. Казнь главного героя. Смерть госпожи де Реналь и глубокое горе и увлечения Матильды |
Между желаниями повысить свой статус и свести счеты с отвратительным ему миром; между настоящей любовью и любовью ради достижения корыстной цели; между виной и наказанием |
Ожидаемые выводы
• В самом названии произведения «Красное и черное» уже заложено символическое противоречие, конфликт «красное» - это революция, «черное» - реакция, воцарившаяся во Франции в период Реставрации, поскольку произведение Стендаля «Красное и черное» определяется как социально-психологический роман, своеобраВНОе историко-философское исследование буржуаВНОго строя XIX века; конфликт между мечтой и действительностью, честолюбием и настоящей любовью.
Пейзаж |
День казни Жюльена Сореля |
Яркое солнце оживило природу |
Портрет |
Отец Сореля
Высокий, пожалуй, футов шести ростом, крестьянин, что с рассвета мерил бревна.
Брать Сореля
«...Увидел только своих старших сыновей, настоящих великанов, которые, вооружившись тяжелыми топорами, обтесывали елочные стволы...» |
Жульен
Деликатная осанка, непригодна для физического труда; страсть к чтению, противная отцу, который не умел читать |
Ожидаемые выводы
• Сюжетный стержень романа «Красное и черное» состоит из конфликта главного героя с обществом, с невозможностью представителю низшего сословия, простолюдину добиться успеха благодаря своему уму и способностям. Внутренний конфликт преобладает над внешним.
VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков
Прием «Третье лишнее»
Верьер |
Госпожа де Реналь |
Аббат Пірар |
Лондон |
Госпожа де Фервак |
Господин Кюре Шелан |
Париж |
Матильда де Ла-Моль |
Господин де Фрілер |
VII. Домашнее задание
Знать сюжет произведения, характеризовать конфликт и черты характера героя, которые он обнаруживает.
VIII. Подведение итогов урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложения:
• Крупнейшим конфликтом в романе «Красное и черное» я считаю.