ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 7

ВАША СИЛА ТОЛЬКО В СОГЛАСИИ, А БЕССИЛИЕ - В РОЗНИ

 

Тема: Генри Лонгфелло. «Песня о Гайявату».

Все мы вылеплены из одной глины, поэтому нам необходимо быть милосердными и справедливыми.

Г. Лонгфелло

Цель: презентовать необычайный мир и самобытную культуру, обычаи и традиции древних индейцев, личность Г. В. Лонгфелло, развивать обраВНОе мышление и связную речь учащихся, умение слушать, выразительно читать лирические произведения, размышлять над прочитанным.

Оборудование и материалы: карта Северной Америки, портрет Генри Лонгфелло, выставка его книг и иллюстраций к произведениям, фотоматериалы (племена индейцев).

Тип урока: внеклассное чтение.

 

Ход урока

1. Сообщения учащихся об открытии Америки (с обращением к карте).

Материал для сообщения ХV - ХVII века иногда называют еще эпохой великих открытий.

В этот период многое изменилось в жизни людей. Благодаря сделанным в это время так называемым Великим географическим открытиям усилились контакты между различными народами. Возникли совершенно новые искусство и культура.

Великими географическими открытиями можно считать все наиболее значительные открытия в истории человечества. Но традиционно к ним относят только те, что были сделаны европейцами с XV века до середины XVII века - за 300 лет (этот период называют эпохой географических открытий).

Причин для возникновения этих экспедиций было несколько.

В первую очередь это был, конечно, поиск новых торговых путей, особенно в Индии - страны, по мнению европейцев,

самой богатой в мире. К тому же появились крепкие корабли, которые уже можно было использовать для океанских плаваний.

Но самой главной причиной, наверное, было то обстоятельство, что человечество наконец-то созрело для того, чтобы ознакомиться с Землей и ее неизвестными мирами - ведь в то время на карте нашей планеты было еще много так называемых «белых пятен» (то есть неизвестных европейцам земель).

Все это и побудило европейцев совершать путешествия, во время которых путешественники находили новые, не известные ранее миры - и заносили их на карту.

Так были открыты Америка, Австралия, Берингов пролив, разделявшая Азию и Северную Америку, морской путь вокруг Африки в Индию и Индокитай.

Открытие Америки Христофором Колумбом. В конце XV века некоторые ученые пришли к выводу, что Земля имеет форму шара. Впрочем, многие из людей не воспринял этой информации.

Христофор Колумб (1451-1506) решил это проверить. «Итак, если все время плыть не на восток, а на запад, все равно припливеш туда, куда тебе нужно?» - так подумал Христофор Колумб и на основе этой идеи разработал свой проект кругосветного путешествия в Индию.

Весь его экипаж состоял из 90 человек (в основном, преступников). Через несколько месяцев плавания Колумб пристал к неизвестному острову - это был один из Багамских островов. Колумб назвал его Сан-Сальвадор. Именно этот день - 12 октября 1492 года - и считается днем открытия Америки.

Впрочем, Колумб не был первооткрывателем Америки: за сотни лет до него сюда неоднократно заплывали викинги. А первыми европейцами, побывавшими здесь, были Эйрик Рауді и его сын Лейф Эриксон - викинги, которые достигли этих берегов еще в Х - ХІ веках. Но об их путешествии в Европе еще не знали.

Американские индейцы - коренное население Америки (с обращением к фотоматериалов).

Считается, что первые люди начали поселяться в Америке примерно 11 тыс. г. до н. э. Эти люди пересекли Берингов пролив, разошлись с далекого Севера и расселились по всей территории Северного и Южного Американского континента. Эти люди известны нам как американские индейцы, коренные американцы или коренное население Америки. Они развили большое раВНОобразие культур и стилей жизни.

Мореплаватель Христофор Колумб назвал их индейцами, поскольку считал, что открытый им континент - Индия.

Американские индейцы - преимущественно невысокие ростом, физически развитые, смуглые, чорноволосі и темноглазые люди - не были в то время единственным народом: жили отдельными племенами, говорили на разных языках, имели разные традиции и верования, особые военные союзы для защиты интересов племени. Индейцы - дети природы - прекрасные охотники и воины в те времена были далеки от современного понимания цивилизации в жизни и быту.

 

2. Беседа.

• Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите про индейцев?

• Об их обычаи и традиции вы знаете?

• Из каких источников вы узнали об этом?

• Назовите известные вам индейские племена. (Альгонквіни, кри, Оттава, гурони, ирокезы, могикане, шауни (текумсех), чірокі (чероки), чоктау, крик, ноупвел, натчези, семинолы, блекфут, чеєни, команчи, пано, сиу, чінук, тінгіт, чімшиан, апачи, навахо, пуэбло, копи, мохаве, шуиіон, майя, тольтеки, ольмеки, ацтеки, киче, инки (кечуа, аймара), ґуарані, мапуче).

• Что означает, по вашему мнению, выражение «Выйти на тропу войны»?

• Что вы знаете о верованиях древних индейцев?

• Какие художественные произведения об индейцах вы читали? Как у них изображен коренное население Америки?

 

3. Слово учителя о Генри Лонгфелло и историю написания «Песни о Гайявату».

Материал к слову учителя

Слава Генри Лонгфелло (1807-1882) пришла еще при жизни. На родине его книги издавались миллионными тиражами - для издательской практики XIX века это было невероятно! Стихи Лонгфелло были переведены восемнадцатью языками! На украинском языке «Песню о Гайявату» переводили Панас Мирный, Александр Олесь, Константин Шмиговський, Иван Драч.

Генри Уодсворт Лонгфелло родился в 1807 году в Портленде, небольшом портовом городке на северо-восточном побережье Америки. В истории его рода по материнской линии были предки, которые 1632 года одними из первых прибыли к берегам Новой Англии (как называли тогда Америку) и стали ее учредителями. Художник получил прекрасное образование в частных школах и одном из лучших колледжей того времени - Боудойнському. В студенческие годы Лонгфелло проявил удивительные способности в отношении гуманитарных наук.

Сразу после окончания колледжа ему предложили место профессора кафедры иностранных языков! На то время писатель свободно владел шестью языками и читал еще четырьмя! Тогда же он впервые посетил Европу, издавна привлекала его как богатейшая сокровищница древней культуры, мудрости и красоты.

В Соединенных Штатах, в отличие от Европы, не было ни многовековой традиции, насыщенной политическими событиями истории, ни древней фольклорного наследия. Поэтому Лонгфелло взял на себя миссию «заполнить пробелы» в культурном пространстве своего народа. Настойчиво исследуя исторические, этнографические и фольклорные материалы, общаясь с индейскими общественными деятелями, писатель собирал материалы для будущей поэмы, которая принесла ему мировую славу, - «Песни о Гайявату». «...Я написал ее, - вспоминал Лонгфелло, - на основе легенд, которые царят в среде североамериканских индейцев. В них идет речь о человеке странного происхождения, который был послан к ним, чтобы расчистить их реки, леса и рыболовные места и научить народы заниматься мирным ремеслом. У разных племен она была известна под разными именами... Наиболее распространенное - Гайявата, что означает - пророк, учитель... В эту старую рассказ я вплел другие индейские легенды. Описываемые события происходят в стране оджибвеїв, на южном берегу Верхнего озера, между Живописными скалами и Великими песками».

Гайявата в мифологии ирокезов легендарный вождь и пророк. Он дал своему народу письменность. Гайявата выступал против родовых усобиц, через что ему приходилось преодолевать сопротивление злого божества, людоеда Атотархо. Жизнь Гайявати полна невзгод; он человек огромной воли и большой государственной мудрости.

 

4. Выразительное чтение отрывка «Люлька Согласия» (с хрестоматией).

 

4. Словарная работа.

Перст, цыбух, поквана, серна, казарка (по словарю в хрестоматии).

 

5. Ответ на вопросы после текста.

 

6. Обобщение.

В разделе «Люлька согласия» Гитчі Маніто обращается к враждующих племен с призывом прекратить кровопролитие и остановить взаимную вражду. Великий Дух положил на Гайявату миссию установить мир и согласие между индейскими племенами. Великий Дух сделал огромную трубку и закурил ее. Дым струился над людьми.

Гитчі Маніто сказал людям, чтобы они сделали из этого красивого камня люльки согласия и никогда больше не поднимали томагавк или чем друг на друга.

Основная мысль поэмы: человек - высшее создание природы, ее невозможно превзойти ни по уму, ни по мудрости. Она всегда побеждает в борьбе со злыми силами природы - злодеями и волшебниками. Гайявата в поэме Лонгфелло - это человек, который олицетворяет честность, справедливость, мудрость, но и божество, герой народных легенд, обладающий сверхъестественной, магической силой, которую он обращает на благо своего народа.

В образе Гайявати поэт воплотил свободолюбие индейцев, их отвагу и мужество, человечность и любовь к миру.

 

8. Домашнее задание.

1. Прочитать статью учебника «Боги и герои Древней Греции» (с. 20).

2. Индивидуальные сообщения о олимпийские игры, чудеса света, расположенные в Греции.

3. Творческое задание (по желанию): нарисовать иллюстрацию к одному из древнегреческих мифов.