ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 8

ГРЕЧЕСКОЕ ЧУДО

 

Тема: Из мифологии Древней Греции.

Свет и тьма, тление и вечность, вера и бесчестие составляют мир этот и нужны друг для друга.

Г. Сковорода

 

Цель: раскрыть мир и культуру древних греков, причины популярности греческой мифологии; раскрыть содержание мифа о сотворении мира; систематизировать знания учащихся о мифе; развивать навыки выразительного чтения и устной речи; совершенствовать умение составлять опорные схемы по содержанию прочитанного; формировать обраВНОе мышление; воспитывать уважение к историческому прошлому других народов.

Оборудование и материалы: карта древнего мира, выставка книг про Древнюю Грецию, иллюстративные и фотоматериалы (египетские пирамиды, висячие сады в Вавилоне, храм Артемиды в Эфесе, статуя Зевса в Олимпии, Мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский, Форосский маяк), иллюстрации к мифам.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя с элементами беседы.

Обращение к карте. Много тысячелетий назад на Балканском полуострове, на берегах Ионического и Эгейского морей, поселился народ, который называл себя эллины, а свою страну Эллада. Теперь мы зовем ее Греция...

Греция... Яркая, удивительная частичка огромного мира, который олицетворяет в себе сокровищницу бессмертных мифов и легенд, самых выдающихся памятников культуры и искусства, литературы и науки. Страна, сведения о первые исторические шаги которой отзываются еще с 6 тысячелетия до н.э., дала начало науке, философии, языку, политике и искусству. Это могущественная держава, богатая жемчужинами грандиоВНОго значения, история которой навечно выгравирована золотыми буквами на страницах величайших произведений, древних и современных энциклопедий и, в конце концов, школьных учебников.

Греция... Что же в первую очередь вспоминается, когда слышишь название славной земли?

Конечно, первые Олимпийские игры, всемирно известные семь чудес света, три из которых находятся именно здесь, и, бесспорно, могущественные боги, которые стали главными героями известных мифов Эллады. Собственно, не заинтересоваться невероятным раВНОобразием богатых традиций, раВНОцветной культуры и необычных верований практически невозможно!

• Что вы знаете о культуре Древней Греции?

• Какими достижениями древних греков мы пользуемся сегодня?

• Какие древнегреческие мифы вы читали?

• Какие произведения других видов искусства на темы древнегреческих мифов вам известны?

 

2. Обращение к теме урока.

3.

4. Работа с эпиграфом.

 

5. Актуализация опорных знаний учащихся.

• Что такое космогонические мифы?

• В которых космогонических мифах рассказывается о происхождении мира из яйца?

• Дайте ответ на вопрос 4 учебника (с. 19).

• Приведите примеры созидания мира Першобогом.

• Дайте ответ на вопрос 5 учебника (с. 19).

5.

6. Чтение мифа о сотворении мира (с хрестоматией) и параллельное составление опорной схемы.

 

Таблица «Боги и их функции»

Боги их функции

Титаны

Кронос

Зевс

Гера

Аид

Посейдон

Афина Паллада

Афродита

Артемида

Аполлон

Гефест

Океан

Нерей

Фемида

Гермес

Тифон

 

 

7. Систематизация материала (на основе составленных на предыдущих уроках опорных схем и текстов мифов).

Выводы ученики записывают в тетради.

Греческая культура базируется на мифологической основе, которая имеет несколько культурно-исторических пластов. Большинство исследователей считают, что формирование общеизвестного греческого пантеона произошло в архаический период. Космологические представления древних греков имеют много общих черт с представлениями многих других народов. Попробуем определить эти черты.

• Как начинается большинство мифов о создании мира? Попробуйте определить мифическое время. Какие слова в предложениях имеют временные признаки?

(Месопотамия: «Задолго до создания земли и человека...»; Древняя Индия: «Сначала не было ничего... Из тьмы первобытного Хаоса...»; древнеславянский миф: «В начале была Тьма - вечна и безгранична. Ни Земли, ни Неба, ни Солнца. Только Мрак»; египетские мифы: «Когда не было ни земли, ни неба...»; Древняя Греция: «Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос» ). Вывод: творение мира начинается из ничего; эту неустроенность - хаос, тьму - можно назвать «эпоха начала».

• Определите, из каких стихий (земля, вода, воздух, огонь) начинается созидание/упорядочении мира. (Месопотамия: «Безграничный океан с пресной водой...»; Древняя Индия: «Первой возникла вода. Из этой воды поставь огонь»; древнеславянский миф: «...густая, холодная и бесконечная Ночь (Тьма). Но ее пронизывало Глаз»; египетские мифы: «Вселенная напоминал безбрежный океан воды»; «Сначала среди первобытных вод в безграничном океане...»; Древняя Греция: «Все возникло из безграничного Хаоса» ).

Вывод: наблюдения над мифами позволяют сделать вывод, что началом всего чаще всего является вода.

• С чего начинается процесс творения мира?

(Месопотамия: «Апсу и Тиамат смешали свои воды, и родились боги»; Древняя Индия: «...зародилось Золотое Яйцо... в нем возник Прародитель Брахма»; древнеславянский миф: «Глаз ...пустил Слезу... С ней уродилось чудо: Першоптах и является первобогом - птица Сокол»; египетские мифы: «Однажды из глубин Нуна на свет вышли боги, которым суждено было создать...»; Древняя Греция: «Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги» ). Вывод: творение мира начинается с упорядочивания хаоса, рождение богов (першобога, творца), разъединение смешанных в хаосе стихий.

• Как описывается порождения света и тьмы (дня и ночи)? (Месопотамия: не описано;

Древняя Индия: не описано; возможно, это сияние огня; древнеславянский миф: «Его [Сокол] золотистые перья осенило непроницаемую Ночь»; египетские мифы:«3 Лотоса родился бог Солнца Ра и озарил мир»; Древняя Греция: «Безграничный Хаос породил вечный Мрак - Эреб и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера» ). Вывод: разделение света и тьмы (чередование дня и ночи) связано с появлением или деяниями богов.

• Как появляются небесные светила (солнце, луна, звезды)? (Месопотамия: «Чтобы прикрепить землю надежнее, боги привязали ее к небу длинными шнурами. Эти шнуры мы сегодня называем созвездием Млечный Путь»; Древняя Индия: не описано; древнеславянский миф: не описано; египетские мифы: «Богиня Нут родила Солнце и Звезды...»; Древняя Греция: солнце, луна, звезды - порожденные богами). Вывод: небесные светила в мифах, которые изучаются, как правило, созданы богами.

• Как объясняется возникновение земли и неба? (Месопотамия: «Боги разделили "гору небес и земли", чтобы создать небо, землю и подземное царство»; Древняя Индия: «Брахма... разбил Золотое Яйцо, и оно раскололось на две половинки. Верхняя стала Небом, нижняя - Землей, а между ними Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил землю среди вод»; древнеславянский миф: «И пустил Сокол золотую Слезу-Росинку, что упала на Глаза. И моментально разросся в большой остров среди Мрака»; египетские мифы: «Среди первобытных вод безбрежного океана появился холм»; «Боги, вышедшие из Нуна, создали небо, землю, животных и растения...»; Древняя Греция: «Из Хаоса получается и богиня Земли - Гея.... благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо - Урана, и раскинулось Небо над Землей» ). Вывод: как правило, возникновение земли и неба - результат деяний богов. Иногда боги выступают олицетворением земли и неба.

• Которой древние люди представляли землю?

(Месопотамия: Будто опрокинутый лодка плавает в мировом океане; Древняя Индия: похожа на нижнюю часть яйца; древнеславянский миф: большой остров, на котором растет Прадуб; египетские мифы: холм среди безбрежного океана; Древняя Греция: богиня Гея). Вывод: земля сравнивается с перевернутой лодкой, яйцом, островом, холмом, может быть олицетворением богини.

• В каких мифах уделено внимание разделению миров? (Месопотамия: «Землю боги поделили на три части. Наверху живут люди, внутри расположены владения бога пресных вод, а внизу - подземный мир, царство мертвых»; древнеславянский миф: Першодерево - Юг, в ветвях которого живут птицы и души умерших; Белобог и Чернобог - воплощение Жизни; Древняя Греция: Тартар - недра Земли).

 

8. Обобщение материала и подведение итогов урока.

 

9. Домашнее задание.

1. Повторить сведения о мифе, его раВНОвидности.

2. Ответить на вопросы 7, 8 учебника на с. 19(см. приложение)

3. Прочитать статью учебника «Огонь Прометея» (с. 21-23), на основе материала статьи заполнить таблицу (см. приложение).