ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК № 69

 

Тема. Урок обобщения и систематизации изученного в течение года материала

Цель: обобщить и систематизировать изученный в течение года материал; развивать внимание, коммуникативные навыки, умение работать в группе; воспитывать стремление познания; активизировать читательские интересы учащихся.

Оборудование: листы бумаги формата А1 для работы в группах, маркеры, клейкая лента для крепления представленного материала; портреты поэтов и писателей, над изучением творчества которых учащиеся работали в течение года; карточки с высказываниями известных людей.

Тип урока: комбинированный.

 

ХОД УРОКА

И. Мотивация учебной деятельности

 

Учитель. На сегодняшнем уроке мы подведем итоги всего того, что мы делали на протяжении учебного года. Конечно, мы не можем заново обсудить проработанные произведения или вспомнить биографические сведения о писателях и поэтах. Однако, мы попытаемся восстановить в своей памяти то, что нам показалось наиболее интересным или самым значительным. Почти к каждому уроку был подобран соответствующий эпиграф. Ранее эпиграфы вам предлагал учитель. Сегодня эпиграф будете выбирать вы сами, все вместе и каждый в отдельности. Надеюсь, сегодня каждый из вас пройдет по тропинке от эпохи барокко до европейского романтизма и реализма.

 

II. Работа над темой урока

 

1. Выбор учащимися эпиграфа

Учащимся предлагаются карточки с высказываниями известных людей. Каждый ученик выбирает выражение, которое, по его мнению, больше всего соответствует теме урока, и аргументирует свой выбор.

Примечание. Возможно, одно выражение выберут несколько учеников: каждый объясняет выбор; другие ученики также могут предложить свои варианты.

Высказывания

11. «Высшая похвала художнику - это когда мы забываем о нем по его произведениям» (Ф. Шиллер).

11. «Писать должен лишь тот, кого волнуют общечеловеческие проблемы» (Дж. Голсуорси).

11. «Искусство вечно, как сама жизнь» (Ф. Шаляпин).

11. «Задача литературы - объединять всех, устанавливать контакт между людьми» (Г. Тагор).

11. «Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве» (Станиславский).

11. «Ум человеческий имеет три ключа, все открывающих: знание, мысль, воображение» (В. Гюго).

11. «Общаться с писателями разных веков - почти то же, что путешествовать» (Г. Декарт).

11. «Во всяком творении гения мы узнаем собственные отвергнутые мысли» (Г. Эмерсон).

11. «Художественное произведение есть кусок природы, профильтрованный через темперамент художника» (Е. Золя).

11. «Есть только один способ заставить человека что-то сделать - это сделать так, чтобы она захотела что-то сделать» (Д. Карнеги).

11. «Обучение без раздумий ненужное, но и размышление без учения опасны» (Конфуций).

11. «То, что мы знаем, ограничено, а то, чего мы не знаем,- бесконечно» (П. Лаплас).

11. «Ум человека лучше судить по его вопросам, чем по его ответам» (Ж. Левис).

11. «Творчество является выражением основных законов Вселенной» (М. Рерих).

11. «Жизнь чаще похожа на роман, чем наши романы на жизнь» (Ж. Санд).

11. «Много говорить и много сказать - это не одно и то же» (Софокл).

11. «Герои, подобно произведениям искусства, кажутся более великими через пространство веков» (П. Буаст).

11. «Уединение с книгой лучше общения с дураками» (П. Буаст).

11. «Фальшивое никогда не бывает прочным» (П. Буаст).

11. «Один безупречный сонет стоит длинной поэмы» (Н. Буало).

11. «Когда будем всех поучать, то нам не останется времени на самообразование» (И. Вильде).

11. «Чтобы войти в бессмертие, человек должен сдать два экзамена: один перед современниками, второй - перед историей» (И. Вильде).

11. «Больших людей оценивают только по их главными деяниями, за их ошибками» (Вольтер).

11. «Никто не может оценивать другого, пока не научится оценивать самого себя» (И. Гете).

11. «Характер в свою очередь порождает характер» (И. Гете).

11. «Для того чтобы книга задела меня за живое, я должен найти в ней кусочек жизни» (Ги де Мопассан).

11. «Публике принадлежат наши книги, а не наши жизни» (Ги де Мопассан).

11. «Жизнь коротка, искусство - вечно» (Гиппократ).

11. «Люди перестают думать, когда перестают читать» (Д. Дидро).

11. «Человек не может ничего научить другого человека. Она может только помочь найти ей правду в собственном сердце» (А. Августин).

11. «Познание души во многом способствует познанию всякой истины» (Аристотель).

11. «Великие гении опередили века, некоторые таланты опережают только годы» (О. де Бальзак).

11. «Книги - корабли мысли, которые плавают по волнам времени и несут свой драгоценный груз от поколения к поколению» (Ф. Бэкон).

11. «Все мое ношу с собой» (Диоген).

11. «Не умирает тот, кто живет в своих произведениях» (К. Бови).

 

11. «Кто есть кто?»

Учитель по очереди показывает портреты поэтов и писателей, ученики называют, кто на портрете, и коротко рассказывают, чем этот человек прославился.

 

11. «Кубування»

Основные художественные направления и эпохи в литературе и культуре XVII - первой половины XIX ст. Работа в 5-ти группах.

Группа 1 - «Барокко»;

группа 2 - «Классицизм»;

группа 3 - «Просвещение»;

группа 4 - «Романтизм»;

группа 5 - «От романтизма к реализму. Русская литература первой половины XIX века».

Задания для групп

11. Подготовьте сообщение о эпоху или направление по схеме «кубування».

Опиши это.

Сравни это.

Подбери ассоциации.

Проанализируй (из чего состоит).

Как его использовать.

Что в нем «хорошего» и «плохого»: «за» и «против». (Ответ на последний пункт желательно подбирать поровну относительно «за» и «против».)

2. Подготовьте вопросы для других групп относительно представленного материала.

Примечание. Группы получают по листу бумаги формата А1, маркеры; оформляют «представленную форму» на собственное усмотрение. Во время обобщения материала и подготовки к презентации им разрешается пользоваться учебниками и собственными тетрадями (если умеют быстро найти необходимую информацию - это уже «плюс»!) Время на подготовку презентации - 15 мин.

 

V. «Методика взаємозапитань» -после каждой презентации

 

2. Рефлексия

 

Завершите фразу: «Для меня сегодня неожиданным (новым) было...»

 

3. Домашнее задание

 

Просмотреть произведения, которые изучались в течение года с целью определения, какой из них больше всего запомнился или понравился.