II семестр
 
МИСТЕЦТВО БУТИ ЛЮДИНОЮ
 
УРОК 68
Тема. Редьярд Киплинг «Если...» Восславление сильной личности, способной в любых испытаниях сохранить собственное «я», сберечь вечные ценности, не утратить способности делать добро
 
Цель: показать на материале  стихотворения, как литература формирует и воспитывает личность, провозглашая  лучшее в человеке; совершенствовать навыки текстологического анализа  произведения, навыки работы с литературоведческими терминами; работать над  выразительным чтением стихотворения наизусть; развивать связную речь учащихся;  воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность,  убедительность, умение отстаивать свое мнение.
ХОД  УРОКА
I.  Актуализация опорных знаний учащихся
1. Конкурс  выразительного чтения стихотворений наизусть
2. Беседа  с учащимися
• Что хотел сказать Р. Киплинг своим  стихотворением?.. Как вы думаете, удалось ли это ему?
• Какие художественные средства  использовал Киплинг, чтобы выразить свою мысль ярче, точнее?.. Привести примеры  анафор и антитез из текста стихотворения.
3. Работа  над различными переводами стихотворения* (по группам) с последующей беседой
• Можем ли мы утверждать, что перед  нами переводы стихотворения Р. Киплинга «If..»? Аргументируйте свое мнение.
• В чем, по-вашему, своеобразие  каждого из этих переводов?
• Сохранили ли переводчики главную  идею?
• Присутствуют ли в переводах  антитеза и анафора как художественные средства языка автора?
• Предлагаются тексты В. Корнилова  «Когда...» и А. Шараповой «Из тех ли ты...» (см. приложение).
• Что из этих приемов меняется от  стихотворения к стихотворению — антитеза или анафора?
4. Развитие  свяВНОй речи
Задание: доказать, что лучшие  литературные произведения поставили перед собой и выполняют задачу формирования  лучших качеств человека (с использованием приёма «Моя трибуна»): выступление начинается  одной из заданных фраз:
1) «Я хочу рассказать о литературном  герое, в котором воплотились лучшие черты человека...»
2) «Литературный герой, ставший  примером для подражания многих поколений,— это...»
3) «Если бы меня спросили, о ком из  героев прочитанных книг я хотел бы рассказать как о Человеке с большой буквы, я  бы обязательно назвал...»
4) «Если люди из далекого будущего  будут судить о нашем обществе по определенным личностям, я бы хотел, чтобы они  узнали об...»
 
III. Подведение итогов урока
Учитель. У каждого читателя свой  любимый герой. У каждого времени свои ценности. Но есть высокие этические  ценности, вечные во все времена, черты, характеризующие Человека с большой  буквы. Задача настоящей литературы — на лучших примерах формировать личность.
 
IV. Домашнее задание
Подготовиться к защите проекта:  «Тема в курсе литературы 7-го класса, которая оказалась мне наиболее близкой  (кажется мне самой главной)». Это может быть подробный рассказ с аргументами,  иллюстрациями (плакат, коллаж, литературно-музыкальная композиция).
Или: «Тема, которую я предлагаю  ввести в курс литературы» (в ней должны найти отражение аргументы, конкретные  авторы и произведения).
 
Додаток до уроків 67,  68
 
ИЗ ТЕХ ЛИ ТЫ?
Из тех ли ты, кто не дрожал в  сраженье,
Но страх других себе в вину вменил,
Кто недоверия и осужденья
Сумел признать, но доблесть  сохранил?
Кто бодро ждал и помнил, что негоже 
Неправдою оплачивать лжецу 
И злом злодею (но и этим тоже 
Гордиться чересчур нам не к лицу).
 
Ты — друг мечты, но средь ее туманов 
Не заблудиться смог и не считал,
Что Мысль есть Бог?
И жалких шарлатанов
Триумф и крах с улыбкой отметал?
И ты сумеешь не придать значенья,
Когда рабы твой труд испепелят 
И смысл высокий твоего ученья 
Толпа на свой перетолкует лад?
 
Рискнешь в игре поставить состоянье,
А если проиграешь все, что есть,— 
Почувствуешь в душе одно желанье: 
Встать от игры и за труды засесть? 
Послушна ли тебе и в боли дикой 
Вся армия артерий, нервов, жил? 
Воспитана ли Воля столь великой,
Чтоб телу зов ее законом был?
 
Ты прям и прост на королевской  службе? 
С простолюдином кроток? Справедлив 
К достойному назло вражде и дружбе? 
Властителен порой, но не кичлив?
И правда ли, что даже малой доле 
Своих часов, минут ты господин?
Ну, что ж! Земля твоя — и даже боле 
Тебе скажу: ты Человек, мой сын!
(А. Шарапова)
 
ЗАПОВЕДЬ
Владей собой среди толпы смятенной, 
Тебя клянущей за смятенье всех.
Верь сам в себя наперекор Вселенной 
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил, жди не уставая, 
Пусть лгут лжецы, не снисходи до  них; 
Умей прощать и не кажись, прощая, 
Великодушней и мудрей других.
 
Умей мечтать, не став рабом  мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганья,
Не забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твое же слово 
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов, 
Когда вся жизнь разрушена и снова 
Ты должен все воссоздавать с основ.
 
Умей поставить в радостной надежде 
На карту все, что накопил с трудом,
Все проиграть и нищим стать, как  прежде, 
И никогда не пожалеть о том;
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди 
Уже давно все пусто, все сгорело 
И только Воля говорит: «Иди!»
 
Останься прост, беседуя с царями, 
Останься честен, говоря с толпой;
Будь прям и тверд с врагами и  друзьями, 
Пусть все в свой час считаются с  тобой; 
Наполни смыслом каждое мгновенье, 
Часов и дней неумолимый бег,—
Тогда весь мир ты примешь, как  владенье, 
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
(М. Лозинский)
 
КОГДА...
Когда ты тверд, а все вокруг в  смятенье, 
Тебя в своем смятенье обвинив,
Когда уверен ты, а все в сомненье,
А ты к таким сомненьям терпелив;
Когда ты ждешь, не злясь на  ожиданье,
И клеветой за клевету не мстишь,
За ненависть не платишь той же  данью,
Но праведным отнюдь себя не мнишь.
 
Когда в мечте не ищешь утешенья,
Когда не ставишь самоцелью мысль,
Когда к победе или к пораженью 
Ты можешь равнодушно отнестись;
Когда готов терпеть, что станет  подлость 
Твой выстраданный идеал чернить, 
Ловушкой делать, приводить в  негодность, 
А ты еще готов его чинить.
 
Когда согласен на орла и решку 
Поставить все и тотчас проиграть 
И тотчас же, мгновенья не помешкав,
Ни слова не сказав, сыграть опять;
Когда способен сердце, нервы, жилы 
Служить себе заставить, хоть ори,
Не тянут — вся их сила отслужила,
Но только Воля требует: «Тяни!»
 
Когда — хоть для тебя толпа не идол  — 
При короле ты помнишь о толпе;
Когда людей ты понял и обиды 
Не нанесут ни враг, ни друг тебе;
Когда трудом ты каждый миг заполнил 
И беспощадность Леты опроверг,
Тогда, мой сын, Земля твоя —  запомни! — 
И — более того — ты Человек!
(В. Корнилов)
 
ЕСЛИ СМОЖЕШЬ 
Сумей, не дрогнув среди общей смуты, 
Людскую ненависть перенести 
И не судить, но в страшные минуты 
Остаться верным своему пути.
Умей не раздражаться ожиданьем,
Не мстить за зло, не лгать в ответ  на ложь, 
Не утешаясь явным или тайным 
Сознаньем, до чего же ты хорош.
 
Умей держать мечту в повиновенье,
Чти разум, но не замыкайся в нем, 
Запомни, что успех и пораженье —
Две лживых маски на лице одном.
Пусть правда, выстраданная тобою, 
Окажется в объятьях подлеца,
Пусть рухнет мир, умей собраться к  бою, 
Поднять свой меч и биться до конца.
 
Сумей, когда игра того достойна,
Связать судьбу с одним броском  костей,
А проиграв, снести удар спокойно 
И без ненужных слов начать с нулей. 
Сумей заставить сношенное тело 
Служить сверх срока, не сбавляя ход. 
Пусть нервы, сердце — все окаменело, 
Рванутся, если Воля подстегнет.
 
Идя с толпой, сумей не слиться с  нею, 
Останься прям, служа при королях. 
Ничьим речам не дай звучать слышнее, 
Чем голос истины в твоих ушах.
Свой каждый миг сумей прожить во  славу 
Далекой цели блещущих вершин. 
Сумеешь — и Земля твоя по праву,
И, что важней, ты Человек, мой сын!
(Н. Грибанов)
______________________________________________________________
* Предлагаются  тексты В. Корнилова «Когда...» и А. Шараповой «Из тех ли ты...» (см.  приложение).