ВНО 2015 Шкільні твори Каталог авторів Скорочені твори Конспекти уроків Підручники
5-11 клас
Біографії
Реферати та статті
Скорочені твори
Підручники on-line
Твори 12 класів
Твори 11 класів
Конспекти уроків
Теорія літератури
Хрестоматія
Критика
Аудіокниги

УСІ УРОКИ ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 7 КЛАС

II семестр

 

МИСТЕЦТВО БУТИ ЛЮДИНОЮ

 

УРОК 68

Тема. Редьярд Киплинг «Если...» Восславление сильной личности, способной в любых испытаниях сохранить собственное «я», сберечь вечные ценности, не утратить способности делать добро

 

Цель: показать на материале стихотворения, как литература формирует и воспитывает личность, провозглашая лучшее в человеке; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, навыки работы с литературоведческими терминами; работать над выразительным чтением стихотворения наизусть; развивать связную речь учащихся; воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, убедительность, умение отстаивать свое мнение.

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Конкурс выразительного чтения стихотворений наизусть

2. Беседа с учащимися

• Что хотел сказать Р. Киплинг своим стихотворением?.. Как вы думаете, удалось ли это ему?

• Какие художественные средства использовал Киплинг, чтобы выразить свою мысль ярче, точнее?.. Привести примеры анафор и антитез из текста стихотворения.

3. Работа над различными переводами стихотворения* (по группам) с последующей беседой

• Можем ли мы утверждать, что перед нами переводы стихотворения Р. Киплинга «If..»? Аргументируйте свое мнение.

• В чем, по-вашему, своеобразие каждого из этих переводов?

• Сохранили ли переводчики главную идею?

• Присутствуют ли в переводах антитеза и анафора как художественные средства языка автора?

• Предлагаются тексты В. Корнилова «Когда...» и А. Шараповой «Из тех ли ты...» (см. приложение).

Что из этих приемов меняется от стихотворения к стихотворению — антитеза или анафора?

4. Развитие свяВНОй речи

Задание: доказать, что лучшие литературные произведения поставили перед собой и выполняют задачу формирования лучших качеств человека (с использованием приёма «Моя трибуна»): выступление начинается одной из заданных фраз:

1) «Я хочу рассказать о литературном герое, в котором воплотились лучшие черты человека...»

2) «Литературный герой, ставший примером для подражания многих поколений,— это...»

3) «Если бы меня спросили, о ком из героев прочитанных книг я хотел бы рассказать как о Человеке с большой буквы, я бы обязательно назвал...»

4) «Если люди из далекого будущего будут судить о нашем обществе по определенным личностям, я бы хотел, чтобы они узнали об...»

 

III. Подведение итогов урока

Учитель. У каждого читателя свой любимый герой. У каждого времени свои ценности. Но есть высокие этические ценности, вечные во все времена, черты, характеризующие Человека с большой буквы. Задача настоящей литературы — на лучших примерах формировать личность.

 

IV. Домашнее задание

Подготовиться к защите проекта: «Тема в курсе литературы 7-го класса, которая оказалась мне наиболее близкой (кажется мне самой главной)». Это может быть подробный рассказ с аргументами, иллюстрациями (плакат, коллаж, литературно-музыкальная композиция).

Или: «Тема, которую я предлагаю ввести в курс литературы» (в ней должны найти отражение аргументы, конкретные авторы и произведения).

 

Додаток до уроків 67, 68

 

ИЗ ТЕХ ЛИ ТЫ?

Из тех ли ты, кто не дрожал в сраженье,

Но страх других себе в вину вменил,

Кто недоверия и осужденья

Сумел признать, но доблесть сохранил?

Кто бодро ждал и помнил, что негоже

Неправдою оплачивать лжецу

И злом злодею (но и этим тоже

Гордиться чересчур нам не к лицу).

 

Ты — друг мечты, но средь ее туманов

Не заблудиться смог и не считал,

Что Мысль есть Бог?

И жалких шарлатанов

Триумф и крах с улыбкой отметал?

И ты сумеешь не придать значенья,

Когда рабы твой труд испепелят

И смысл высокий твоего ученья

Толпа на свой перетолкует лад?

 

Рискнешь в игре поставить состоянье,

А если проиграешь все, что есть,—

Почувствуешь в душе одно желанье:

Встать от игры и за труды засесть?

Послушна ли тебе и в боли дикой

Вся армия артерий, нервов, жил?

Воспитана ли Воля столь великой,

Чтоб телу зов ее законом был?

 

Ты прям и прост на королевской службе?

С простолюдином кроток? Справедлив

К достойному назло вражде и дружбе?

Властителен порой, но не кичлив?

И правда ли, что даже малой доле

Своих часов, минут ты господин?

Ну, что ж! Земля твоя — и даже боле

Тебе скажу: ты Человек, мой сын!

(А. Шарапова)

 

ЗАПОВЕДЬ

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех.

Верь сам в себя наперекор Вселенной

И маловерным отпусти их грех;

Пусть час не пробил, жди не уставая,

Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

 

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,

И мыслить, мысли не обожествив;

Равно встречай успех и поруганья,

Не забывая, что их голос лжив;

Останься тих, когда твое же слово

Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,

Когда вся жизнь разрушена и снова

Ты должен все воссоздавать с основ.

 

Умей поставить в радостной надежде

На карту все, что накопил с трудом,

Все проиграть и нищим стать, как прежде,

И никогда не пожалеть о том;

Умей принудить сердце, нервы, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже давно все пусто, все сгорело

И только Воля говорит: «Иди!»

 

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой;

Будь прям и тверд с врагами и друзьями,

Пусть все в свой час считаются с тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,—

Тогда весь мир ты примешь, как владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

(М. Лозинский)

 

КОГДА...

Когда ты тверд, а все вокруг в смятенье,

Тебя в своем смятенье обвинив,

Когда уверен ты, а все в сомненье,

А ты к таким сомненьям терпелив;

Когда ты ждешь, не злясь на ожиданье,

И клеветой за клевету не мстишь,

За ненависть не платишь той же данью,

Но праведным отнюдь себя не мнишь.

 

Когда в мечте не ищешь утешенья,

Когда не ставишь самоцелью мысль,

Когда к победе или к пораженью

Ты можешь равнодушно отнестись;

Когда готов терпеть, что станет подлость

Твой выстраданный идеал чернить,

Ловушкой делать, приводить в негодность,

А ты еще готов его чинить.

 

Когда согласен на орла и решку

Поставить все и тотчас проиграть

И тотчас же, мгновенья не помешкав,

Ни слова не сказав, сыграть опять;

Когда способен сердце, нервы, жилы

Служить себе заставить, хоть ори,

Не тянут — вся их сила отслужила,

Но только Воля требует: «Тяни!»

 

Когда — хоть для тебя толпа не идол —

При короле ты помнишь о толпе;

Когда людей ты понял и обиды

Не нанесут ни враг, ни друг тебе;

Когда трудом ты каждый миг заполнил

И беспощадность Леты опроверг,

Тогда, мой сын, Земля твоя — запомни! —

И — более того — ты Человек!

(В. Корнилов)

 

ЕСЛИ СМОЖЕШЬ

Сумей, не дрогнув среди общей смуты,

Людскую ненависть перенести

И не судить, но в страшные минуты

Остаться верным своему пути.

Умей не раздражаться ожиданьем,

Не мстить за зло, не лгать в ответ на ложь,

Не утешаясь явным или тайным

Сознаньем, до чего же ты хорош.

 

Умей держать мечту в повиновенье,

Чти разум, но не замыкайся в нем,

Запомни, что успех и пораженье —

Две лживых маски на лице одном.

Пусть правда, выстраданная тобою,

Окажется в объятьях подлеца,

Пусть рухнет мир, умей собраться к бою,

Поднять свой меч и биться до конца.

 

Сумей, когда игра того достойна,

Связать судьбу с одним броском костей,

А проиграв, снести удар спокойно

И без ненужных слов начать с нулей.

Сумей заставить сношенное тело

Служить сверх срока, не сбавляя ход.

Пусть нервы, сердце — все окаменело,

Рванутся, если Воля подстегнет.

 

Идя с толпой, сумей не слиться с нею,

Останься прям, служа при королях.

Ничьим речам не дай звучать слышнее,

Чем голос истины в твоих ушах.

Свой каждый миг сумей прожить во славу

Далекой цели блещущих вершин.

Сумеешь — и Земля твоя по праву,

И, что важней, ты Человек, мой сын!

(Н. Грибанов)

______________________________________________________________

* Предлагаются тексты В. Корнилова «Когда...» и А. Шараповой «Из тех ли ты...» (см. приложение).