ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7 КЛАСС

II семестр

 

ИСКУССТВО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ

 

УРОК 67

Тема. Редьярд Киплинг (1865-1936) «Если...» Прославление сильной личности, способной при любых условиях и обстоятельствах оставаться Человеком, противостоять низменным вкусам и мнениям толпы, сохранять достоинство в отношениях с власть предержащими, делать добрые дела, не кичиться этим

 

Цель: раскрыть специфику воплощения в содержании стихотворения сложности и противоречивости бытия, утверждение преимущества высоких этических ценностей над непрочными материальными достижениями; опираясь на содержание стихотворения, объяснить, что человеком имеет право называться лишь тот, кто в любых ситуациях стремится и умеет оставаться самим собой; дать определение понятия анафора, повторить понятие антитеза; продолжить работу над выразительным чтением учащихся; воспитывать культуру ответа.

ХОД УРОКА

И. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Работа с решения кроссворда

Учитель. Я хочу, чтобы вы вспомнили одну замечательную сказку, которую мы читали и обсуждали в прошлом году. Я предлагаю вам кроссворд о героях этой сказки.

Кроссворд

1) Человек, которую усыновили джунгли и которая стала полноправным членом волчьей стаи. (Маугли)

2) Шустрая и красивая кошка, которая превыше всего ценила личную свободу и уважает свободу других. (Багира)

3) Вожак волчьей стаи, который умел отстаивать свои принципы и друзей. (Акела)

4) Тот, кто учил великого закона: «Мы с тобой одной крови». (Балу)

5) Воплощение мудрости и таинственной силы. (Каа)

 

 

Когда кроссворд будет разгадана, за опорными буквами в центральных ячейках назвать автора этой сказки.

2. Сообщение о Редьярда Киплинга (дополнительное задание)

 

II. Мотивация познавательной деятельности учащихся

Учитель. Как вы думаете, зачем мы обратились к сказки Киплинга? Что было главным для Маугли и для других героев сказки? (Не поступаться принципами, не бросать друзей в опасности, не поступаться убеждениями, не отдавать предпочтение материальным ценностям, помогать слабым.)

Жители джунглей предстают перед нами лучше, чем жители поселка. Значит, право носить высокое имя Человека определяет не просто принадлежность к определенной биологической категории, а нечто другое.

Попробуем обсудить эту проблему с помощью стихотворения Г. Киплинга «Если...»*

 

III. Формирование новых знаний, умений и навыков учащихся

1. Работа над текстологическим анализом произведения

Как построено предложение, начинающееся союзом «если»? (В нем обязательно присутствует вторая часть - утверждение того, что происходит при определенном условии)

• Давайте сразу обратимся к главной части предложения, то есть к выводу.

Земля - твое, мой мальчик, достоянье!

И более того, ты - человек!

Обратите внимание на восклицательный знак в конце предложения, на тире, подчеркивающее принадлежность к высокому званию Человека. Посмотрим, какими качествами надо для этого обладать.

2. Работа над выразительным чтением стихотворения

(Первоначально текст полностью читает учитель. Потом учащиеся читают его по строфам.)

3. Работа по группам - текстологический анализ отдельных строф Общий вопрос: в чем воплощаются подлинные человеческие уступки и действия, достойные уважения? Что говорит о незыблемости взглядов, принципу и убеждений, верности своему «я»?

4. Использование приема «Свободный микрофон»

• Какая из строф кажется тебя более близкой, убедительной? Почему?

• Какие средства использует поэт?

(Противопоставление, антонимию - антитезис; одинаковое начало строф - анафору)

5. Работа со словарем литературоведческих терминов

Дать определение понятий «анафора» и «антитеза». Сравнить с определением словаря. Записать в тетрады (словарик).

6. Сравнительная работа над различными переводами стихотворения (по группам)

Предлагается два текста: Н. Грибанов: «Если сможешь...» (см. приложение) и М. Лозинский «Заповедь».

• Что за тексты перед нами?

• Почему вы их отождествляете со стихотворением Г. Киплинга «If..»?

• Расскажите об особенностях каждого перевода.

• Чей перевод вам больше понравился? Аргументируйте свой ответ цитатами.

7. Работа над выразительным чтением всего текста

 

IV. Подведение итогов урока

Учитель. Согласитесь с данным суждениями или отвергните их.

• Литература - не только отражение действительности, но и средство влияния на действительность, на формирование личности.

• Писатели и поэты, борясь за лучшее в человеке, идейным содержанием и художественной формой своих произведений создают для человека определенную программу жизни, как бы зажигают для него путеводную звезду.

 

V. Домашнее задание

Выучить наизусть отрывок из стихотворения, законченный в смысловом отношении (на выбор).

___________________________________________________________________

* Стихотворение Г. Киплинга «If...» переводили с английского языка много поэтов. Мы использовали перевод С. Маршака.