II семестр
ВЗЛЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
УРОК № 67
Тема. Углубления в человеческую психологию, поэтизация человека и красоты ее чувств, воспевание любви и дружбы в сонетах Шекспира
Цель: продолжить работу над сонетами Шекспира; работать над выразительным чтением поэтических произведений; осуществлять межпредметные связи; развивать обраВНОе мышление, творческие способности; воспитывать уважительное отношение к чувствам других людей.
Оборудование: тексты сонетов В. Шекспира.
Сонеты - это ключ, которым Шекспир открывает свое сердце.
В. Вордсворт
ХОД УРОКА
И. Актуализация опорных знаний
«Игра с числами»
На доске расположены листы бумаги с написанными числами. Необходимо выбрать число и объяснить, как оно касается сонетов Шекспира.

Чтение сонетов Шекспира наизусть
II. Мотивация учебной деятельности
- Сонеты Шекспира считают лирическим дневником автора. И не случайно английский поэт В. Вордсворт писал: «Сонеты - это ключ, которым Шекспир открывает свое сердце».
- Как вы понимаете эти слова?
(Ответы учащихся.)
В. Вордсворт в своем высказывании использовал яркий образ: ключ, что отпирает сердце поэта, рассказывает его тайны. Этот образ несложно нарисовать. Поэтому предлагаю сегодня не только узнать тайны души поэта, но и нарисовать те образы, которые Шекспир описал словами.
III. Изучение нового материала
Работа в группах
Группа № 1
СОНЕТ № 130
Ее глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.
С дамасской угрозой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.
И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.
Задание: прочитать сонет, определить тему, идею и художественные средства, использованные в поэзии, попытаться найти новое в обрисовке героини сонета, нарисовать образы, воспетые в сонете.
Возможный ответ
Сонет № 130 посвященный смуглой возлюбленной лирического героя. Весь стих построен на сравнении любимого с тем идеалом, который ранее описывался в сонетах: глаза как звезды, губы как кораллы; кожа белая, как снег; щеки как роза; тело благоухает, как фиалка. Автор уверенно и даже с вызовом описывает всю несоответствие любимого общепринятым канонам красоты и делает вывод о том, что он искренен в своем стихотворении и отношении к женщине, в отличие от тех поэтов, которые преувеличивали прелести своих дам.
И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.
Группа № 2
СОНЕТ № 141
Мои глаза в тебя не влюблены,-
Они твои пороки видят ясно.
А сердце ни одной твоей вины
Не видит и с глазами не согласно.
Ушей твоя не услаждает речь.
Твой голос, взор и рук твоих касанье,
Прельщая, не могли меня увлечь
На праздник слуха, зренья, осязанья.
И все же внешним чувствам не дано -
Ни всем пяти, ни каждому отдельно -
Уверить сердце бедное одно,
Что это рабство для него смертельно.
В своем несчастье одному я рад,
Что ты - мой грех и ты - мой вечный ад.
Задание: прочитать сонет, определить тему, идею, художественные средства, использованные в поэзии, попытаться найти новое в обрисовке героини сонета, нарисовать сонет, его образы.
Возможна ответ
В сонете № 141 лирический герой откровенно говорит о разлад сердца и ума, чувства и мысли. Он противопоставляет реальное видение своей возлюбленной, которая не соответствует стандартным канонам красоты внешней и внутренней, чувству сердца, которое любит ее и принимает такой, какая она есть.
Герой понимает, что эта любовь не принесет ему счастья, об этом свидетельствует негативно окрашенная лексика: «бедное сердце», «смертельное рабство», «в своем несчастье», «ты - мой грех», «ты-мой вечный ад». Традиционный мотив любви - страдания осложняется пониманием несоответствия любимого идеалам красоты внешней и духовной.
Группа № 3
СОНЕТ № 143
Нередко для того, чтобы поймать
Шальную курицу иль петуха,
Ребенка наземь опускает мать,
К его мольбам и жалобам глуха,
И тщетно гонится за беглецом,
Который, шею вытянув вперед
И трепеща перед ее лицом,
Передохнуть хозяйке не дает.
Так ты меня оставила, мой друг,
Гонясь за тем, что убегает прочь.
Я, как дитя, ищу тебя вокруг,
Зову тебя, терзаясь день и ночь.
Скорей мечту крылатую лови
И возвратись к покинутой любви.
Задание: прочитать сонет, определить тему, идею, художественные средства, использованные в поэзии, попытаться найти новое в обрисовке героини сонета, нарисовать сонет, воспроизвести его образы.
Возможна ответ
Сонет № 143 посвящен теме любви. Но для ее раскрытия использован необычный, как для высокой любовной лирики, прием: любимая и лирический герой сравниваются с образами простого, «низкого» жизни, которые не описывались ранее в сонетах, посвященных идеальной женщине. Так, возлюбленная сравнивается с матерью, которая стремится догнать курицу или петуха, в то же время лишая внимания своего ребенка. Лирический герой ждет, пока любимая воплотит свою мечту и вернется к нему снова, сравнивается с ребенком, который зовет мать и страдает через разлуку. Он надеется, что как мать возвращается к своему ребенку, так и легкомысленная любимая вспомнит о ней и вернется.
Группа № 4
СОНЕТ № 147
Любовь - недуг. Моя душа больна
Томительной, неутолимой жаждой.
Того же иада требует она,
Который отравил ее однажды.
Мой разум-врач любовь мою лечил.
Она отвергла травы и коренья,
И бедный лекарь выбился из сил
И нас покинули, потеряв терпенье.
Отныне мой недуг неизлечим.
Душа ни в чем покоя не находит.
Покинутые разумом моим,
И чувства и слова по воле бродят.
И долго мне, лишенному ума,
Казался раем ад, а светом - тьма!
Задание: прочитать сонет, определить тему, идею, художественные средства, использованные в поэзии, попытаться найти новое в обрисовке героини сонета, нарисовать сонет, его образы.
Возможный ответ
Сонет № 147 посвящен описанию любовных страданий лирического героя. С помощью ярких метафор (любовь - недуг, разум - врач) автор передает чувства героя, который чувствует любовь как болезнь и не может вылечиться за то, что душа требует снова и снова «того же иада..., который отравил ее однажды». Лечит героя разум, но сердце с ним в разладе, и «бедный лекарь выбился из сил и нас покинули, потеряв терпенье».
Захваченный роковой страстью, влюбленный, которого оставил разум, еще долго будет считать «раем ад, а светом - тьма!»
Последние слова намекают на то, что возлюбленная лирического героя имеет недостатки не только во внешности, но и в своей душе, что было нетрадиционным для любовного сонета.
Выступление представителей групп, презентация рисунков
IV. Итог урока
Сонеты В. Шекспира - одна из прекраснейших страниц интимной лирики мировой литературы. Знаток человеческой психологии, поэт воспевает чувство любви и дружбы, увлекается человеком и красотой ее чувств.
В. Шекспир внес в традиционный сонет немало нового: он изменил его форму, дополнил тематику, посвятив отдельные стихи дружбе, вместо ангелоподібного идеала создал образ любимой - реальной женщины, которая тоже заслуживает любви.
V. Домашнее задание
Прочитать трагедию. Шекспира «Ромео и Джульетта».