ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

II семестр

 

ВЗЛЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

УРОК № 67

Тема. Углубления в человеческую психологию, поэтизация человека и красоты ее чувств, воспевание любви и дружбы в сонетах Шекспира

 

Цель: продолжить работу над сонетами Шекспира; работать над выразительным чтением поэтических произведений; осуществлять межпредметные связи; развивать обраВНОе мышление, творческие способности; воспитывать уважительное отношение к чувствам других людей.

Оборудование: тексты сонетов В. Шекспира.

 

Сонеты - это ключ, которым Шекспир открывает свое сердце.

В. Вордсворт

 

ХОД УРОКА

И. Актуализация опорных знаний

«Игра с числами»

На доске расположены листы бумаги с написанными числами. Необходимо выбрать число и объяснить, как оно касается сонетов Шекспира.

 

 

Чтение сонетов Шекспира наизусть

 

II. Мотивация учебной деятельности

- Сонеты Шекспира считают лирическим дневником автора. И не случайно английский поэт В. Вордсворт писал: «Сонеты - это ключ, которым Шекспир открывает свое сердце».

- Как вы понимаете эти слова?

(Ответы учащихся.)

В. Вордсворт в своем высказывании использовал яркий образ: ключ, что отпирает сердце поэта, рассказывает его тайны. Этот образ несложно нарисовать. Поэтому предлагаю сегодня не только узнать тайны души поэта, но и нарисовать те образы, которые Шекспир описал словами.

 

III. Изучение нового материала

Работа в группах

Группа № 1

СОНЕТ № 130

Ее глаза на звезды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьется прядь.

 

С дамасской угрозой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щек.

А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.

 

Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного света на челе.

Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.

 

И все ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали.

Задание: прочитать сонет, определить тему, идею и художественные средства, использованные в поэзии, попытаться найти новое в обрисовке героини сонета, нарисовать образы, воспетые в сонете.

Возможный ответ

Сонет № 130 посвященный смуглой возлюбленной лирического героя. Весь стих построен на сравнении любимого с тем идеалом, который ранее описывался в сонетах: глаза как звезды, губы как кораллы; кожа белая, как снег; щеки как роза; тело благоухает, как фиалка. Автор уверенно и даже с вызовом описывает всю несоответствие любимого общепринятым канонам красоты и делает вывод о том, что он искренен в своем стихотворении и отношении к женщине, в отличие от тех поэтов, которые преувеличивали прелести своих дам.

И все ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали.

 

Группа № 2

СОНЕТ № 141

Мои глаза в тебя не влюблены,-

Они твои пороки видят ясно.

А сердце ни одной твоей вины

Не видит и с глазами не согласно.

 

Ушей твоя не услаждает речь.

Твой голос, взор и рук твоих касанье,

Прельщая, не могли меня увлечь

На праздник слуха, зренья, осязанья.

 

И все же внешним чувствам не дано -

Ни всем пяти, ни каждому отдельно -

Уверить сердце бедное одно,

Что это рабство для него смертельно.

 

В своем несчастье одному я рад,

Что ты - мой грех и ты - мой вечный ад.

Задание: прочитать сонет, определить тему, идею, художественные средства, использованные в поэзии, попытаться найти новое в обрисовке героини сонета, нарисовать сонет, его образы.

Возможна ответ

В сонете № 141 лирический герой откровенно говорит о разлад сердца и ума, чувства и мысли. Он противопоставляет реальное видение своей возлюбленной, которая не соответствует стандартным канонам красоты внешней и внутренней, чувству сердца, которое любит ее и принимает такой, какая она есть.

Герой понимает, что эта любовь не принесет ему счастья, об этом свидетельствует негативно окрашенная лексика: «бедное сердце», «смертельное рабство», «в своем несчастье», «ты - мой грех», «ты-мой вечный ад». Традиционный мотив любви - страдания осложняется пониманием несоответствия любимого идеалам красоты внешней и духовной.

 

Группа № 3

СОНЕТ № 143

Нередко для того, чтобы поймать

Шальную курицу иль петуха,

Ребенка наземь опускает мать,

К его мольбам и жалобам глуха,

 

И тщетно гонится за беглецом,

Который, шею вытянув вперед

И трепеща перед ее лицом,

Передохнуть хозяйке не дает.

 

Так ты меня оставила, мой друг,

Гонясь за тем, что убегает прочь.

Я, как дитя, ищу тебя вокруг,

Зову тебя, терзаясь день и ночь.

 

Скорей мечту крылатую лови

И возвратись к покинутой любви.

Задание: прочитать сонет, определить тему, идею, художественные средства, использованные в поэзии, попытаться найти новое в обрисовке героини сонета, нарисовать сонет, воспроизвести его образы.

Возможна ответ

Сонет № 143 посвящен теме любви. Но для ее раскрытия использован необычный, как для высокой любовной лирики, прием: любимая и лирический герой сравниваются с образами простого, «низкого» жизни, которые не описывались ранее в сонетах, посвященных идеальной женщине. Так, возлюбленная сравнивается с матерью, которая стремится догнать курицу или петуха, в то же время лишая внимания своего ребенка. Лирический герой ждет, пока любимая воплотит свою мечту и вернется к нему снова, сравнивается с ребенком, который зовет мать и страдает через разлуку. Он надеется, что как мать возвращается к своему ребенку, так и легкомысленная любимая вспомнит о ней и вернется.

 

Группа № 4

СОНЕТ № 147

Любовь - недуг. Моя душа больна

Томительной, неутолимой жаждой.

Того же иада требует она,

Который отравил ее однажды.

 

Мой разум-врач любовь мою лечил.

Она отвергла травы и коренья,

И бедный лекарь выбился из сил

И нас покинули, потеряв терпенье.

 

Отныне мой недуг неизлечим.

Душа ни в чем покоя не находит.

Покинутые разумом моим,

И чувства и слова по воле бродят.

 

И долго мне, лишенному ума,

Казался раем ад, а светом - тьма!

Задание: прочитать сонет, определить тему, идею, художественные средства, использованные в поэзии, попытаться найти новое в обрисовке героини сонета, нарисовать сонет, его образы.

Возможный ответ

Сонет № 147 посвящен описанию любовных страданий лирического героя. С помощью ярких метафор (любовь - недуг, разум - врач) автор передает чувства героя, который чувствует любовь как болезнь и не может вылечиться за то, что душа требует снова и снова «того же иада..., который отравил ее однажды». Лечит героя разум, но сердце с ним в разладе, и «бедный лекарь выбился из сил и нас покинули, потеряв терпенье».

Захваченный роковой страстью, влюбленный, которого оставил разум, еще долго будет считать «раем ад, а светом - тьма!»

Последние слова намекают на то, что возлюбленная лирического героя имеет недостатки не только во внешности, но и в своей душе, что было нетрадиционным для любовного сонета.

Выступление представителей групп, презентация рисунков

 

IV. Итог урока

Сонеты В. Шекспира - одна из прекраснейших страниц интимной лирики мировой литературы. Знаток человеческой психологии, поэт воспевает чувство любви и дружбы, увлекается человеком и красотой ее чувств.

В. Шекспир внес в традиционный сонет немало нового: он изменил его форму, дополнил тематику, посвятив отдельные стихи дружбе, вместо ангелоподібного идеала создал образ любимой - реальной женщины, которая тоже заслуживает любви.

 

V. Домашнее задание

Прочитать трагедию. Шекспира «Ромео и Джульетта».