ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК № 67

 

Тема. Дополнительное чтение. М. Гоголь. «Мертвые души»

Цель: продолжить знакомство с творчеством М. Гоголя, познакомить учащихся со спецификой жанра «Мертвых душ» и повторить особенности жанра романа и поэмы; учить составлять рассказ о герое произведения и логично и четко ее излагать; формировать умения работать с художественным произведением, подбирать ключевые фразы; развивать аналитическое мышление, умение делать самостоятельные выводы; отрабатывать навыки восприятия художественной системы автора.

Оборудование: портрет М. Гоголя, иллюстрации к поэме «Мертвые души», кроссворды.

Тип урока: комбинированный.

У писателя только и есть один учитель: сами читатели...

М. Гоголь

В мире искусства нет смерти, и мертвые также утручаються в дела наши и действуют вместе с нами, как живые.

М. Гоголь

 

ХОД УРОКА

Мотивация учебной деятельности

 

Учитель. В своей «Авторской исповеди» Гоголь указывает, что на мысль написать «Мертвые души» подал ему Пушкин: «Пушкин считал, что сюжет «Мертвых душ» подходит мне потому, что дает полную свободу проехаться вместе с героем по всей России и изобразить многообразие разных характеров». Произведение построено как историю похождений Чичикова, который покупает фактически мертвы, но юридически живые, то есть не вычеркнутые из ревизских списков, души. Он хочет купленные «души» заложить в банке как живых крепостных крестьян и получить за них приличную сумму денег. Итак, попробуем и мы сегодня присоединиться к автору и попутешествовать по просторам России XIX в. и познакомиться с представителями помещичьего круга.

 

Актуализация знаний

 

1. Разгадывание кроссворда, подготовленного учителем

 

 

Название села - родового имения родителей М. Гоголя. (Васильевна)

Сборник М. Гоголя, напечатанная в 1835 году. («Миргород»)

Сборник, напечатанный того же года, что и сборник « Миргород ». («Арабески»)

Название комедии, которая понравилась царю, но вызвала неоднозначную реакцию в обществе. («Ревизор»)

Фамилия главного героя известного романа Гоголя. (Чичиков)

Название повести Гоголя, тема которой - образ «маленького человека». («Шинель»)

Город, в котором Гоголь учился в гимназии (позднее - лицее). (Нежин)

Название села, где находилось имение, которым управлял отец Гоголя, культурный центр. (Кібінці)

Известный роман - поэма Гоголя. («... души»)

Ключевое слово: место рождения Гоголя. (Сорочинцы)

 

III. Работа над темой урока

 

3. Запись в тетради

Специфика жанра романа «Мертвые души»

7 октября 1835 года в письме к Пушкину Гоголь сообщает, что начал писать «Мертвые души». Ранее речь шла о небольшую повесть. Теперь Гоголь пишет, что «сюжет растянулся на предлинный роман» и он остановился на третьем разделе. Однако произведение был не очень похож на роман, ведь образцом романа Гоголь, как и большинство его соотечественников, считал «Евгения Онегина». Гоголь дал своему произведению, который принадлежит к жанру романа, подзаголовок «поэма», подобно Данте, который в своей великой поэме «Божественная комедия» не только раскрыл глубину человеческого греха, но и показал путь к спасению души.

Учащиеся предоставляют определения к словам «роман», «поэма», объясняют характерные особенности этих жанров.

Задания для учащихся

Определите общие черты в жанрах роман и поэма.

Какие жанровые особенности романа и поэмы использовал М. Гоголь.

Вывод: М. Гоголь создал принципиально новую жанровую модель и новую модификацию героя - мошенника, героя - авантюриста.

 

3. Продолжение записей в тетради

«Мертвые души» - панорама изображение жизни общества в Соответствии с замыслом, основной композиционный прием, которым пользуется Гоголь,- антитеза. Это противопоставление - стилистическая фигура; особенно подчеркнутое противопоставление противоположных жизненных явлений, понятий, мыслей, характеров. Своему высокому эстетическому идеалу Гоголь противопоставляет низкую сущность действительности. Антитеза как композиционный прием автор использует на всех уровнях:

идейном: высокий авторский идеал и низкая действительность;

композиционному: приезд - отъезд героя;

обраВНОм: расточительность - скупость героев, возвышение - падение Чичикова.

Анализ заглавия поэмы «Мертвые души»

Традиционно считается, что выражение «мертвые души» существует со времен крепостного права, но исследования опровергают это мнение. Историк, преподаватель Петербургского университета, писал Гоголю: «Мертвых душ в русском языке нет. Есть души ревізькі, приписанные, прибывшие, відбулі...» Это высказывание не употреблялся ни в государственных актах, ни в указах, ни в других официальных документах, ни в художественной, ни в научной, ни в довідниковій литературе. Следовательно, лишь с появлением поэмы Гоголя это выражение приобрело статус афоризма со значениями: 1. Люди, которые фиктивно числятся где-нибудь. 2. Люди, «мертвые духом».

Дух - это психические способности, сознание, мышление, побуждает к действию и деятельности; начало, определяющее поведение.

Заголовок романа, использованный Гоголем,- это вывод, к которому он пришел в результате художественного анализа жизненной действительности. Почему же тогда население России первой половины XIX в. представляется писателю мертвыми душами?

 

3. Пообразний анализ поэмы

(Работа ведется в 6-ти группах.)

Группы работают над характеристикой определенного персонажа по приблизительным планом (на рабочем столе в каждой из групп).

План

II. Персонажем какого произведения является герой?

III. Социальный статус героя. Описание внешности. .

IV. Сведения из биографии героя или о его образе жизни.

V. Взаимоотношения с другими героями (характеристика его другими героями).

VI. В каких поступках наиболее ярко проявил себя его характер? (Если автор не описывает характер «прямо», определите его же-постоянно.)

VII. Как автор относится к своему герою? (Проанализируйте лексику, внешность, поступки, ситуации, в которых оказывается герой.)

VIII. Ваше отношение к герою и отношение к нему автора. Примечание. На подготовку к ответу дается около 15 мин., после чего группы представляют своего героя.

Представление героя может происходить двумя способами:

а) ученики представляют результаты своей работы в соответствии с планом;

б) ролевая игра - представление делает один представитель группы от первого лица (от имени своего героя), учитывая его точку зрения и взгляды на вещи.

Группа 1. Образ Чичикова

Чичиков внешне аккуратный, любит чистоту, одетый в хороший модный костюм, всегда тщательно выбритый, напарфумлений; всегда на нем чистое белье и модное одеяние «коричневых и красноватых оттенков с искрой» или «цвета наваринского дыма с огнем». Но внешняя опрятность, чистота Чичикова, разительно контрастирует с внутренней грязью и нечистоплотностью героя. Образу Чичикова автор подчеркнул типичные черты хищника, негодяя и накопителя. В одиннадцатой главе автор подробно рассказывает о жизненном пути героя от рождения до момента, когда он занялся покупкой мертвых душ. Как формировался характер Чичикова? Какие жизненные интересы, сформированные под влиянием внешнего окружения, руководили его поведением?

Еще в детстве отец учил его: «...больше всего угождай учителям и начальникам... общайся с теми, кто побогаче, чтобы в некоторых случаях были тебе полезны, <...> а больше всего береги копейку, эта вещь самая полезная в мире... Все сделаешь и прошибешь на свете копейкой» . Эти советы отца легли в основу взаимоотношений Чичикова с людьми еще со школьных лет. Еще в училище он добился хорошего отношения учителей, успешно накапливал деньги. Служба в различных учреждениях развила его природные данные - практический ум, находчивость, лицемерности, терпение, умение «понять дух начальника», отыскать слабое место в душе человека и умение воздействовать на нее с коры-сливих соображений. Все свои умения Чичиков направил на достижение желаемого обогащения. Он умел обаять и губернский город, и усадьбы. Чичиков умеет найти подход к любому, четко рассчитав каждый свой шаг и приспособившись к характеру помещика. Читатель замечает разницу в манере его общения с каждым из помещиков.

Гоголь сатирически разоблачает своего героя - «подлеца», представителя тех хищников, которых немало появилось в 30-е годы XIX ст., когда буржуаВНО-капиталистические силы уже начали развиваться в рамках феодально-крепостнического строя.

Группа 2. Образ Манилова

Образом Мацілова открывается галерея помещиков. Он несколько напоминает Чичикова своей «сладкой» ухоженностью и изысканностью одежды и движений. Его жизнь пустое и никчемное. Даже имена своим сыновьям Манилов дает исключительные - Фемістоклюс и Алкид. Свою жизнь помещик проводит в полном бездействии. Он отошел от всякого труда, даже ничего не читает. Свое безделье Манилов украшает безґрунтовними мечтами и «прожектами», которые не имеют смысла. Вместо настоящего чувства-у Манилова - «приятная улыбка», сладкая любеВНОсть; вместо мысли - нелепые суждения; вместо деятельности - пустые мечты.

Что касается главной цели визита Чичикова, Манило» даже не знает, сколько у него умерло крестьян, и проявляет к этому полное безразличие.

Группа 3. Образ Коробочки

Настасья Петровна Коробочка перед нами предстает пародией на человека, воплощением такой же духовной пустоты, как и Манилов. Мелкая помещица (владеет 80-мя душами), она домовитая хозяйка, но ее кругозор крайне ограничен. Автор подчеркивает ее тупость, необразованность, суеверность, тяга к наживе. Не всегда можно доверять первым впечатлениям. Чичикова вводит в заблуждение внешняя простота Коробочки, наивное патриархальное речи, которые свидетельствуют о том, что она всегда жила в деревне, среди крестьян, никакого образования не получила, а в городе бывает с единственной целью: узнать о ценах на некоторые товары. Чичиков называет Коробочку «дубиноголовою», но эта помещица не глупее него; как и он, она ни за что не упустит свою выгоду. Она хорошо знает, что делается в его хозяйстве, за какую цену и какие продукты продаются, сколько в нее крепостных, кого как зовут и сколько когда умерло.

Группа 4. ОбраВНОздревая

Тип «живого мертвеца» представляет собой Ноздрьов. Это полная противоположность и Манілову, и Коробочке. У него «безудержная мощь и воинственность характера». Он гуляка, бездельник и лжец. Даже не понимая сути аферы Чичикова, он распознает в нем проходимца. Свое хозяйство Ноздрьов крайне запустил, отлично удерживается лишь псарня, потому что он любит охоту.

Группа 5. Образ Собакевича

Собакевич - новая ступень морального падения человека. Он сторонник старых крепостнических форм ведения хозяйства, враждебно относится к городу и просвещения, страстно жаждущим наживы. Жажда к обогащению толкает его на нечестные поступки. Этот помещик умеет хозяйничать. Богатство придает ему уверенности в себе, делает независимым в суждениях. Он хорошо знает, как разбогатели другие помещики и высшие чиновники в губернии и глубоко их презирает. Собакевич, кроме барщины, применяет еще и денежно-оброчную систему. Крепостные его умирают через нечеловеческие условия существования, потому что он с ними ведет себя жестоко, несмотря на их таланты и способности. А крестьяне у него действительно талантливые: умелый каретник Михеєв, плотник Степан Пробка, цегельник Милушкін, сапожник Максим Телятников и другие.

Просьбу Чичикова продать «мертвые души» не удивляет Собакевича, поскольку убежден, что деньги можно делать на всем. Автор подчеркивает широкое обобщающее значение этого образа.

Группа 6. Образ Плюшкина

«Проріха на человечестве», Плюшкин - полная противоположность Собакевичу. Он настолько потери в человеческое подобие, что Чичиков сначала считает его ключницей. Бесспорно, он имеет доходы, и немалые: более тысячи душ крепостных, полные амбары всякого добра. Однако его чрезвычайная скупость превращает богатство, заработанное для него тяжелым трудом крепостных, на пыль и гниль. Или есть что-то дорогое для него в жизни? Плюшкин забыл, ради чего живет на свете. Его крепостные страдают от скупости хозяина и «мрут, как мухи». По словам Собакевича, он всех людей переморив голодом. Все человеческое умерло в нем; это в полном смысле «мертвая душа». У этого помещика нет человеческих качеств, даже родительских. Вещи для него дороже, чем люди, которых он считает ворами и мошенниками. В образе Плюшкина с особой силой и сатирической заостренностью воплощено позорное стремление к накоплению за любую цену, порожденное обществом.

Не случайно Гоголь образ Плюшкина завершает галерею помещиков. Автор показывает, что может произойти с каждым из них. Гоголя оскорбляет надругательство над человеком как подобию Божьему. Он говорит: «И до такой слабости, мелочности, гадости мог дойти человек? Могла так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком...»

 

4. Обобщение

Учитель. Вся галерея образов первого тома «Мертвых душ», убедительно раскрывает внутреннее убожество помещиков. Каждый из них имеет индивидуальные черты. Однако все они - помещики, поэтому в них есть и общее, порожденное строем: паразитизм, жизнь за счет крестьян - крепостных; ограниченные животные интересы, отсутствие каких-либо высоких идейных порывов души; низость, притупление человеческих чувств, грубый эгоизм; отсутствие общественно-полеВНОй деятельности. Все они - «мертвые души». Такими видел их Гоголь. «Не Будьте мертвыми, а живыми душами... Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровую жестокую мужество, забирайте с собой все человеческие чувства, не оставляйте их на пути, не поднимете потом!» - призвал писатель.

 

IV. Рефлексия

 

Проблемный вопрос

Гоголь как-то сказал: «Засмеяться добрым светлым смехом может только лишь глубоко добрая душа». Как вы считаете, смех у Гоголя был не очень добрым и светлым, или его душа не могла быть достаточно хорошей?

 

Кроссворд «наоборот»

1. Фамилия помещика - символ бесхозяйственности. (Манилов)

2. Название города, в который Гоголь переехал 1829 года и с которым связано его жизни. (Петербург)

 

 

3. Город на Полтавщине, с которым связаны лучшие воспоминания Гоголя. (Миргород)

4. Название одной из петербургских повестей Гоголя. («Портрет»)

5. Известная комедия Гоголя. («Ревизор»)

6. Город, в котором в возрасте 12 лет начал учиться Гоголь. (Нежин)

7. Населенный пункт, где происходили события, описанные в «Вечерах на хуторе...» (Диканька)

8. Повесть «Майская ночь, или ...» (Утопленница).

9. Повесть Гоголя, в которой ведется рассказ о Акакия Акакієвича Башмачкин. («Шинель»)

10. Родовое имение родителей Гоголя. (Васильевка)

Ключевое слово: название известного романа Гоголя. («Мертвые души»)

 

3. Методика «Пресс»

Тема высказывания: «Персонаж поэмы Гоголя "Мертвые души", который меня больше всего поразил».

Ученики формулируют высказывания по схеме:

«Я хочу сказать о ... том, что ... , например, ... . Итак (поэтому), я считаю ... ».

 

V. Домашнее задание

 

Повторить материал по теме «От романтизма к реализму. Русская литература начала XIX ст.», подготовиться к тематической аттестации № 6.