ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК № 66

 

Тема. Урок развития речи. Образы «маленьких людей» в русской литературе первой половины XIX века

Цель: развивать устная и письменная речь учащихся; повторить изученное по теме «Жизнь и творчество М. Гоголя»; сравнить образы «маленьких людей»: Максима Максимовича и Акакия Акакійовича; формировать умение свободно строить и высказывать собственные суждения; способствовать формированию гуманной личности.

Оборудование: карточки с вопросами для «Карусели», слова для этюдов, «Круги Вена».

Тип урока: развитие свяВНОй речи.

 

Ум идет вперед, когда идут вперед все нравственные силы в человеке.

М. Гоголь

 

ХОД УРОКА

И. Актуализация опорных знаний

 

Повторение

Игра - соревнование: работа в двух группах (деление можно осуществить за рядами). Участники групп по очереди излагают факты из жизненного и творческого пути М. Гоголя. Побеждает группа, которая назвала большее количество информативных сведений.

Написание этюдов (состав групп предыдущий)

Каждая группа для работы получает несколько слов, среди которых каждый член группы выбирает для себя одно. До выбранного слова - темы ученики подбирают по три слова - ассоциации и, использовав подобранные слова, составляют 3 предложения, связанные по смыслу. Ученики по желанию зачитывают.

 

 

Варианты слов

вариант. Смех, ничтожество, печаль, потеря.

вариант. Одиночество, безысходность, душа, обреченность.

Пример этюда

Слова - ассоциации к слову «душа»: жажда, страх, очистки.

Пылающая адская жажда уничтожения. Она может нести с собой страх ада. В ней может быть питательная искра очищения и жизни.

 

II. Обобщение и систематизация знаний по теме

 

«Вопросы к автору» (на основе текста повести Гоголя «Шинель»)

Ученики работают в парах. Формулируя вопрос к автору произведения», они озвучивают сформулированный вопрос своему товарищу, который пытается на него ответить. Если пара не находит ответа, по окончании работы в парах следующие вопросы озвучивают, ответ формулируют ученики всего класса (учитель помогает).

Примечание. Ученикам предлагается избегать буквальных и слишком простых по содержанию вопросов.

«Карусель». Работа в 4-х группах

Вопрос для «Карусели»

Какие чувства вызывает у вас Акакий Акакиевич?

Что нового вы увидели в раскрытии Гоголем темы чиновничества?

В чем, по вашему мнению, кроются причины трагического положения Башмачкин?

Как вы думаете, мог ли Акакий Акакиевич изменить свою жизнь? Аргументируйте собственную точку зрения.

 

3. «Круги Вена»: образ «маленького человека». Сравнительная характеристика Акакия Акакійовича и Максима Максимовича

 

Рефлексия

 

Написание эссе («свободного письма») на тему «Гоголь и жизнь»

 

Домашнее задание

 

Прочитать поэму М. Гоголя «Мертвые души» (или комедию «Ревизор» - по выбору учителя); повторить значение терминов «поэма», «роман».