УРОК № 66
Тема. Урок развития речи. Образы «маленьких людей» в русской литературе первой половины XIX века
Цель: развивать устная и письменная речь учащихся; повторить изученное по теме «Жизнь и творчество М. Гоголя»; сравнить образы «маленьких людей»: Максима Максимовича и Акакия Акакійовича; формировать умение свободно строить и высказывать собственные суждения; способствовать формированию гуманной личности.
Оборудование: карточки с вопросами для «Карусели», слова для этюдов, «Круги Вена».
Тип урока: развитие свяВНОй речи.
Ум идет вперед, когда идут вперед все нравственные силы в человеке.
М. Гоголь
ХОД УРОКА
И. Актуализация опорных знаний
• Повторение
Игра - соревнование: работа в двух группах (деление можно осуществить за рядами). Участники групп по очереди излагают факты из жизненного и творческого пути М. Гоголя. Побеждает группа, которая назвала большее количество информативных сведений.
• Написание этюдов (состав групп предыдущий)
Каждая группа для работы получает несколько слов, среди которых каждый член группы выбирает для себя одно. До выбранного слова - темы ученики подбирают по три слова - ассоциации и, использовав подобранные слова, составляют 3 предложения, связанные по смыслу. Ученики по желанию зачитывают.
Варианты слов
• вариант. Смех, ничтожество, печаль, потеря.
• вариант. Одиночество, безысходность, душа, обреченность.
Пример этюда
Слова - ассоциации к слову «душа»: жажда, страх, очистки.
Пылающая адская жажда уничтожения. Она может нести с собой страх ада. В ней может быть питательная искра очищения и жизни.
II. Обобщение и систематизация знаний по теме
• «Вопросы к автору» (на основе текста повести Гоголя «Шинель»)
Ученики работают в парах. Формулируя вопрос к автору произведения», они озвучивают сформулированный вопрос своему товарищу, который пытается на него ответить. Если пара не находит ответа, по окончании работы в парах следующие вопросы озвучивают, ответ формулируют ученики всего класса (учитель помогает).
Примечание. Ученикам предлагается избегать буквальных и слишком простых по содержанию вопросов.
• «Карусель». Работа в 4-х группах
Вопрос для «Карусели»
• Какие чувства вызывает у вас Акакий Акакиевич?
• Что нового вы увидели в раскрытии Гоголем темы чиновничества?
• В чем, по вашему мнению, кроются причины трагического положения Башмачкин?
• Как вы думаете, мог ли Акакий Акакиевич изменить свою жизнь? Аргументируйте собственную точку зрения.
3. «Круги Вена»: образ «маленького человека». Сравнительная характеристика Акакия Акакійовича и Максима Максимовича
• Рефлексия
Написание эссе («свободного письма») на тему «Гоголь и жизнь»
• Домашнее задание
Прочитать поэму М. Гоголя «Мертвые души» (или комедию «Ревизор» - по выбору учителя); повторить значение терминов «поэма», «роман».