ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 67

 

МЫ ОТВЕТСТВЕННЫ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ

 

Тема: Главные жизненные ценности в сказке «Маленький принц».

Сказка ложь, да в ней намек Добрым молодцам урок!

A. C. Пушкин

Цель: расширить знания учащихся о жанровых особенностях волшебной народной сказки, проследить воплощение элементов народной сказки в литературной сказке Экзюпери; обобщить дидактический замысел автора и предоставить возможность сравнить собственные

этические принципы учащихся с авторскими; вызвать у ученика потребность корректировать собственные этические принципы с принципами, которые вызывают отклик в душе массового читателя через высокохудожественные произведения всемирного литературного наследия.

Тип урока: обобщение изученного.

 

Ход урока

 

1. Мотивация обучения.

Вступительное слово учителя. Итак, как мы определились на предыдущих уроках «Маленький принц» - это философская аллегорическая сказка - притча.

• Почему это произведение можно назвать сказкой?

• Какие аллегорические образы встречаются в ней? Какое значение они несут?

• Какие притчові черты мы можем найти в произведении (обращаемся к учебнику с. 225)?

• Почему мы называем сказку философской?

На уроке мы попробуем найти ответ на вопрос:

• Что же хотел сказать миру Антуан де Сент-Экзюпери своим произведением?

• Что из высказанного ним совпадает, а что противоречит нашим убеждениям?

 

2. Работа над текстом.

Методический комментарий. На уроке мы обобщим изученное с помощью характеристики произведения через элементы анализа унифицированных жанровых элементов. Следующий комментарий ориентирован на учителя.

Сказка является жанром, что родился из мифа. Допущение в число слушателей непосвященных (женщин и детей) вызвало ослабление веры (что является характерной чертой мифа), внедрение выдумки и развлекательного элемента стало предпосылкой обособления сказки от мифа.

По сравнению с мифом в сказке десакралізовані (выведены из сферы таинственности) все существенные элементы:

1. Неопределенность времени и места действия - квазічас и квазіпростір (условное время и условное пространство).

2. Испытание героя, направленное на достижение индивидуального благополучия.

3. Мораль и стилистические формулы, указывающие на недостоверность.

4. Герой не имеет изначальных магических рис и есть обездоленным, гнобленим. Несчастным.

В композиции (построении сюжетной линии) европейская волшебная сказка имеет постоянные элементы:

1. В завязке, что характеризуется формальной неопределенностью («es war einma» - «некогда было», «once upon time» - «когда-то, был себе, жил - был», «Il avait une jais» - «как-то однажды»), - описывается сказочная семья - старшее и молодое поколение.

Действие начинается с какого-то бедствия, что случается за временное отсутствие старших в семье, беззащитные и слабые остаются сами. Сущность начального бедствия сводится к различным формам: завороженно, вампиризм, подмена героя, угроза или убийство, изгнание из дома.

1. Развитие действия - встреча с благодетелем. Встреча сопряжена с определенными трудностями: в «женской» сказке испытание носит характер домашних работ, в «мужской» - проверка на благородство. Награждается положительный герой за обнаружения: женские персонажи - за домовитость, трудолюбие, выдержанность, терпение, кротость, готовность помочь; мужские - за благородство, любовь к отцу, сочувствие; отрицательные персонажи наказываются за противоположные качества и имеют такие черты характера: небрежность, лень, грубость, высокомерие, несдержанность, эгоизм.

2. В композиции имеются два царства: «свое» и «чужое». В чужом царстве герой проходит испытания.

3. В развязке герой избегает беды в тех формах, которые соответствуют завязке: похищенный - возвращается, пленный - освобождается, завороженный - відворожується, убит - оживает.

4. В композиции изображен цепь потерь некоторых ценностей и их замещения, связанных между собой действиями героя. Успех или неудача героя не является следствием его удивительных сил. Привязанность к герою определяется соблюдением определенной этики - обязательного ответа на любой вызов.

5. В финале сказки герой должен получить награду. Характер награды свидетельствует о системе ценностей, в которой находится герой.

Композиция имеет жесткую структуру, состоящую из трех основных звеньев: предварительного испытания. Главного - что ведет к начальному бедствия, дополнительного - испытание на идентификацию (герой должен доказать, что именно он совершил подвиг).

Итак, опираясь на унифицированные (обобщенные) элементы народной сказки, которая стала источником появления сказки литературной, мы еще раз проследим характер воплощения замысла автора, что раскроет глубинную для нас причину выбора именно жанра сказки и идею автора.

Для удобства наших выводов воспользуемся схемой-таблицей, отражающей структурно-содержательную суть сказки, и вместе вспомним все, что изучили в теме.

Структурные элементы сказки Универсалы Отражение в произведении Выводы

Время и пространство Формальная неопределенность места и времени действия - намек на то, что такие события могли происходить или где-то не здесь («Далеко-далеко, за тридевять земель»), или в старые времена, что мы их не знаем («давным-давно»), или с кем-то, кто такой, как и кто («Жили себе дед и баба»)... «Когда мне было шесть лет» (Раздел 1). «Так жил я сам-один, не имея нікого. с кем мог поговорить - посоветоваться...» (Раздел 2). «Я был за тридевять земель, на безлюдді...» (Раздел 2).

«Я охотно начал бы эту повесть так, как начинают какую-то сказку. Почин бы я вел такой: «Был себе маленький принц, и жил он на планете, Одиночество автора в детстве. Желание встретить друга.

События в пустыне, в одиночестве, без людей - самоуглубление.

Маленький обладатель, мир маленьких мир детства

Экспозиция - завязка (главная проблема)

Заканчивается тем, что герой уходит из дома Описывается сказочная семья, ситуация может быть подчеркнуто благополучная, что является контрастом будущего несчастья.

«с кем мог поговорить - посоветоваться...» (Раздел 2) (Автор) немножечко большей от него самого, и очень тому принцу хотелось иметь друга...»(Раздел 41 (Принц) Отсутствие друга у принца и у автора - причина их встречи, их поисков

Беда Случается через отсутствие старших, беззащитные и слабые остаются сами «Тогда она закахикала сильнее - решила наказать его гризотами совести». «Она впоювала меня своим ароматом, ряхтіла, как солнце. То почему бы я имел от нее убегать?» «А я был слишком молод, чтобы уметь любить ». «Так и случилось, что я в шесть лет отрекся от блестящей художественной карьеры. Потерпев неудачу с рисунками №1 и № 2, я совсем разуверился в себе» Неумение любить - главное бедствие для принца.

Потеря веры в себя - бедствие для автора

Испытание героя Проверка на благородство, взрослость, благородство, умение любить. Выносливость, кротость Путешествие Вселенной и на Земле. (Отдельно рассмотрели на предыдущих уроках) Принц учится. Автор ищет пути, как сохранить в своей душе прекрасный мир детства

Встреча с благодетелем За помощью благотворителя герой получает вознаграждение «Нарисуй мне барашка ».

«Я хочу услышать, как ты смеешься » Принц и автор - благотворители друг для друга

Цепь потерь Чтобы что-то получить - надо потерять, выстрадать «Эти взрослые такие странные» Принц учится мира взрослых, автор - мира детства

Награда героя Демонстрирует удивительный выход из проблемы, поставленной в зачині «самого Главного не увидишь глазами... Это как с той цветком. Как ты любишь цветок, что растет Принц научился любить.

Автор научился беречь в себе мир детства

где-то на далекой звезде, ночью тебе любо смотреть на небо. Все звезды расцветают». «А ты будешь звезды, которые умеют смеяться!» «Для вас, как и для меня, весь мир станет другим». «А глазами я люблю слушать зари»

Мораль сказки Сказка происходит с автором, сказка происходит с принцем. Сказка в сказке.

В каждом взрослом живет ребенок, в каждом ребенке отражен мир взрослых. Сохранить эти миры может только забота, любовь, понимание самого себя

На основе представленной информации учитель формирует систему вопросов и заданий.

1. Сообщает особенностях сказки.

• Вспомните, как начинаются народные сказки? (Зачин).

• Вы никогда не задумывались, где именно и когда происходят события? (Неопределенность времени и пространства).

• С чего начинаются развиваться события сказки? (С кем-то из героев что-то случается. (Бедствие). Например, падчерица потеряла починок ).

• Что нужно пройти герою, чтобы достичь цели? (Испытание ).

• Кто помогает герою пройти испытание? (Благотворитель ).

• Вспомните сказку про Ивана-царевича и серого волка. Почему Иван - царевич все время попадал в переплет? (Цепь потерь ).

• Что получает герой за свои добрые поступки? С чем вернулась падчерица от госпожи Метелицы? (Награда).

• Что содержит в себе сказка, зачем ее рассказывают? (Мораль, поучение ).

В течение беседы с комментариями учителя учащиеся записывают основные структурные этапы сказки (зачин, неопределенность времени и пространства, беда, испытание, благотворитель, цепь потерь, награда, мораль).

• Давайте попробуем перенести структуру волшебной народной сказки в сказку А. де Сент-Экзюпери и определить, нашли применение эти структурные элементы в произведении писателя.

Учитель организует беседу соответственно к 3 и 4 колонок таблицы, обращая внимание на необходимые главы их содержание и цитаты, а также заметки предыдущих уроков.

 

3. Подведение итогов урока.

• Что же хотел сказать миру А. де Сент-Экзюпери своим произведением?

• Что из высказанного ним совпадает, а что противоречит нашим убеждениям?

 

4. Домашнее задание.

Подготовиться к тематической аттестации. Выполнить задания и ответить на вопросы к V раздела учебника (с. 232).