ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 66

ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА НЕШУТОЧНАЯ!

 

Тема: Аллегорические образы. Структура сказки.

Так и у людей бывает, когда кто неспособен достичь чего-то, ссылается на ситуации.

Эзоп

Цель: выяснить смысл путешествия маленького принца на Землю, закрепить понятие «аллегория», представление о структуре сказки, обобщить идейно тематическое содержание произведения; формировать навыки вдумчивого чтения, толкования аллегорического содержания произведений, умение обобщать содержание художественных явлений, выделять структуру произведения и анализировать ее элементы с целью проникновения в текстовые глубины; через расширение информационного поля ученика создать атмосферу потребности приобщаться к интеллектуальному общению с «простыми» жанрами литературы.

Тип урока: формирование умений и навыков.

 

Ход урока

 

1. Мотивация обучения.

 

2. Работа над текстом.

1. Смысл путешествия маленького принца. Семантика чисел в сказке.

• Итак, путешествие продолжается. Маленький принц отправляется на землю. Кто посоветовал и почему посетить именно Землю? «Одвідай планета земля, - отвечал географ. - Она имеет добрую славу».

• Какой по порядку в путешествия была Земля? («Итак, седьмая планета была Земля).

• Случайно ли автор устраивает именно таким образом последовательность посещения планет маленьким принцем?

Методический комментарий.

Последовательность посещения планет Символика чисел Жители и аллегорический смысл Заключения о соответствии семантики (значения)

Первая Один - uno - первый - неповторимый - единственный - главный - божественный - свет - начало - центр - высшая сила «всемирный Царь» - власть Царь - высшая сила - единственный - главный

Вторая Два - duo - двойственность - противоречие - протиставність - дуальность Шанолюб (требует поклонников) Противопоставление - шанолюб - поклонник, ибо кто оценит, если ты один, если два, то один почитает - другой почитается

Третья Три - совершенство - единство - целостность - достаточность - духовный синтез - формула создания света - создания духа из материи - активное с пассивным - модель вселенной (верх, середина, низ) - счастье богатство тройка лежит в основе мироздания, «довлеет» над нами через тысячелетия. Напр., современная ядерная физика оперирует гипотезой трех кварков - элементарных частиц, из которых состоит вся материя. Космический корабль имеет три степени. Вещество может находиться в трех состояниях: твердом, жидком, газообраВНОм. Все раВНОобразие красок природы составляет синтез (сочетание) трех цветов: синего, желтого, красного. Пьяница, которому ничего не надо Достаточность - ничего не надо

Языковая система пронизана триединством: три рода, времена, способы...

Четвертая Четыре - дважды два - четное - «на четыре стороны» (куда-то, неизвестно куда) - рацио - предвестник дурного Делец Расчет ради расчета. Точность, теряет смысл.

Пятая Пять - «пятая колонна», «пятое колесо в телеге, лишнее над достаточным, ненужное, избыточное Фонарь и фонарщик Лишняя работа никому не нужна.

Шестая Шесть - дважды по три Дед - географ Двойная целостность, система, неизменность, постоянство - отсутствие чувств

Седьмая Семь - число бога - дней недели - дней творения - седьмое небо - счастье - благодать... Гадюка, цветок с тремя лепестками, echo (эхо), (розы), лис, стрелочник, крамар: всего семеро

• Сколько времени пробыл маленький принц на Земле? («Видишь, - сказал он, - завтра исполнится год, как я попал к вам на Землю» ).

• Скольких существ за год встретил принц? (Семь).

• Сколько времени длилось общение маленького принца с летчиком? (Семь дней.)

• Сколько времени прошло от вынужденной посадки пилота в пустыне до потери маленького принца? ( «Совпадение неделя со дня моей вынужденной посадки, и, слушая рассказ о торговце с пилюлями, я выпил последний глоток воды» ).

Сделаем выводы относительно символики числа семь в тексте.

Продолжение таблицы

Седьмая планета - семь дней творения (по религиоВНОй мифологией) - семь дней в пустыне - семь существ за год - семь дней общения с пилотом - завершение пути познания, «чтобы найти какое-то дело и чему-то научиться»

Семь - символ всего земного, потому что Земля творение божественное.

 

2. Чему научился маленький принц на Земле? Аллегорическое значение образов сказки.

• Маленький принц встречает семерых существ, каждая из которых чему-то учит его.

Чему научился маленький принц в земных существ, мы выясним путем анализа аллегорической сути каждой из существ, которых встретил принц. Помня, что перед нами сказка, жанровым признаком которой является (как мы выяснили на предыдущих уроках) скрытое поучение, мы обратим свое внимание на суть высказываний этих существ и маленького принца при их встречах.

Методический комментарий. Перед тем как заполнять таблицу, необходимо объяснить ученикам, что художественный текст не содержит случайных элементов, что каждый компонент в системе образов, композиции, сюжете продуманы автором таким образом, чтобы выразить замысел (идею произведения) щонайприроднішим образом, не навязывая свое видение решения поставленных в произведении проблем открыто. Сама природа творческого процесса базируется на потребности высказаться, доказать миру свое мировоззрение. Поэтому, если автор задумал написать сказку, то, конечно, он пользуется всеми возможностями выбранного жанра, сформировавшегося в народной традиции на протяжении веков. Сравнивая аллегорические образы, ввел автор в свое произведение, с аналогичными образами из жизни, сказок, басен, устойчивых человеческих ассоциаций, мифов, преданий и др.), мы сможем на этом сравнении выделить замысел автора (тему и идею произведения) - его поучительный смысл. Представленная таблица ориентирована на учителя. Ученики будут работать со схематичным, упрощенным вариантом. Например, образ - аллегорический смысл.

День Существо Смысл Источник смысла Выводы

Первый Гадюка «Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, 3 которой он вышел... Но ты невинен и прибыл со звезды...» (Гл. 17).

«Я разрешаю все загадки...» Намек на библейские слова, что все из праха и в прах вернется Земные законы - для землян, а невинные из звезды не возвратятся в прах...

Укус гадюки - смерть, смерть - решает все загадки, возвращая туда, откуда пришли.

Змея - символ мудрости. Мудрость всех возвращает к истокам

Второй Цветок с тремя лепестками «Маленький принц перешел пустыню и никого не встретил, только один цветок». «Они без корней, это очень неудобно» (Гл. 18) Цветок среди пустыни.

Красота, что имеет корни.

Людей - гонит ветром Красота имеет корни, поэтому живая и среди пустоши, людей гонит ветром - потеря корней, истоков...

Третий Луна «А людям не хватает воображения... Только и повторяют, что им говорят» Отражения самого себя, Потеря способности слышать кого-то, кроме себя

Четвертый Розы «А я думал, что имею такое сокровище - единственную в мире цветок, а то обычная роза. Простая роза и три вулкана высотой до колен, и то один 3 них погас, видимо, навсегда - этого мало, чтобы величать себя принцем...» Осознание того, что в мире много красоты Потеря чувства собственности на прекрасное. Мир богат на красоту, и она никому не принадлежит

Пятый Лис «- А что такое обряд? - поинтересовался маленький принц.

- Это тоже дело давно забытое, - объяснил лис. - Это то, что делает один день непохожим на другие дни, один час - на все другие часы. Есть, например, такой обряд в двух охотников. В четверг они танцуют с деревенскими девушками. И какой же это чудесный день - четверг! Я иду на прогулку и дохожу до виноградику...» Намек на содержание басни Эзопа «Лисица и виноград», в морально-дидактическом заключению которой «Так и у людей бывает. Когда кто неспособен достичь чего-то, ссылается на обстоятельства».

Лис - традиционный герой сказок - аллегория хитрости, мудрости. Решение всех проблем в нас самих. Лис - символ мудрости, хитрости, отличия от мира людей.

Важнейшие показания чего-в том, что мы чувствуем, а не в том, что видим. Чувства важнее предметы. Мир внутренний объективен за мир внешний. Реальность может быть обманчивой. Чувства - никогда.

«Вот чтобы я имел потратить пятьдесят три минуты, - подумал маленький принц,- я просто пошел бы к колодцу...» Жажду-желание утоляют водой, вода в колодце: все просто и естественно. От желаний не нужно отказываться, их надо естественным путем реализовывать.

Для выявления параллелей с образом лысая приводим в полном объеме байку.

 

Лиса и виноград

Молодая лиса увидела, что из виноградной лозы свисают гроздья. И захотела достать их, но не смогла. Отходя, сказала сама себе: «Они кислые!».

Так и у людей бывает. Когда кто неспособен достичь чего-то, ссылается на обстоятельства.

 

3. Подведение итогов урока.

В конце урока перечитываем содержание графы «выводы» и суммируем, чего же Экзюпери учит через свое произведение читателя.

 

4. Домашнее задание.

Дочитать сказку с хрестоматией до конца.