ВНО 2015 Шкільні твори Каталог авторів Скорочені твори Конспекти уроків Підручники
5-11 клас
Біографії
Реферати та статті
Скорочені твори
Підручники on-line
Твори 12 класів
Твори 11 класів
Конспекти уроків
Теорія літератури
Хрестоматія
Критика
Аудіокниги

УСІ УРОКИ ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 7 КЛАС

II семестр

 

ЛІТЕРАТУРА ПРОТИ ВІЙНИ

 

УРОК 65

Тема. Урок внеклассного чтения. Ю. Яковлев «Девочка с Васильевского острова»

 

Цель: показать преемственность поколений, осуждение войны через восприятие детей; совершенствовать восприятие и анализ текста на слух, умение работать с деталью; воспитывать чувство эмоционального сопереживания.

Оборудование: фотография Пискаревского кладбища и памятника на Дороге жизни.

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания — письменного ответа на вопрос: «Почему и в послевоенное время возникают произведения о войне?» Согласны ли вы с тем, что эта тема еще долго будет актуальной?

 

II. Мотивация познавательной деятельности учащихся

1. Слово учителя (с обращение к фотографии «Пискаревское кладбище»)

Эпитафия на центральном памятнике кладбища гласит:

«Здесь лежат ленинградцы —

Мужчины, женщины, дети,

Рядом с ними — солдаты-красноармейцы».

Мы обращаемся сегодня к одной из самых тяжелых страниц Великой Отечественной — к рассказу о Ленинградской блокаде.

У этого кладбища непривычный вид: маленькие плитки с датами на огромном просторе. Это братские могилы.

Сюда приходят не только в памятные даты, приезжают не только экскурсионные автобусы. Это память сердца.

И есть еще памятник — в начале Дороги жизни. Здесь начинался спасительный для многих путь на Большую землю. В первую очередь вывозили больных и детей. Дети в блокаду становились взрослыми раньше своих лет.

Один из блокадных мальчиков, поэт Юрий Воронов так сказал об этом:

В блокадных днях мы так и не узнали,

Меж юностью и детством где черта.

Нам в сорок третьем выдали медали

И только в сорок пятом — паспорта.

Мы сегодня читаем рассказ Юрия Яковлева о блокадной девочке, написанный как бы от лица другой маленькой ленинградки. Рассказ написан в послевоенные годы. Наша задача — увидеть, как память связывает поколения, как она помогает научить нас чувству родины.

 

image72

 

Мемориальный комплекс на Пискаревском кладбище

 

ІІІ. Работа над темой урока

1. Чтение текста рассказа учителем с небольшими остановками для комментариев и вопросов

Учитель. Обратите внимание на эпиграф.

Мы привыкли, что эпиграф — это строки, заключающие основную мысль произведения. В данном случае это указание на тему.

а) Первая страница

• «У меня есть подружка Таня Савичева...» Что значит — «в Танино время»? Кто такая для Тани Савичевой Валя Зайцева?

• Откуда Валя так подробно знает о Тане? Кто мог ей это рассказывать?

• Почему, хотя Таню вывезли по Дороге жизни, Валя говорит, что ее убили фашисты?

б) Вторая страница — до «За 40 копеек»

• Зачем Валя Зайцева пришла на Дорогу жизни?

• Почему Валю оставили на строительстве памятника?

в) Третья и четвертая страницы от «Я взяла в руки Танин дневник...» до «И полочка сломалась»

• Можем ли мы сказать, что Вале тяжело было писать Таниным почерком?

• Знала ли Валя о смерти Тани раньше?

• Почему же теперь ей было очень трудно? (Она писала Таниным почерком Танин дневник и как бы перевоплощалась в Таню; она слишком хорошо — по рассказам соседей — знала близких Тани, и они были для нее не абстрактными, а конкретными людьми. )

• Что было для Вали самым тяжелым? (Писать слово «умер»:«...бетон был жидкий, он наползал на буквы. И слово “умер” исчезло. Мне не хотелось писать его снова». «Я очень устала писать слово “умер”»)

• Почему на одной из страниц дневника вообще нет этого слова? (Там о маме: «не хватило сил написать»)

• Что произошло, когда Валя дописала последние слова?

г) Чтение до конца

• К какому выводу приходит героиня рассказа?

• Согласны ли вы с девочкой?

 

2. Развитие речи. Устное рисование

Задание: описать по воображению памятник, в работе над которым помогала Валя Зайцева. (После ответов учащихся сравнить описания учеников с фотографиями.)

 

3. Беседа с учащимися

• Можно ли назвать этот рассказ «путешествием во времени»?

• Что нового появляется в послевоенных произведениях на военную тематику? (Связь поколений, осмысление из будущего)

• Какой стиль речи преобладает в рассказе и почему?

 

4. Проведение ролевой игры «Я — режиссер»

Задание: представьте себе, что вы — режиссер и снимаете фильм по данному рассказу. Выберите фрагменты для съемки и расскажите о нем по плану:

1) краткое содержание фрагмента;

2) крупный план;

3) звук;

4) цвет.

Мотивируйте предположительный подбор актеров.

 

IV. Чтение стихотворений о Великой Отечественной войне наизусть по выбору учащихся

 

V. Подведение итогов урока с использованием приёма «Свободный микрофон»

• Что дало нам сегодня знакомство с рассказом Ю. Яковлева?

• Возникает ли у вас подобное чувство сопереживания, сопричастности к событиям, когда вы читаете книги, смотрите фильмы?

 

VI. Домашнее задание

Подготовиться к письменному ответа на вопрос: «Что нового вошло в мою жизнь во время чтения произведений, посвященных Второй мировой войне?»