II семестр
 
ЛІТЕРАТУРА ПРОТИ ВІЙНИ
 
УРОК 64
Тема. Урок внеклассного чтения. В Быков «Обелиск»
 
Цель: познакомить с содержанием  повести о войне, написанной в послевоенные годы; показать дискуссионный  характер произведения, раздвигающего рамки осознания героического, ставящего  проблему выбора; воспитывать умение оценивать поступки героев не только с  формальной, но и с нравственной точки зрения; воспитывать умение доказательно,  эмоционально отстаивать свою точку зрения.
Иди в огонь за честь  Отчизны, 
За убежденье, за любовь, 
Иди и гибни безупречно, 
Умрешь не даром: дело вечно, 
Когда под ним струится  кровь.
ХОД  УРОКА
I. Вступительное  слово учителя, мотивация познавательной деятельности учащихся
Очень часто, когда мы говорим о  войне, то говорим о подвигах, о воинской славе, об известных героях.
А как же те, кто  отдал свою жизнь на незначительном рубеже, на «неглавном участке» фронта, чье имя вошло в скупые сводки погибших?
— Вспомним сегодня еще раз, как один из  популярнейших поэтов военного времени А. Твардовский в своей знаменитой поэме  «Василий Теркин» писал:
...в глуши, в бою безвестном 
В сосняке, в кустах сырых 
Смертью праведной и честной 
Пали многие из них.
Пусть тот бой не упомянут 
В списке славы золотой,
День придет — еще повстанут 
Люди в памяти живой.
И в одной бессмертной книге 
Будут все навек равны —
Кто за город пал великий,
Что один у всей страны;
Кто за гордую твердыню,
Что у Волги у реки,
Кто за тот, забытый ныне,
Населенный пункт Борки.
И Россия — мать родная —
Почесть всем отдаст сполна.
Бой иной, пора иная,
Жизнь одна и смерть одна.
Писатель Василь Быков, сам будучи  участником войны, раздвигает рамки героического, заставляет задуматься о  психологии человека и мотивации его поступков, ставит в своей повести проблему  выбора.
Его повесть «Обелиск», написанная в  1972 году, вызвала бурную дискуссию о мотивах поступка главного героя, об  оценке его окружающими. Давайте и мы попробуем разобраться в этой ситуации.
Белорусский писатель Василь  Владимирович Быков — Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной  премии СССР. Он, как и его сверстники, был призван в ряды Советской Армии и  принял участие в сражениях.
В. Быков не раз высказывал  убеждение, что серьеВНОе исследование войны невозможно без знания ее. Вот как  он рассказывает о себе:
«Я был ранен в ногу. Один танк  повернул на меня. Я метнул противотанковую гранату, но неудачно, и едва успел  подобрать ноги. Танк буквально вдавил в снег полы моей шинели.
Утром село снова атаковали немецкие  танки, смяли оборону. Я выполз из хаты на дорогу, где меня подобрала последняя  уходившая из села повозка. Один танк остановился против нашей хаты и расстрелял  ее.
Хата загорелась. Очевидно, все это и наблюдал мой командир батальона.  Он, конечно, не знал, что за пятнадцать минут до того мне удалось выползти на  улицу. После госпиталя я попал в другую часть». Так будущий писатель оказался в  списках погибших.
Герои повестей В. Быкова — рядовые  участники войны в формальном значении этого слова, но перед каждым из них  стояла проблема выбора, причем вопрос был не в том, как сохранить свою жизнь, а  в том, как умереть достойно, как сохранить для других веру в торжество высшей  идеи.
Поступки его героев психологически  достоверны, потому что исходным моментом является пережитое самим писателем.
«Я всегда писал о том, что пережил  сам, что пережили мои товарищи,— писал В.Быков, отвечая на анкету журнала.—  Конечно, в моих книгах нет буквального воспроизведения жизненных ситуаций. Но  все, о чем я пишу, так или иначе было».
 
ІІ. Работа над темой урока
1. Развитие  речи Задание: продолжить фразу:
Учитель — это...
(Сравнение с толкованием словаря С.  Ожегова:
Учитель — 1. Лицо, которое обучает  чему-то, преподаватель. 2. Глава учения. Человек, который учит (научил) чему-то  (высокий стиль).)
• Как вы думаете, в каком смысле это  слово больше употребляется в повести?
• Кто из героев повести является  учителем в 1 значении?
• Кого из них можно назвать учителем  в высоком понимании этого слова?
 
2. Беседа по тексту
• От чьего имени ведется  повествование? (Два рассказчика — приезжий журналист и бывший учитель, зав  роно, партизан Тимофей Титыч Ткачук)
• Что незримо объединяет этих двух  собеседников — в формальном и в психологическом плане? (Дорога — долго идут  пешком, чувство вины: один долго собирался и не успел приехать и выслушать  Миклашевича, чтобы помочь ему,— приехал на похороны, другой — «сдался»: «Мороз  был нашей болячкой. На совести у обоих. У меня и у него. Ну да я что... Я  сдался. А он нет. И вот — победил. Добился своего. Жаль, сам не выдержал».)
(Обращение к строке эпиграфа: «дело  прочно».)
• О ком эти строки? (О Миклашевиче —  довел дело до конца. О Морозе)
• Почему заведующий роно Ткачук срочно поехал знакомиться с Морозом?  (Из-за жалобы: «не поддерживает дисциплины, как равный ведет себя с учениками,  учит их без необходимой строгости, не выполняет программ»)
• Как состоялось первое знакомство?  (Пилили дрова, ночевали тут же в школе)
• Как сначала отнесся Ткачук к выполнению Морозом программ?  Осталось ли его мнение неизменным? («Тогда я услышал от него такое, что сначала  вызвало во мне несогласие. А потом я стал допускать, что, возможно, он в чем-то  и прав. Как теперь погляжу с высоты моего пенсионного возраста, так он был  абсолютно прав»)
• В чем, считал Мороз, состоит  первейшая задача учителя? («Можно ли в наше время быть образованным человеком,  не читая Толстого? Да и вообще, можно ли быть человеком?») («Он делал из них не  отличников учебы, не послушных зубрил, а прежде всего — людей»; «достичь этого  можно только личным примером в процессе взаимоотношений учителя с учениками»)
• Назовите поступки Мороза,  говорящие о его активной позиции в отношениях с учениками. (Приютил и защитил  Павлика Миклашевича, купил обувь и провожал зимой девочек, читал во время  болезни «Войну и мир», взял на себя вину мальчика)
• Что поразило знакомых в поступке  Мороза в начале войны? Каким словом это можно назвать с формальной точки  зрения? Почему Мороз так решил? («Плохому я не научу. А школа необходима. Не  будем учить мы — будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал  этих ребят, чтобы их теперь рачеловечили. Я за них еще поборюсь»)
• Только ли для будущего работал  Мороз? (Его помощь в настоящем — приемник, сводки, попытка ребят убрать  предателя)
• За что схватили ребят и какое  условие поставили фашисты?
 
3. Инсценизация разговора Мороза с  командиром партизанского отряда
(Для учителя: сам диалог в тексте  очень маленький. Необходимо домыслить слова, которыми командир пытается  убедить, а потом просто остановить учителя)
 
4. Беседа с учащимися с элементами  текстологического анализа
• Понимал ли Мороз, что его жертва  бессмысленна, что фашисты все равно не отпустят ребят?.. А почему он пошел?
 
5. Использование приёма «Свободный  микрофон»
• Как ты оцениваешь поступок Алеся  Ивановича Мороза?
(Кстати, так же, как и он, пошел на  смерть со своими учениками Януш Корчак. )
• Сказал ли Мороз ребятам, почему он оказался с ними?  Пытался ли он обмануть своих учеников какой-то надеждой, утешить?
• О какой высшей награде он говорил  им?
• Что стало дальше с Морозом и его  учениками?
• Почему Алеся Ивановича решили  доставить живым?
• Как казнили их в поселке?
• Случайно ли у виселицы была форма  креста? (Крест — символ мученической смерти за других)
 
6. Работа над описанием
Задание: близко к тексту пересказать  описание обелиска.
• На какие детали вы хотели бы  обратить особое внимание? (Ухоженность обелиска и территории вокруг него; имя  Мороза дописано сверху — почему?)
• В чем хотели отказать Морозу  формалисты? (В вечной памяти)
• А как вы считаете, должно ли быть  имя Мороза на обелиске? (С использованием приёма «Свободный микрофон»)
 
7. Проведение дискуссии
• Как вы думаете, зря или не зря  погиб Алесь Иванович Мороз и как можно оценить его поступок — как подвиг или  необдуманный шаг? Что им руководило — излишняя наивность или высокое понимание  долга?
• Только ли о конкретном Алесе  Ивановиче Морозе эта повесть? «Сколько у нас героев? Скажешь, странный вопрос?  Правильно, странный. Кто их считал. Но посмотри газеты: как они любят писать об  одних и тех же. Особенно, если этот герой войны и сегодня на видном месте. А  если погиб? Ни биографии, ни фотографии. И сведения куцые, как заячий хвост. И  непроверенные. А то и путанные, противоречивые. <.> Вот мне, например,  непонятно, почему героев, живых или погибших, должны искать пионеры? <.>  Почему это взрослые дяди не заботятся, чтобы не было этих самых безвестных?  Почему они умыли руки? Где военкоматы? Архивы? Почему такое важное дело передоверено  ребятишкам?»
• Поставлена ли последняя точка в  истории Алеся Ивановича Мороза?
 
8. Выразительное чтение в лицах  последнего эпизода романа «Разговор в машине»
(От «Зря вы там за столом насчет  Мороза...» до «Вы понимаете, какой это аргумент?»)
Какими словами называет Ткачук  людей, не понимающих поступка Мороза?
 
III. Подведение итогов урока
• Как мы с вами после чтения повести  В. Быкова можем определить понятие «учитель»? (Учитель — человек, который учит,  ведет за собой своей личностью, поступками, учит быть людьми.)
• Докажите соответствие эпиграфа  урока содержанию прочитанной книги. (Доказательство тому: такой же  принципиальный, отстаивающий правду Миклашевич, наконец обретший голос Ткачук, мальчик — ученик Миклашевича,  поступивший, как рыцарь)
• Если бы вас попросили побрать  эпиграф к данному уроку, что бы вы выбрали из предложенного?
1) Никто не забыт, ничто не забыто.
2) Мы в ответе за тех, кого  приручили (А. де Сент-Экзюпери).
3) 
Учитель, перед именем твоим 
Позволь смиренно преклонить колени.
Н. А. Добролюбов
 
IV. Домашнее задание
Письменный ответ на вопрос «Почему и  в послевоенное время возникают произведения о войне?»