ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 65

ЭТИ ВЗРОСЛЫЕ, БЕССПОРНО, КАКИЕ-ТО ЧУДНЫЕ

 

Тема: Смысл путешествия маленького принца Вселенной.

Цель: раскрыть смысл противопоставление мира детей и взрослых, формировать умение отделять формы повествования, элементы характеристики образа, выяснять аллегорический смысл; развивать умение делать выводы из прочитанного, элементы самоанализа ученика, формировать позитивное мироощущение; создать условия для самоуглубления, понимание философского основу художественного произведения.

Тип урока: формирование умений и навыков.

 

Ход урока

 

1. Мотивация учебной деятельности. Слово учителя.

Итак, принц покидает свою планету и путешествует по Вселенной. Что ищет маленький принц? Чему он научился? С кем встретился и чему научили его те встречи? Что вкладывает автор в смысл путешествия маленького принца?

На все эти вопросы мы найдем ответ на уроке. Но для этого нам надо научиться отличать язык автора от речи персонажей.

Методический комментарий. Мы уже отмечали, что повествование автор ведет от третьего лица. Признаком такой формы повествования есть ссылка на действие третьего лица в каждом предложении: он пошел, он сказал, он сделал... Но есть предложения, в которых отсутствует ссылка на «он», а имеющееся обобщение, которое происходит за счет изменения формы глагола с третьего лица на инфинитив, что меняет понимание действия, которая происходит в конкретное время, на действие, что происходит всегда - раскрытие характерного признака для определенного явления. Таким образом мы сможем отличить пласты автора - творца от пластов речи рассказчика. Это поможет нам понять замысел Экзюпери " смысл «отправлять» маленького принца в путешествие. (Учитель в адаптированной форме сообщает информацию, необходимую для анализа).

 

2. Работа над текстом.

• Обратите внимание на то, что в конце каждой главы о путешествии Вселенной маленький принц повторяет: «Ну и чудаки эти взрослые». Итак, принц воспринимает эту поездку как путешествие миром взрослых.

• Зачем маленький принц отправляется в путешествие? ( «Сначала он отправился туда: надо же найти какое-то дело и чему-то научиться». )

• Какие планеты посетил маленький принц, кого он там встретил, чему научился, какие выводы сделал?

• Устно опишите одну из планет, которую посетил маленький принц.

Схема путешествия маленького принца Вселенной.

Методический комментарий. Учитель задает вопрос, выслушивает ответы, цитирование в доказательство мысли, обобщает наиболее подходящие из них, и весь класс их вписывает в таблицу. Выводы делаются по тому, как две первые графы таблицы заполнены и заносятся в таблицы.

Астероиды - планеты Жители и гости Сентенции автора - творца Выводы - толкование о правилах, царящих в мире взрослых

325 «всемирный Царь» - обладатель почтительный (такой, что отдает дань уважения) - гости - підданці «Мир для королей очень упрощенный. Для них все люди - підданці». «Ведь для короля самое важное, чтобы его уважали».

«От каждого надо требовать только то, что он может сделать. Власть прежде всего должна быть разумная». «Себя судить гораздо труднее, чем других. Если ты сумеешь судить самого себя, то ты действительно мудрый» Неразумная власть, что не умеет судить себя

326 «Шанолюб» (такой, что требует уважения) «Ведь для чваньків все люди - то их поклонники».

«Гонористі люди глухи ко всему, кроме хвалы» Чванливость

327 «На дальшій планете жил пьяница» Отсутствуют обобщения Порочность

328 «Четвертая планета принадлежала дельцу» Отсутствуют обобщения Бессмысленный рационализм

329 Фонарь и фонарщик «Хорошая работа! Она действительно полезна, потому что красивая!»

«Потому что можно быть верным слову и все-таки ленивым» Нечувствительность к красоте, негибкость в переменных обстоятельств

330 «На ней жил дед...»

Географ. Гость - мандрівець «Не географы же ведут учет городов, рек, гор, морей, океанов и пустынь». «Потому что цветы эфемерны». «Эфемерное - это недолговечно, то, что скоро исчезает» Неумение ценить мимолетное - эфемерное

• Сделаем выводы из оговоренного. Помните, что принц путешествует по Вселенной с целью Найти какое-то дело и чему-то научиться».

• Какие черты характера проявляет маленький принц, путешествуя по планетам. Как его характеризуют комментарии, с помощью которых он рассказывает о жителях планет?

Методический комментарий. Выяснив правила мира взрослых, что критикуются автором, мы можем вновь обратиться к образу маленького принца с целью определить, а чем же мир детства, мир маленьких отличается. Это даст возможность понять, что теряют люди, взрослея, и можно ли это изменить. То есть, снова обращая внимание на то, что перед нами сказка, мы поймем, в чем то поучительный момент, что является целью любой сказки, что не навязывается автором, а раскрывается через рассказ для нашего самостоятельного понимания.

Планета Принц Черты характера Противопоставление мира взрослых

325 «Жаль, что здесь не всегда можно увидеть закат солнца»; «Я не люблю смертных приговоров» Умеренность, доброта Неразумная власть, что не умеет судить себя

326 «Я уважаю, - сказал маленький принц и слегка пожал плечами. - Но какая тебе с того радость?». «"...Эти взрослые странные люди", - простодушно думал он по дороге» Простодушие, умение радоваться миру, жизни Чванливость

327 «Ему стало жаль пьяницу... ему очень хотелось помочь неборакові» Отзывчивость Порочность

328 «И моим вулканам, и моему цветку полеВНО, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой пользы» Потребность быть полезным другим Бессмысленный рационализм

Планета Принц Черты характера Противопоставление мира взрослых

329 «Этого мужчину презирали бы все: и король, и шанолгоб, и пьяница, и делец. Но только он, как на меня, не смешной. Вероятно потому, что он не думает о себе» Альтруизм Нечуткость к красоте, негибкость в переменных обстоятельств

330 «Моя роза недолговечна, ей нечем защищаться, кроме тех четырех колючек. А я покинул ее дома самую - самую!» Критичность к себе Неумение ценить мимолетное - эфемерное

 

3. Подведение итогов урока.

Итак, совершив путешествие вместе с маленьким принцем, мы можем сказать, что автор противопоставляет мир детей и мир взрослых на уровне духовных ценностей, мировосприятия.

Но возникает вопрос. Предлагает ли писатель пути преодоления этой проблемы? Что люди должны изменить, чтобы протиставленість миров - детского и взрослого - пропал без ущерба для кого-то?

Путешествие маленького принца продолжится на Земле. Всемирные недостатки маленький принц увидел. Что же будет среди землян? Может, они другие?

Следующий урок подарит нам ответы.

 

4. Домашнее задание.

1. Прочитать 21 раздел сказки по учебнику (с. 229-231) и 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23 разделы по хрестоматией. Во время чтения глав обращайте внимание на вопросы и задания к прочитанному, которые помогут вам выяснить, насколько вы осознали содержание.

2. Дайте ответы на вопросы: Сколько времени пробыл маленький принц на Земле? Скольких существ за год встретил принц? Сколько времени длилось общение маленького принца с летчиком? Сколько времени прошло от вынужденной посадки пилота в пустыне до потери маленького принца?