II семестр
 
ЛІТЕРАТУРА ПРОТИ ВІЙНИ
 
УРОК 63
Тема. Развитие свяВНОй речи учащихся. Сочинение по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»
 
Цель: развитие свяВНОй речи  учащихся; проверка знаний и формирование навыков обобщения; формирование  навыков определения темы обсуждения, высказывания, постановки проблемы, составления  плана к высказыванию, сочинению; воспитание культуры устного ответа, культуры  письма.
ХОД  УРОКА
I. Обсуждение тем  сочинений, предложенных учащимися и планов к темам
Обратить внимание на актуальность  темы, неоднозначность ее решения, на полноту плана, соблюдение законов  композиции (наличие вступления, вывода, соотношения частей), на  самостоятельность суждений и выводов — используются заготовки из домашнего  задания.
 
II. Обсуждение тем сочинений и планов,  предложенных учителем
1. Трагическая  судьба человека, опаленного войной
I. Случайная встреча у реки.
«Глаза, словно присыпанные пеплом»
II. Жизнь, изломанная войной.
1. Крушение мирной жизни, надежд.
2. Тяжелое расставание с родными.
3. Родной город не оккупирован  врагами, но бомбежка дома и гибель жены и дочерей.
4. Герой воюет не на переднем крае,  но два ранения и плен.
5. Тяготы и унижения фашистского  плена.
6. Радость от ожидания встречи с  сыном и крушение последней надежды на счастье.
7. Невозможность вернуться в родной  Воронеж. «Мертвые, потухшие глаза»
8. Встреча с мальчиком, чье детство  отобрано войной.
III. «Не бывать тому, чтобы нам порознь  пропадать!» — попытка вернуться к жизни во имя счастья нового сына.
 
2. Кто сильнее — человек или война?
I. Случайный собеседник у реки — один из  тех, кому довелось пережить все тяготы войны. Неизбывное горе, навечно  застывшее в глазах.
II. Умение сохранить мужество и человечность  в страшных испытаниях — вот черта русского солдата-патриота.
1. Уход на войну в первые дни.
2. Письма без жалоб. («Если ты мужчина,  взвали себе на плечи...»)
3. «Как я могу не проскочить, если  там ребята без снарядов сидят?»
4. Презрение к врагу — портянки в  придачу к сапогам.
5. Помощь  товарищей в колонне.
6. Врач, помогающий раненым в плену.
7. Первый убитый своими руками, чтобы не  стал возможным предателем.
8. Разговор с комендантом  концлагеря, вызвавшем уважение врага.
9. «Делить поровну!»
10. Известие о гибели семьи, смерть  последнего сына — и желание помочь обездоленному войной мальчонке, взять его в  сыновья.
ІІІ. «...Этот русский человек. выдюжит, и  около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть,  все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».
Смысл обобщения в названии рассказа.
 
III. Самостоятельная работа над сочинением
 
IV. Домашнее задание
Подготовиться к уроку внеклассного  чтения — выучить стихотворение, предложенное учителем.