ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 64

ДЕТИ! БЕРЕГИТЕСЬ БАОБАБОВ!

 

Тема: Поэтизация в сказке «Маленький принц» красоты чистых человеческих взаимоотношений.

Принарядился сам утром, причепури хорошенько и свою планету.

А. де Сент-Экзюпери

Цель: закрепить понятие «аллегория», «аллегорический смысл»; характеризовать образ маленького принца; ввести понятие «текстовое противопоставление» - бинарная оппозиция, поэтизация - воспевание - авторское одобрение; формировать умение обобщать прочитанное; формулировать жизненные принципы, аргументировано доказывать свои взгляды; создать ситуацию возможности критического взгляда на мир детей и мир взрослых; мотивировать необходимость делать сознательный выбор жизненных принципов, ориентиров.

Тип урока: формирование умений и навыков.

 

Ход урока

 

1. Актуализация обучения.

Слово учителя.

На предыдущем уроке мы выяснили, что Антуан де Сент-Экзюпери выбирает жанр сказки для своего произведения неслучайно. Именно сказка позволяет автору писать языком, понятным детской аудитории. Именно сказка позволяет «создать язык», на котором говорят взрослые с детьми, именно сказка обобщает жизненный опыт веков в образах и сюжетах, которые становятся ненавязчивым наставлениям. Кроме того, сказка - притча лишена открытого дидактизма (поучения), она побуждает читателя к внутренней работе над собой, над своими убеждениями, демонстрируя виціджені протяжении веков нормы этики, которые позволяют людям сохранить естественный порядок вещей, избавиться от всего наносного, искусственного, грядущего. Притча издавна была формой раскрытия пороков без прямой критики, без вмешательства в нравственный мир человека, через побуждение к самосовершенствованию. Такие возможности заложены в притче через аллегорический смысл.

• Что такое аллегория? С какими жанрами и произведениями, что вы изучали в этом году, она связана? (Если учащиеся имеют трудности с ответом, предлагаем им обратиться к словарю терминов на с. 236 учебника).

Сила аллегории в том, что она способна на века закрепить представление человечества о справедливости, добре, зле, нравственные качества.

«Дети! Берегитесь баобабов!» - звучит из уст автора в 5 разделе.

• К чему автор побуждает детей?

• Что это за баобабы? Выяснить это - цель нашего урока.

 

2. Работа над текстом.

Итак, на прошлом уроке мы прочитали 1,2,3 разделы сказки и выяснили, что наш герой-рассказчик встретился с маленьким принцем ... Напомним содержание.

 

2.1. Краткий пересказ 1, 2, 3 разделов.

 

2.2. Анализ 1 - 8 разделов.

Дома вы прочитали 4, 5, 6, 7, 8 разделы. Обратимся к прочитанному.

В 4 разделе автор делает следующее замечание: «Я охотно начал бы эту повесть так, как начинают какую-то сказку. Почин был бы такой: "Был себе маленький принц, и жил он на планете, немножечко большей от него самого, и очень тому принцу хотелось иметь друга..."».

Методический комментарий. Вспомним с вами, Владимир Яковлевич Пропп, который всю жизнь изучал сказки, мировой фольклор, установил впервые за всю историю фольклористики (науки, которая изучает устное народное творчество) суровые законы, по которым строится волшебная сказка. Одним из таких законов, что были названы універсаліями, есть зачин - стандартное начало. Все сказки начинаются с указания на то, где, когда и с кем произойдут события. Указание имеет характерное ссылка на точное место, время, личность, а мнимый время, пространство, человек. «Жили себе дед и баба...», «Далеко-далеко, неизвестно где, неизвестно когда...», «В некотором царстве, в некотором государстве...» и т.д.

• Почему автор замечает, что он мог бы начать сказку, как всегда она начинается? В чем смысл изменения традиционного начале сказки? (Учитель выслушивает ответы детей).

Вывод учителя. А. де Сент-Экзюпери хочет возразить сказочность сказочного героя, он утверждает, что маленький принц не придуманный герой, а его приятель. При этом автор рассказывает о различии представлений о важных вещах в мире детей и мире взрослых, противопоставляя их: «Вот те взрослые!». Выясним, каковы же те взрослые.

2.3. Беседа по прочитанным.

Для удобства учителя информацию для обсуждения подаем в виде таблицы.

Цитаты о взрослых Выводы - толкование

«Но он был одет в восточные одеяния, и ему никто не поверил» В мире взрослых не верят тому, кто не такой, как все. Человек лишается неповторимости, непохожести на других

«Султан повелел своему народу под страхом смертной казни носить европейское платье... на Этот раз с ним согласились все» Султан турецкий заставил свой народ отказаться от своих корней ради того, чтобы доказать правоту своего ученого. В мире взрослых принимают только «своих»

«Взрослые любят цифры». «Если скажешь взрослым: "Я видел красивый домик кирпичного цвета, на окнах герань, а на крыше голуби", - они не могут представить его себе. им надо сказать так: "Я видел дом за сто тысяч франков". Тогда они восклицают: "Какая роскошь!"» Мир взрослых - рациональный, лишенный творческого воображения. В этом мире все переводят в количество денег

Цитаты о взрослых Выводы - толкование

«Не надо на них сердиться. Дети должны быть до тех взрослых снисходительны» Дети мудрее взрослых, и поэтому должны проявлять к ним терпение

«И я могу стать таким, как взрослые, которые ничем не интересуются, кроме своей циферії. Вот я еще и поэтому купил коробочку с красками и карандаши!» Спасение от того, чтобы не стать таким взрослым, как остальные, в творчестве, которая открывает человеку мир фантазии - чистая, нерациональный, приподнятое

Вывод. Писатель замечает, что начал сказку нетрадиционно, чтобы подчеркнуть, что хотя маленький принц и сказочный герой, все же он является представителем того мира, в котором больше правды жизни, в котором все лучше, чем в нашем. Т.е. Экзюпери критикует рациональный мир, в котором живет, и мечтает вернуть читателей к мудрости.

 

2.4. Характеристика образа маленького принца.

• Какой же мир детей? Кто в произведении является представителем мира детей?

Образ маленького принца.

Чтобы раскрыть образ кого-то, надо рассказать о:

1) внешность;

2) характер (через поступки героя);

3) отношение к нему автора;

4) отношение других персонажей к нему.

Итак, раскройте образ маленького принца. (Ученики пересказывают произведение, характеризуя героя).

Вспомогательные вопросы:

1. Что мы знаем о внешности маленького принца?

2. Расскажите о отношение маленького принца к баобабов и до розы. Какие черты характера принца раскрывает автор?

3. Что аллегорически воплощено в образах баобабов и розы?

(После ответа учеников сопоставляем прямое лексическое значение

слов и текстуальное толкование).

Методический комментарий. Баобаб - дерево, живет 4-5 тысяч лет, стебель которого выгнивает внутри, образуя пустоту, где накапливается вода.

Роза - символ красоты, любви, духовности.

В тексте сказки: баобабы - взрослые, роза - капризная красота.

Лексическое значение: баобаб - пустота, заполненная водой, роза - символ красоты цветок.

Итак, накладывая одно понятие на другое, получим: взрослые - пустота, роза - красота, которую надо беречь.

• Проиллюстрируйте цитатами отношение писателя к своему герою.

• Почему маленький принц покинул свою планету?

• Что не нравилось герою в себе?

«Надо было смотреть не на слова, а на дела».

«Я был слишком молод, что уметь любить».

«Моя цветок напахтила всю мою планету, а я не умел ею тешиться ».

 

3. Подведение итогов урока.

• Что бы вы взяли с собой в жизнь из мира взрослых, а что бы оставили, как неприемлемое для вас?

• Растолкуйте призыв автора, который мы избрали темой урока.

 

1. Домашнее задание.

1. Прочитать разделы сказки 10, 13, по учебнику (с. 222-228) и разделы 11, 12, 14, 15 по хрестоматией. (Во время чтения глав обращайте внимание на вопросы и задания к прочитанному, которые помогут вам выяснить, насколько вы осознали содержание).

2. Обратить внимание на то, как ставится маленький принц до жителей каждого посещенного планеты. Выписать цитаты, которые суммируют его впечатление. Уметь устно описать одну из планет, которую посетил маленький принц.