II семестр
ИЗ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ-ХХІ ВЕКА
(4 часа)
УРОК № 63
Тема. Дж. Толкин - автор книг «Хоббит, или Туда и Обратно» и «Властелин колец»
Цель: ознакомить с фэнтези как раВНОвидность фантастической литературы и его первым ярким представителем; расширить кругозор учащихся, развивать умение ориентироваться в литературных направлениях и течениях, критически относиться к литературно-кинематографической и телевизионной продукции; воспитывать любознательность, любовь к книге, эстетические вкусы.
Оборудование: портрет писателя, издания его произведений, иллюстрации к ним, фрагменты кинофильмов по сюжетам его книг.
Теория литературы: литературное направление, фэнтези, фантастическая литература.
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний
1. Слово учителя
- Пеппи Длинныйчулок, с которой мы познакомились на прошлых уроках, по высказываниям многих, имеет «солнечную душу». Поэтому назовите лучики-черты ее характера.
2. Устное или письменное сочинение-памятка «Как стать “настоящей леди”» (см. домашнее задание)
II. Объявление темы и цели урока
III. Мотивация учебной деятельности школьников
- Многие из вас и ваших родителей увлекаются фильмами, книгами, в которых много мистики, магии и колдовства. Такая литература называется фэнтези (от англ. фантазия, выдумка). ее создатели погружаются в мир неограниченной фантазии, создают волшебный мир. Но все равно он имеет общее с нашим реальным жизнью своими проявлениями добра, зла, любви, дружбы, верности, ответственности за судьбу более слабых существ, какими являются люди по сравнению с космическими или потусторонними, волшебными силами. Основателем литературного раВНОвидности - фэнтези считают выдающегося английского ученого и писателя Джона Рональда Ройла Толкина. О нем и о его творчестве мы и будем говорить на сегодняшнем уроке.
IV. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Самостоятельное разработка по учебнику пола о Дж. Толкина (С. 289-290 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; другие учебники - см. приложение)
2. Обмен впечатлениями, эвристическая беседа
• Нравится ли вам фэнтези? Чем именно?
• Произведения каких писателей вы читали из этой литературы? Какие фильмы смотрели?
• Как вы думаете, не вредит человеку увлечение фэнтези? Докажите свое мнение.
3. Выразительное чтение отрывков из произведений Дж. Толкина (см. приложение), просмотр имеющихся отрывков из фильмов
4. Обмен впечатлениями о прочитанном
• Какой эпизод из увиденного и услышанного запомнился? Почему?
• Поучительные такие произведения для ребенка, ученика? Докажите свое мнение.
V. Закрепление знаний, умений и навыков
Восстановите высказывание выдающегося немецкого писателя Генриха Гейне, соответственно переставив слова, и связать с темой урока.
преград, она, не, Вдруг, знает, оживает, сказка
(Неожиданно оживает сказка,
Она не знает преград...)
Прочитайте стихотворение Ш. Перро в переводе М. Терещенко.
(Правильные овалы по окружности, соединены линиями)
(...Часто считают, что дружить
Только можно в счастье всегда;
И настоящая дружба, что не убить
Ее ничем среди беды...
Ш. Перро, перевод М. Терещенко)
• Связь этого стихотворного отрывка с ведущими мыслями произведений фэнтези?
VI. Домашнее задание
Посмотреть фильмы, посмотреть (или прочитать) книги о Гарри Поттере; подготовить сообщение.
VII. Итог урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите фразу.
• На уроке я понял (поняла)...
• Мне запомнилось...
• Я изменил (изменила) свое мнение относительно...
Приложение
ДЖОН РОНАЛЬД РОЙЛ ТОЛКИН
Толкин родился 3 января 1891 года в одной из самых экзотических стран мира - южноафриканской Оранжевой республике. его отец руководил отделением Африканского банка, и семья вынуждена была жить вдали от Англии. Четырехлетним Джон с братом и матерью поехал навестить родственников в Великобритании. Но до Африки так и не вернулся - 15 февраля 1896 года поступила телеграмма о скоропостижной смерти отца. Для семьи началась борьба за выживание.
Первым учителем Джона была его мама. Именно она научила его, шестилетнего, латыни. Однако мальчика интересовали не только раВНОобразные значения слов, а их звучание и форма.
в 1904 году беда снова постучала в дверь Толкінів - умерла мать. О братьях заботился католический священник Морган, который оказался хорошим опекуном. Он не только экономно расходует средства, мальчики унаследовали от родителей, но и часто тратил на воспитанников собственные деньги, которых тоже было не слишком много.
Шестнадцатилетним Толкин познакомился с очаровательной девушкой Эдит Братт, своим первым и единственным коханням. их отношения опекуну не понравились, потому что отвлекали от Джона обучения. Поэтому отец Морган запретил Рональду как несовершеннолетнему даже переписываться с Эдит. Такая жестокость была оправданной. Единственной возможностью для Рональда учиться в Оксфордском университете было сдать экзамены и получить стипендию, которую предоставляли только тем, кому не исполнилось девятнадцати лет. И юноша достиг этой цели. Но только наступило совершеннолетие, он немедленно написал Эдит письмо, в котором предложил ей руку и сердце. А через три года, по благословению отца Моргана, молодые люди поженились и, как в настоящей сказке, жили долго и счастливо.
Однако трудно быть счастливым, когда идет война. Через несколько месяцев после свадьбы Толкин попал в ее найпекельніше место - принял участие в наступлении англо-французских войск на реке Сомме во Франции. Только за один день в этой бойне погибло шестьдесят тысяч англичан... Толкіну повезло выжить и пройти через испытание - страшную болезнь. Он долго боролся со смертью. Возможно, именно тогда Толкин задумался о ужасные последствия войны, развязанной с целью владеть миром. Эти размышления и стали идеей фантастического сюжета о три кольца всемогущей власти, который впоследствии воплотился в грандиоВНОм произведении - «Властелин колец». А борьба с болезнью закончилась 1917 года полной победой Толкина. Того же года у него родился сын-первенец.
С 1918 года Толкин жил счастливо. Он стал известным филологом, профессором Оксфорда, отцом еще одного сына и дочери.
Вечерами рассказывал своим детям истории о приключениях маленького существа, которая больше всего любила покой и тихую жизнь. Но именно от нее зависела судьба целого мира, имя которому - Средиземье. Так появились рассказы про хоббитов. Толкин считал, что на самом деле мир от зла спасают не супермены, а обычные люди, мало заметные в обычной жизни, такие как хоббиты: «Меня всегда поражало то, что все мы живем благодаря победе, которую проявляют обычные маленькие люди в, казалось бы, безнадежных ситуациях».
Судьба книги о Бильбо («Хоббит, или Туда и Обратно») была решена десятилетним сыном владельца издательства, которому рукопись очень понравился. Поэтому в сентябре 1937 года книга вышла, а ее успех ошеломил как автора, так и издателя. Читатели требовали продолжения. И оно появилось через 17 лет. Над трилогией «Властелин колец» Толкин работал в те годы, когда Европу накрыла ужасная тень Второй мировой войны, а мир, казалось, попал под господство Мордору. Только совместные действия всех добрых сил помогли еще раз победить зло. В произведении Толкина зло в сконцентрированном виде было сосредоточено в перстни властвования, владелец которого рано или поздно попадал под его пагубное влияние. А уничтожить этот перстень могли только маленькие хоббиты. Издателю, который когда-то заказал продолжение «Хоббита...» и был ярым поклонником Толкина, мы обязаны появлением трилогии, которая вышла в течение 1954-1955 годов. С того времени «Властелин колец» занимает видное место в рейтингах самых популярных книг мира. Появились поклонники творчества Толкина, которых называют толкіністами.
Режиссер Питер Джексон снял кинотрилогию «Властелин колец», а композитор Говард Шор написал одноименную симфонию для оркестра, хора и солиста. Кстати, в ней некоторые песни исполняются на языках эльфов, гномов и орков, а тексты этих песен принадлежат Толкіну.
Джон Рональд Ройл Толкин