II семестр
ИЗ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ-ХХІ ВЕКА
(4 часа)
УРОК № 62
Тема. А. Линдгрен. «Пеппи Длинныйчулок». Образ главной героини
Цель: продолжить знакомство учеников с произведением писательницы; помочь понять его идейно-художественные особенности; развивать навыки вдумчивого выразительного чтения, характеристики героев произведения на основе анализа их поступков, отношение к ним окружающих, авторской оценки; развивать ассоциативное и логическое мышление, творческое воображение; воспитывать человечность, дружелюбие, чувство юмора.
Оборудование: портрет писателя, разные издания произведения, иллюстрации к нему, фрагменты кинофильмов, мультфильмов.
Теория литературы: герой (персонаж, образ, действующее лицо) художественного произведения, художественные средства.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- Знакомство с новой книгой - это как знакомство с новым другом. Надеюсь, что наша новая подруга Пеппи Длинныйчулок понравилась вам, хотя, пожалуй, если бы вы имели такую одноклассницу или соседку в реальной жизни, то еще неизвестно, как бы сложились ваши отношения. Часто все странное, необычное нас пугает. Но Пеппи не виновата, что осталась одна, без родительской опеки. И теперь есть немало детей, у которых что-то не сложилось в семье, они иногда странно себя ведут, поэтому очень нуждаются в дружеской поддержке, доброго общества. А мы продолжаем читать о девочке Пеппи, которая, хотя и появилась более чем полвека назад, близка нам и интересна.
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
1. Перескажите эпизод из сказки А. Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок», который вам больше всего запомнился.
2. Вспомните, какой на вид была Пеппи (ее портрет, описание внешности).
3. Заполните таблицу «Реальное и фантастическое в сказке».
Реальное |
Фантастическое |
Девочка трудолюбивая; любит собирать разные вещи, развлекаться; делает сюрпризы друзьям, скрывая для них подарки и т.д. |
Девочка девяти лет живет сама; очень сильная, самостоятельная; конь стоит на веранде; печет пирожные на полу и др. |
IV. Спринятия и усвоения нового материала
1. Выразительное чтение других разделов сказки А. Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок» («Пеппи идет в школу») (см. приложение)
2. Словарная работа за вопросами учеников
3. Обмен впечатлениями о прочитанном, эвристическая беседа
• Какой из поступков Петти тебе больше всего понравился? Почему?
• Что свидетельствует о том, что Пеппи очень добрая, ранимая и справедливая? (Пожалела коня и наказала извозчика; плакала за птенцом)
• Какие ошибки в поведении за столом и во время разговора с учительницей допустила Пеппи? Почему?
V. Закрепление знаний, умений и навыков
1. Мини-диспут «Что значит “быть настоящей леди” и нужно ли это в современной жизни?»
2. Интерактивное упражнение «Займи позицию»
Правила этикета нужно соблюдать везде и всегда.
· Так
· В соответствующее время и в соответствующем месте
· Ни
В соответствующее время и в соответствующем месте
V. Домашнее задание
Составить устную (или письменную) памятку для Пеппи «Как стать “настоящей леди”».
VI. Итог урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите фразу.
• Сказка Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок» заставила меня задуматься над тем...
Приложение
ПЕППИ ПИШЕТ ПИСЬМО И ИДЕТ В ШКОЛУ - НО ТОЛЬКО НЕНАДОЛГО
- Сегодня мы с Аникой бабушки писали письма,- сказал Томми.
- Вон как! - сказала Пеппи, мешая что-то в кастрюле ручкой от зонтика. - А я готовлю вкусный обед,- объяснила она и наклонилась, чтобы понюхать варево. - Его надо час варить и все время мешать, а тогда сразу же подавать на стол. То ты говоришь, что вы писали бабушке письмо?
- Да,- сказал Томми. Он сидел на ящике и размахивал ногами. - И скоро получим от нее ответ.
- А я никогда не получаю писем,- грустно сказала Пеппи.
- Потому что ты никому не пишешь,- сказала Аника. - Как может получать письма тот, кто сам никому не пишет?
- А не пишешь ты потому, что не хочешь ходить в школу,- добавил Томми. - Нельзя научиться писать, когда не ходишь в школу.
- Я умею писать,- возразила Пеппи. - Я знаю много букв. Фрідольф, матрос на папином корабле, научил меня. А когда не становится букв, то всегда можно добавить цифру. Конечно, я умею писать! Но не знаю что. Что надо писать в письме?
- Что хочешь,- ответил Томми. - Я, например, сначала спрашиваю бабушку, она здорова, и пишу, что сам здоров. Потом пишу о погоде и прочее. А сегодня еще написал, что убил великого крысы в погребе.
Пеппи мешала свое варево и что-то обдумывала.
- Жаль, что я не получаю писем. Все дети получают, а я нет. Так дальше не может продолжаться. Если я не имею бабушки, которая писала бы мне письма, то я сама себе их буду писать. И сейчас же и начну.
Она открыла дверцу печки и заглянула внутрь.
- Если я не ошибаюсь, здесь должен лежать карандаш.
И там действительно лежал карандаш. Пеппи достала его, потом разодрала пополам белую бумажную сумку, села к столу и наморщила лоб.
- Теперь не мешайте мне думать,- сказала она.
Томми и Анника решили тем временем поиграться с господином Нильсон. Они начали одевать и раздевать его. Аника даже попыталась положить его в кроватку, где он обычно спал. Она захотела поиграть в медсестру. Томми должен был быть врачом, а господин Нильсон ребенком. Но господин Нильсон упрямо вылезал из кроватки. Наконец он таки вырвался, прыгнул вверх и зацепился хвостом за лампу. Пеппи оторвала глаза от письма.
- Ты глуп, господин Нільсоне,- сказала она. - Разве больные дети цепляются хвостами за лампу? По крайней мере у нас в Швеции не цепляются. Вот в Южной Африке, я слышала, такое бывает. Там детей, как только в них поднимется температура, подвешивают к лампе, и они висят так, пока совсем поправятся. Но не забывай, что мы не в Южной Африке.
В конце Томми и Анника оставили господина Нильсона и пошли чесать коня. Конь очень обрадовался, когда они появились на веранде. Он потицявся носом им в руки, прося сахара. Они не имели сахара, однако Аника вернулась в кухню и принесла несколько комочков.
А Пеппи все писала. И вот она закончила письмо, но не нашла, что его запечатать. Томми побежал домой и принес ей конверт и марку. Пеппи тщательно обрисовала на конверте адрес:
«Панне Пеппілотті Довгапанчосі, вилла “Хованка”».
- А что написано в письме? - спросила Аника.
- Откуда я знаю, я же его еще не получила,- ответила Пеппи.
Мимо виллу как раз проходил почтальон.
- Порой мне везет! - обрадовалась Пеппи. - Почтальон появился именно тогда, когда он нужен.
Она выбежала на улицу и сказала:
- Пожалуйста, отдай это письмо Пеппи Довгапанчосі. Немедленно!
Почтальон взглянул сначала на письмо, потом на девочку.
- А разве не ты Пеппи Длинныйчулок? - спросил он.
- Конечно, я. А ты думал, что я кто? Абиссинская принцесса, что ли?
- Так почему же ты сама не возьмешь себе письмо? - спросил почтальон.
- Почему я сама не возьму письма? Вот так! Ну это уже слишком! Получается, люди должны сами себе носить письма? Зачем же тогда почтальоны? Когда так, то их надо порозганять. Я еще никогда не слышала такого безумия. Нет, дорогой мой, если ты так ставитимешся к своим обязанностям, то из тебя никогда не выйдет начальник!
Почтальон решил, что лучше побыстрее отделаться от девочки. Он подошел к вилл и бросил письмо в почтовый ящик. Не успел письмо оказаться в ящике, как Пеппи торопливо вытащила его.
- Ох, я умираю с любопытства! - сказала она Томми и Аніці. - Это я впервые получаю письмо.
Все трое сели на ступеньках веранды, и Пеппи распечатала конверт. Томми и Анника начали читать через ее плечо. Вот что там было написано:
Луба Пепи как жеве твоя 7я кин Пан нилсон ты ни больная у нас світит тми вбиввиликого пацука
привет от Пепи
- Видишь! - радостно сказала Пеппи. - В моем письме написано то же самое, что ты писал бабушки. Итак, это настоящий лист. Я не забуду его никогда.
Она спрятала письмо в конверт, а конверт в одну из многочисленных ящиков большого шкафа, стоящего в гостиной. Для Томми и Аники не было лучшего развлечения, как разглядывать сокровища, которые лежали в тех ящиках. Время от времени Пеппи дарила своим друзьям кое-что из тех сокровищ, но от того ничуть не уменьшалось.
- И все равно ты наделала в письме полно ошибок,- сказал Томми.
- Да,- подхватила и Аника. - Ты должна пойти в школу и научиться лучше писать.
- Спасибо,- ответила Пеппи. - Я уже раз была целый день в вашей школе и набралась столько мудростей, что они до сих пор болтаются у меня в голове.
- А мы через несколько дней идем на прогулку,- похвасталась Аника. - Целым классом.
- Вот беда! - воскликнула Пеппи и из жалости укусила себя за косу. Вот беда! Я не пойду на ту прогулку только потому, что не хожу в школу. Какая несправедливость! Людям кажется, что когда человек не ходит в школу и не учит таблички вноження, ее можно обижать.
- Мы пройдем пешком целую милю. Зайдем далеко в лес и там будем играть,- сказал Томми.
На второй день было так тепло и солнечно, что дети просто не могли усидеть в школе. Учительница повідчиняла все окна, и к классу лился солнечный свет. Возле самого крыльца школы росла большая береза, а на ее вершине сидел скворец и так висвистував, Томми, Анника и остальные дети, слушая его, забыли, сколько будет девять раз по девять.
Вдруг Томми аж подскочил от изумления.
- Взгляните, госпожа учительница! - воскликнул он и показал пальцем в окно. - Там Пеппи.
Все дети также повернули головы к окну. И действительно увидели на берегу Пеппи. Она сидела почти у окна, потому что ветки березы стало наклоняться вплоть до стекол.
- Привет, госпожа учительница! - воскликнула Пеппи. - Привет, дети!
- Добрый день, дорогая Пеппи,- ответила учительница. - Что тебя привело к нам?
- Я хочу попросить, чтобы ты бросила мне сквозь окно немного таблички вноження,- сказала Пеппи. - Как раз столько, чтобы я имела право пойти с вами на прогулку. А если у вас есть какие-то новые буквы, брось их.
- Может, ты сама зайдешь к нам? - сказала учительница.
- Пожалуй, нет,- искренне ответила Пеппи и поудобнее уселась на ветке. - У меня вновь закружится в голове. У вас там воздух такой густой от знаний, что можно резать ножом. А тебе не кажется, что немножко знаний вылетает сквозь окно и пристает ко мне? - спросила она с надеждой. - Как раз столько, чтобы я могла пойти с вами на прогулку.
- Может, и вылетает,- сказала учительница.
Дети были рады, что на берегу сидит Пеппи. Ведь все они лакомились ее конфетами и развлекались игрушками того дня, когда она ходила в город. С Пеппи, конечно, пришел также господин Нильсон, и детям было интересно смотреть, как он перепрыгивал с ветки на ветку. Порой он прыгал на окно, а однажды разогнался, вскочил Томми на голову и начал тормошить его за волосы. Но учительница приказала Пеппи, чтобы она забрала обезьяну, потому что Томми как раз имел поделить триста пятнадцать на семь, а разве можно выполнить такие сложные счета, когда у тебя на голове сидит обезьяна? В любом случае уроку это мешает. Весеннее солнце, скворец, а тут еще и Пеппи с господином Нильсон - это уже многовато.
- Вы совсем не думаете, дети,- сказала учительница.
- Знаете что, госпожа учительница? - крикнула с дерева Пеппи. - Искренне говорить, такого дня, как сегодняшний, не приходится учить табличку умножения.
- Мы сегодня учим деление,- сказала учительница.
- Такого хорошего дня надо бросить все «ння», кроме одного гранная,- сказала Пеппи.
- Ну так объясни мне, что это за такой предмет,- сказала учительница.
- Я не очень хорошо в нем разбираюсь,- ответила Пеппи и, зацепившись ногами за ветку, повис вниз головой. ее рыжие волосы почти коснулись земли. - Но знаю одну школу, где учат только игра, больше ничего. В расписании так и написано: «Все уроки - гранная».
- Вон как,- сказала учительница. - А где же школа?
- В Австралии. В одном австралийском выселке на юге,- не задумываясь, ответила Пеппи. Она села на ветку, и глаза у нее радостно заблестели.
- И что же дети делают на уроках игр? - спросила учительница.
- Как когда,- ответила Пеппи. - В основном начинают урок с того, что прыгают сквозь окно на двор, тогда с визгом мчатся вновь до класса, а в классе прыгают по партах, пока не устанут.
- А что говорит на это их учительница?
- Что говорит? Прыгает вместе с ними. Хуже детей, но ничего. Затем дети с полчаса дерутся, а учительница стоит сбоку и поощряет их. Когда на улице идет дождь, все дети раздеваются и танцуют под дождем. Учительница играет им марш на фортепиано, чтобы они танцевали под музыку. А кое-кто становится под желоб, чтобы побыть под настоящим душем.
- Интересно,- сказала учительница.
- Еще как интересно! - сказала Пеппи. - То замечательная школа. Одна из лучших в Австралии. Но она очень далеко отсюда.
- Думаю, что далеко,- сказала учительница. - Однако в нашей школе тебе так весело не будет.
- Жаль,- сказала Пеппи. - Если бы я знала, что мы немного попрыгаем, то, может, зашла бы на минуту.
- Подожди, пока мы пойдем на прогулку, тогда настрибаєшся,- сказала учительница.
- Мне действительно можно будет пойти с вами? - воскликнула Пеппи и из радостей перекрутилась на ветке. - Я непременно напишу об этом в ту школу в Австралии. Пусть не хвастаются своим гранням. Потому что прогулка еще интереснее!
ПЕППИ ИДЕТ СО ШКОЛЬНИКАМИ НА ПРОГУЛКУ
На дороге стоял шум - дети топали, смеялись, кричали. Томми нес на спине рюкзак, Аника надела новехонькую платьице. Вместе с ними шла учительница и все дети из их класса, кроме одного мальчика, у которого именно в тот день заболело горло. Впереди ехала верхом Пеппи, а позади нее на коне восседал господин Нильсон и игрался зеркальцем. Он пускал солнечные зайчики и очень радовался, когда ему везло пустить какого в глаза Томми.
Аника была твердо уверена, что сегодня непременно пойдет дождь. Такая уверенная, что заранее злилась на погоду. Но бывает, что порой везет, даже если идешь на прогулку. Так и сегодня: на небе не было ни облачка. Аника шла по дороге в новісінькій платье, и сердце у нее радостно билось. Да и остальные дети радовались не меньше нее. Вдоль канавы сріблилися на лозах котики, а в одном месте желтела большая заплатка первоцвета. Дети решили, что когда вернутся домой, то нарежут целую вязку кошечек и нарвуть большой букет первоцвета.
- Светит, светит ясное солнце,- спела Аника вздохнула и, взглянув на Пеппи, что сидела на лошади гордо, словно генерал.
- Да, так хорошо, как сейчас, мне было разве еще того дня, когда я соревновалась с боксерами тяжелого веса в Сан-Франциско,- сказала Пеппи. - Хочешь немного прокатиться?
Конечно, Аника хотела покататься, и Пеппи посадила ее впереди себя на коня. Но тогда и остальные дети также захотели покататься. Пеппи начала их сажать на коня по очереди. Правда, Томми и Ни - ка ехали немного дольше. Потом одна девочка надавила ногу и уже до самого леса не слезала с коня. Зато господин Нильсон все время дергал ее за косы.
Лес, к которому они шли, назывался Страшным лесом, потому что там было ужасно красиво. Когда дети были уже под самым лесом, Пеппи вскочила с седла, похлопала коня по спине и сказала:
- Ты так долго нас вез, что, видимо, устал. Нельзя, чтобы кто-то один все время мучился.
Она подняла лошадь своими сильными руками и понесла на поляну, где учительница велела им остановиться.
- Идите сюда, все страшилища, и увидим, кто сильнее! - крикнула Пеппи.
Учительница объяснила ей, что в лесу нет никаких чудовищ. Пеппи очень разочаровалась.
- Страшный лес без чудовищ! Чего только люди не придумают. Скоро они придумают пожар без огня и Рождественские праздники без елки. А все потому, что скупые. Но как они заведут еще и кондитерские без конфет, то я за них возьмусь. Ну что же, придется быть самой страшилищем, потому что другого выхода я не вижу.
Пеппи так пронзительно завизжала, что учительница закрыла уши, а несколько детей действительно перепугались.
- Гратимемось в чудовище! - воскликнул Томми и радостно захлопал в ладоши. - Пеппи будет страшилищем!
Всем понравилась такая игра. Чудовище спряталось в пещеру, ибо чудища обычно живут в пещерах. А дети запрыгали возле входа и начали дразнить его:
- Ты чудовище глупое, попробуй-ка поймай меня!
Раздраженное чудовище выскакивало из пещеры и бежало за детьми, а они убегали и прятались кто куда. Тех, кого чудовище ловило, оно вело в пещеру, чтобы сварить на обед. И когда оно вновь гналося за детьми, пленные бежали и вылезали на большие камни. Лезть было трудно, порой приходилось долго нащупывать ногой какой-то виступець, чтобы упереться в него. Но игра увлекла детей, им казалось, что они никогда еще не играли так интересно. Учительница лежала на траве, читала книгу и только время от времени поглядывала на детей.
- Сроду не видела такого бешеного чудовища,- промурмотіла учительница сама к себе.
И, наверное, она говорила правду. Ибо оно выпрыгивало, визжало, ловило по трое-четверо детей, перебрасывало их себе через плечо и несло к своей пещеры. Когда надо было, оно ловко, как обезьяна, видиралося на самые высокие деревья, перескакувало с ветки на ветку или и садилось на коня и гналося за добычей. А когда настигало детей, то склонялось из седла, ловило их на бегу, ложило поперек коня и, словно ветер, неслись к пещере, выкрикивая:
- Сейчас я сварю тебя на обед!
Детям было так весело, что они и не думали кончать игру. Но вдруг наступила тишина, и когда Томми и Анника прибежали к пещере посмотреть, что случилось, они увидели, что чудовище сидит на камне и грустно смотрит на что-то в ладони.
- Гляньте, оно сдохло, совсем мертвое,- произнесло чудовище. На ладони лежал мертвый птенец. Оно, видимо, выпало из гнезда и вбилося.
- Бедный,- пожалела птенца Аника.
Чудовище кивнуло головой.
- Ты что, плачешь, Пеппи? - вдруг спросил Томми.
- Я? - возмутилась Пеппи. - И я никогда не плачу!
- А чего у тебя красные глаза? - не сдавался Томми.
- У меня красные глаза? - Пеппи одолжила у господина Нильсона зеркальце и взглянула на себя. - И где, по-твоему, красные глаза? Видно, что ты не был со мной и моим папой в Батавии. Там у одного мужчины были такие красные глаза, что полиция запретила ему выходить на улицу.
- Почему? - удивился Томми.
- Потому что на перекрестке все думали, будто то - красный свет, и весь транспорт останавливался. А ты говоришь, что у меня красные глаза! Да и чего плакать из-за птенца,- закончила Пеппи.
- Ты, чудовище глупое, попробуй-ка поймай меня! - закричали дети, подбегая к пещере.
Чудовище осторожно положила птенца на мягкий мох.
- Если бы я могла оживить тебя! - сказало оно и вздохнула. Потом дико верескнуло и бросилось на детей: - Сейчас я тебя сварю на обед!
А дети с веселым криком бросились между кусты.
В том классе была одна девочка, по имени Улла, что жила неподалеку от леса. И Уллина мама разрешила ей пригласить к себе после прогулки учительницу, всех детей и, конечно, Пеппи. Она приготовила им сока и печенья и накрыла в саду стол. Поэтому когда дети наигрались вволю в страшилище, налазилися по камням, когда им уже расхотелось пускать по воде кораблики из коры и прыгать с высоких утесов, Улла решила, что пора звать их к себе на сок. На то время учительница дочитала свою книжку. Она собрала детей и вывела из леса.
По дороге они встретили мужчину, который вез полную подводу мешков. Мешки были тяжелые, а конь старый, поэтому он с трудом тащил телегу. А тут, как на беду, одно колесо попало в глубокую выбоину. Мужчина - кстати, его звали Блюмстерлюнд - очень рассердился. Он решил, что это конь виноват, схватил плеть и начал бить его по спине. Конь натужувався, дергался, но никак не мог вытащить телегу. А Блюмстерлюнд еще сильнее злился и бичевал коня. Учительницу возмутило такое жестокость, она пожалела бедного коня.
- Зачем вы его так мучаете! - сказала она Блюмстерлюндові. Тот так удивился, что на мгновение опустил кнута, потом плюнул и сказал:
- Не вмешивайся не в свое дело, а то и сама попробуешь кнута.
Он еще раз плюнул и снова замахнулся кнутом. Несчастный конь
дрожал всем телом. Вдруг, словно молния, из числа детей вылетела маленькая девочка. То, конечно, была Пеппи. Нос у него побелел - верный признак, что она ужасно злая. Томми и Анника хорошо знали об этом. Пеппи подбежала к Блюмстерлюнда, схватила его за пояс и подбросила высоко вверх. Тогда поймала на лету и подбросила еще раз. Блюмстерлюнд летал вверх и вниз, будто мяч, и не мог понять, что с ним творится.
- Спасите! Спасайте! - с перепугу закричал он.
Последний раз Пеппи не поймала его, и он тяжело грохнулся на землю. Кнут еще раньше выпал у него из рук. Пеппи стала над Блюмстерлюндом, взяла руки в бока и твердо сказала:
- Чтобы ты мне больше никогда не бил коня! Слышишь? Как-то в Капстаді мне тоже случился один лоботряс, что бил своего коня. Сам он был одет в очень хороший костюм, и я ему сказала, что если он и дальше будет бить коня, я порву тот костюм в клочья. И представь себе, через неделю я увидела, что он снова избивает лошадь. Видимо, он до сих пор сожалеет за своим костюмом.
Блюмстерлюнд, совершенно растерянный, сидел посреди дороги.
- Куда ты везешь эти мешки? - спросила Пеппи.
Блюмстерлюнд робко показал пальцем на усадьбу, до которого было уже недалеко, и сказал:
- Вон туда, домой.
Тогда Пеппи випрягла коня, что и дальше дрожал от страха и усталости.
- Не дрожи, коньке,- ласково проговорила она. - Сейчас все будет хорошо.
Она взяла коня на руки и понесла к конюшне. Конь был такой же озадаченный, как и Блюмстерлюнд.
Дети с учительницей ждали на дороге, пока Пеппи вернется.
А Блюмстерлюнд стоял возле телеги и чесал затылок. Он думал, как доправитися домой. Тем временем вернулась Пеппи. Она взяла один тяжелый мешок и нанесла на плечи Блюмстерлюндові.
- На вот, увидим, или ты такой же мастак носить мешки, как махать кнутом,- сказала она и подняла с земли кнут. - По справедливости я должна тебя немного выпороть этим хлыстом, когда ты его так любишь. Но он уже порван,- Пеппи порвала кнут. - И поломанный,- добавила она и поломала пужално-кнутовище.
Блюмстерлюнд молча поплелся с мешком, только постогнував. А Пеппи схватила за ворот и оттащила телеги до Блюмстерлюндової усадьбы.
- Не бойся, я денег за работу не возьму,- сказала Пеппи и поставила телегу возле конюшни Блюмстерлюнда. - Мне было не трудно. И за воздушное путешествие тоже не надо платить.
Блюмстерлюнд долго смотрел ей вслед.
- Да здравствует Пеппи! - закричали дети, когда девочка вернулась. Учительница была довольна и похвалила ее.
- Ты хорошо сделала. Надо жалеть животных. И, конечно, людей также.
Пеппи радостно села на своего коня.
- А я и пожалела Блюмстерлюнда,- сказала она. - Сколько подбрасывала его, а денег не взяла.
- Того мы и родились на свет,- повела дальше учительница. - Мы живем для того, чтобы делать людям добро.
Пеппи стала вниз головой на спине у лошади и замахала ногами.
- Ге-ге-ге, а для чего родились на свет другие люди? - спросила она.
В садике в Уллы стоял большой стол, а на нем было столько булочек и пирожных, что у детей аж слюна покатилась. Они быстренько сели вокруг стола. Пеппи села быстрее всех и мигом сунула в рот две булочки. Щеки у нее стали круглые, как яблоки.
- Пеппи, надо подождать, пока тебя угостят,- сказала ей учительница.
- Ты жа меня не турбуйша,- с трудом произнесла Пеппи, такой полный был у нее рот. - Ничего, я обійдушя и беж черемоній.
Именно в тот момент к Пеппи подошла Уллина мама. В одной руке она держала дзбан со сладким соком, а в другой - кофейник с шоколадом.
- Тебе сока или шоколада? - спросила она.
- И шока, и шоколада,- ответила Пеппи. - Шик к другу булочки, а шоколад до второй.
Она спокойно взяла из рук Уллиної мамы дзбан и кофейник и отпила из каждого понемногу.
- Она всю свою жизнь пробыла в море на корабле,- шепотом сказала учительница хозяйки, удивленно смотрела на девочку.
- Тогда все понятно,- кивнула головой хозяйка и решила совсем не обращать внимания на поведение Пеппи. - А вот пряники,- сказала она и протянула Пеппи поднос.
- Да, они действительно похожи на мідяники,- сказала Пеппи и захихикала с собственной шутки. - Правда, они немного потемнели, но, думаю, на вкус хорошие.
Пеппи взяла полную горсть пряников. И вдруг она заметила, что на другом подносе лежат очень красивые на вид пирожные, но поднос стоит далеко от нее. Она дернула господина Нильсона за хвост и сказала:
- Ну-ка скотч вон туда и принеси мне пирожное! Или лучше двое или трое.
И господин Нильсон поскакал по столу, аж задзеленчали стакана с соком.
- Надеюсь, ты не голодна? - спросила мама Уллы, когда Пеппи конце подошла к ней поблагодарить за угощение.
- Нет, я голодная, да еще и хочу пить,- ответила Пеппи и почухалась в ухе.
- Что же, наше угощение было скромное,- сказала хозяйка.
- Да, оно было очень скромное,- согласилась Пеппи и ласково улыбнулась.
Услышав ответы Пеппи, учительница решила поговорить с ней о том, как надо вести себя в гостях.
- Слушай, Пеппи,- ласково проговорила она,- ты же наверняка хочешь быть настоящей дамой, когда вырастешь?
- Такой, что носит на носу дымка и имеет три подбородка? - спросила Пеппи.
- Нет, такой, которая всегда знает, как где себя вести, вежливым и воспитанным. Неужели ты не хочешь стать настоящей дамой?
- Надо подумать,- ответила Пеппи. - Понимаешь, я уже решила, что когда вырасту, то стану морской розбійницею. Она немного подумала, а потом спросила: - Как ты считаешь, можно быть одновременно морской розбійницею и настоящей дамой? Потому что тогда бы я...
Однако учительница считала, что быть одновременно розбійницею и дамой нельзя.
- Ох, что же мне выбрать? - грустно спросила Пеппи.
Учительница сказала, что хоть бы какой жизненный путь она выбрала, хорошее воспитание ей никогда не помешает. В любом случае нельзя вести себя за столом так, как вот только Пеппи.
- Когда же так трудно запомнить, как надо себя вести,- сказала Пеппи,- ты бы не могла мне сказать хоть важнейшие правила?
Учительница начала можно более понятно объяснять, чего не следует делать, и Пеппи заинтересованно слушала ее. Оказывается, в гостях нельзя ничего брать самой, пока тебе не предложат, нельзя есть с ножа, нельзя чесаться, когда с кем-то разговариваешь, не можно то и другое. Пеппи слушала и задумчиво кивала головой.
- Надо будет утром вставать раньше и учить, что можно, а чего нет,- наконец сказала она. - Конечно, если я решу стать настоящей дамой, а не морской розбійницею.
Неподалеку от Пеппи и учительницы сидела на траве Аника и, задумавшись, колупала себе в носу.
- Ты что делаешь, Анико! - строго сказала Пеппи. - Запомни, что настоящая дама ковыряет в носу только тогда, когда ее никто не видит!
Учительница сказала, что пора идти домой. Все дети стали парами, только Пеппи и дальше сидела на траве. Лицо у нее было напряжено, словно она к чему-то прислушивалась.
- Что такое, Пеппи? - обратилась к ней учительница.
- Скажи, госпожа учительница, у настоящей дамы урчит в животе или нет? - спросила Пеппи. Она замолчала и вновь прислушалась. - Потому что если нет,- добавила она,- то у меня уже нет выбора - придется стать морской розбійницею.
(Перевод О. Сенюк)