ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 63

 

Я ЛЮБЛЮ ПРОБУЖДАТЬ В ЧЕЛОВЕКЕ БЛАГОРОДНЫЕ ЧУВСТВА

 

Тема: Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944) «Маленький принц» - философская аллегорическая сказка - притча.

Возможно, у меня призвание открывать источники.

А. де Сент-Экзюпери

Цель: заинтересовать учащихся творчеством писателя, выяснить, какие черты характера А. де Сент-Экзюпери и факты его биографии обусловили выбор формы художественного произведения; начать изучение сказки «Маленький принц»; развивать навыки художественного чтения, обобщение прочитанного, формулирование идей, выводов, толкования аллегорического содержания, умение вести дискуссию; создать ситуацию обмена личными мнениями учеников.

Тип урока: изучение нового материала.

 

Ход урока

 

1. Мотивация обучения.

 

2. Изучение сказки «Маленький принц».

2.1. Обсуждений чтение сказки с комментарием.

Методический комментарий. Ученики читают цепочкой сказку - притчу (по учебнику с. 213). Учитель останавливает на определенных словах и комментирует сказку высказываниями автора, ставшие крылатыми. Таким образом, мы раскрываем связь содержания сказки с жизнью и мировоззрением писателя. Одновременно готовим учеников к осознанию произведения. Для удобства приводим этот вид работы в виде таблицы.

Графа «выводы» заполняется после чтения отрывков и рассказы о писателе (см. п. 2).

Отрывки из сказки Высказывания Экзюпери Выводы: общее в рассказчика и писателя

От начала до слов «Все-потому что взрослые сначала были детьми, только мало кто из них это помнит» «Откуда я? Я из моего детства. Я пришел из детства. Как из страны» Мы все родом из детства

Раздел 1. Начало. «Нужно учиться не писать, а видеть». «Доказать можно все. Но истина - это совсем не то, что можно убедительно доказать, это то, что делает наш мир проще» Хочешь писать для детей - найди язык, на котором они говорят, которая им понятна

«Тогда я уже не говорил с ним о полозьев, ни о тропические леса, ни о звездах. Я приспособился к его сознание. Заводил с ним речь о гольф и бридж, о политике и галстуки» Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться...». «Люди найдут мать - природу, близкую садоводу, мореплавателю или поэту». «Крестьянка передала детям не только жизнь, она их научила родному языку, доверила им богатство, нагромаджуване медленно, веками» Мир рациональных людей требует очищения, возвращения к матушке - природе. Не нужно подстраиваться под них, надо им раскрыть свой мир - чистый,естественный

Раздел 2. «Начал сбоить двигатель моего самолета» «Я знаю, что такое одиночество. За три года в пустыне я узнал ее вкус. Среди песков и зрение...».

«Как грозит опасность, вновь чувствуешь себя человеком» В одиночестве человек углубляется в себя, что помогает ей увидеть другие миры вокруг, возвращается к прекрасному миру детства

«Я никогда не рисовал баранов и поэтому воспроизвел для него один из двух рисунков, что только и умел рисовать: удава в натуре» «Розгублююсь перед творческим актом, ибо не знаю, о чем буду говорить, точнее, не знаю, как перекинуть мостик между ощущениями и сознанием. Я должен создать язык» Творчество - в поиске гармонии между тем, что чувствуешь, и тем, что знаешь. Знание и ощущение - предпосылки тому, чтобы что-то создать

Отрывки из сказки Высказывания Экзюпери Выводы: общее в рассказчика и писателя

«Так у меня дома все маленькое» «Существует мир, который имеет свою абсолютную ценность, свое понимание долга и свои права» У каждого свой мир,

что мы его создаем

Выводы. Антуан де Сент-Экзюпери рассказывает сказку от первого лица, и это не случайно. Много деталей из того, что мы знаем о герое, который встретил маленького принца, автобиографические. Авторская позиция совпадает с позицией рассказчика.

 

2. Рассказ о писателе.

Черты характера А. де Сент-Экзюпери и факты его биографии обусловили выбор формы художественного произведения.

Методический комментарий. Дома ученики прочитали статью учебника «Ты всегда ответственен за всех, кого приручил» (с. 210-213) и ответили на вопросы. Поэтому учитель приводит только те факты биографии писателя, которые не приведены в учебнике. Организовать работу можно следующим образом. Во время рассказа учитель задает задание: «Запишите (запомните) факты биографии писателя, которые не представлены в учебнике». Другой формой работы может стать деление класса на группы. Для каждой группы учитель готовит информацию, которую необходимо обработать, обобщить и с выводами познакомить класс. Учитель может не обнародовать полностью приведенную ниже информацию, а выбрать ту, которую считает необходимой.

«Учительская кармашек». Родился Антуан-Мари-Роже де Сент-Экзюпери 22 июня 1900 года в семье старинного дворянского происхождения в городе Лионе. Детство прошло в замке Ла Молль. На девятом году его вместе с младшим братом отдают учиться в колледж, где когда-то учился отец. В начале Первой мировой войны мать идет в госпиталь сестрой - жалобницей, а детей отвозит в Швейцарии в привилегированный колледж, с надеждой, что там они будут чувствовать себя как дома. В колледже Антуан получил широкое гуманитарное образование и хорошую подготовку в области естественных и точных наук. По окончании коллежа свой счет учится у ветеранов войны, теперь гражданских пилотов, летного дела. Его учителя в то время закладывали первую воздушную линию Париж - Лондон, позже Тулуза - Касабланка. В Марокко, где он учился на военного пилота, получает звание младшего лейтенанта.

Потерпев первой тяжелой аварии, порывает с любимой девушкой через настойчивые требования ее родителей отречься от опасного специальности, работает в торговой фирме.

в 1926 году уезжает работать на почтово-воздушную линию Тулуза - Касабланка. в 1927 году его назначают начальником аэродрома в Кап-Джубе на линии Тулуза - Дакар. Именно здесь он познал, что такое пустыня, которая навевает сказку, в которой действуют кочевники.

1929 года пилот Экзюпери получает новое назначение - в Южную Америку техническим директором авиалинии «Аеропошта - Аргентина». Здесь он пережил ряд ночных перелетов через Атлантику, что можно сравнить с самоубийством. Именно здесь он встретил сильных людей, пилотов, которых позже сделает героями своих произведений.

в 1931 году Экзюпери возвращается во Францию вместе с женой аргентинкой Косгуельйо, которая никак не хотела чтить традиции графского дома, создавала беспокойство, была неуравновешенной, беззаботным лицом.

Осенью 1932 года Экзюпери как пилот - испытатель чудом спасается от гибели со своим гидропланом в бухте Сан-Рафаэль. После аварии он погружается в стихию литературы и кино. По его произведениям «Южный почтовый» и «Ночной полет» тогда как раз создавали фильмы. Экзюпери закрепил за собой пять патентов на научные изобретения в области аэродинамики.

Во время войны его не брали в военную авиацию по состоянию здоровья, хотя он использовал все свои связи, чтобы попасть именно к действующей части. Он соглашается работать в эскадрильи 2-33 добровольцем. «Я неотделим от Франции. Франция воспитала Ренуарів, Паскалей, Пастеров, Гійоме, Ошеде. Она воспитала также ничтожеств, политиканов и мошенников. Но мне кажется слишком удобным провозглашать солидарность с одними и отрицать всякое родство с другими. Поражение разнит людей, поражение разрушает построенное единство. Нам это грозит смертью: я не буду способствовать такому различению и сваливать ответственность за разгром на тех моих соотечественников, которые думают иначе, чем я. Такие споры без судей никуда не ведут. Мы все были побеждены. Я был повержен... Франция, неотделимое от меня, была слабой. Ее слабость была моей слабостью».

После поражения Франции Экзюпери эмигрирует в Америку. Весной 1943 года он в Алжире. Наибольшим возрастом для действующего пилота на то время было - 35, а Экзюпери было уже 43. Он получил много травм, движения левой руки были ограничены. Но своей настойчивостью, силой авторитета добивается разрешения участвовать в боевых операциях. И снова он над Францией с фотокамерой. И снова авария. Наконец майор Экзюпери добивается участия в полетах своей эскадрильи 2-33. Генерал дает разрешение на пять - Экзюпери добивается шесть, а потом семь, восемь.... «Я останусь с товарищами до конца. Думаю, уже недолго». 31 июля 1944 года, сделав свой девятый полет, не возвращается с задания с острова Корсика уже майор Экзюпери.

• После выполненных видов работ (чтение с комментарием, работы с афоризмами А. де Сент-Экзюпери, сообщение биографических данных) вписываем в таблицу графу «выводы».

• Ответьте на вопрос: почему Антуан де Сент-Экзюпери обращается к жанру сказки?

 

3. Работа с учебником (с. 225).

Во время ответа на вопросы и обсуждение признаков сказки и притчи учитель обращает внимание учащихся на схему, помещенную на с. 225 учебника.

• Вспомним, что такое сказка.

Учитель слушает ответы учащихся, обращает внимание на жанровые признаки сказки.

«Учительская кармашек». Народная сказка - вид устных повествований с фантастической выдумкой. Сказки делятся на волшебные, бытовые, о животных. В сказках о животных всем персонажам приписывают качества людей. На стадии отделения искусства от мифологии бессознательное очеловечивание животных, птиц, насекомых стало литературным приемом, а объектом изображения стали люди и их отношения. Такие сказки поучительные.

Волшебная сказка своими истоками касается магических обрядов, всей совокупности мифических взглядов на мир, какими были представления о существовании подземного царства, других миров и др. В сказках люди мечтали преодолеть реальную мощность внешних сил природы и общества, изображали мнимую победу над ними, а обрядовые действа приучали человека к пассивного ожидания. Затем вымысел в сказках стала поэтической условностью - в них воплотились мечты народа о другой, светлой жизни, в котором господствует справедливость, а герой - носитель положительного начала - обязательно выходит победителем в жизненных испытаниях.

Тема распространенных сказочных сюжетов - судьба униженных и оскорбленных. За верность, доброту, бескорыстие беды таких героев меняются на благосостояние. Такому повороту судьбы герой обязан вмешательству природных сил, приобретению волшебного предмета, знанию или умению. В сказках возник целый ряд помощников: лошадь, лягушка, добрая бабушка, женщина - волшебница... Они противодействуют врагам: ведьмам, угонщику - ветра, Костію Бессмертному, змею... Сказки учили быть твердыми в жизненных испытаниях, не мириться со злом, неправдой. Сказочники мечтали о чудодейственный способ облегчить физический труд, овладеть силами природы.

Литературная (авторская) сказка тесно связана с народной темой, сюжетом, мотивом, часто и стилем. В творчестве писателей сказка приобрела самобытности и художественной неповторимости.

• Вспомните, что такое притча. Во время изучения каких тем мы вели разговор о притче?

«Учительская кармашек». Притчей называют близкий басне небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. Поучение на примере. В известном сюжете, впервые зафиксированном в Эзопа, отец, который видит, что никакие уговоры не могут заставить сыновей жить дружно, приказывает принести им связку розог и предлагает поломать ее целиком. У сыновей ничего не получилось. Тогда отец развязал сверток и стал давать сыновьям по одной різочці, каждую из которых они легко ломали. Притча не имеет четких жанровых границ: в роли притчи может быть сказка, пословица, легенда, сравнение. В отличие от басни, которая сразу подает вывод - мораль, притча имеет более свободную, «открытую» форму. Она требует от читателя или слушателя перенестись в ситуацию притчи, активно воспринимать смысл и в этом близка к загадки, которую нужно разгадать в самостоятельной интеллектуально-этической работе человека.

В басне герои, в отличие от притчи, - не только люди, но и животные, растения, действуют, как правило, в условных ситуациях бытового характера. В притче персонажи чаще без имени, схематичны, лишены характеров: какой-то человек, один человек, некий правитель, сын своего отца... Это «человек вообще». Смысл притчи не в том, какой человек изображен, а в том, какой нравственный выбор будет сделан.

Для писателей, которые стремятся построить свои произведения по законам притчи, она ценна прежде всего тем, что позволяет поставить героя в крупную, значимую ситуацию этического выбора, что имеет принципиальное, основополагающее значение. Притча становится способом авторского обобщения, когда писатель использует емкость и содержательность ее формы для прямого разговора с читателем о этические и социальные проблемы, которые его волнуют.

• Итак, почему Экзюпери обращается к жанру сказки и пишет ее в аллегорической форме, что делает ее еще и притчей? Обратите внимание на тему и эпиграф к уроку. (Прочитав еще раз выводы из таблицы, дети находят общее в мировоззрении автора и жанровых возможностях сказки).

 

3. Подведение итогов урока.

Именно сказка соответствует творческим потребностям Экзюпери, по его словам. (В таблице выделено в графе «выводы»).

 

4. Домашнее задание.

1. Прочитать 4, 5, 6 разделы с хрестоматией, 7, 8 разделы - по учебнику (с. 218-221).

2. Прочитать статью учебника на с. 225. Во время чтения глав обращайте внимание на вопросы и задания к прочитанному, которые помогут вам выяснить, насколько вы осознали содержание.