ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

II семестр

 

ВЗЛЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

УРОК № 62

Тема. «Быть или не быть?»

 

Цель: продолжить работу над текстом трагедии «Гамлет»; учить размышлять над философскими проблемами, затронутыми в произведении; объяснять поступки героев; развивать логическое мышление; воспитывать умение работать в группе.

Оборудование: схемы; тексты трагедии «Гамлет».

 

Зрелище - петля, Чтоб заарканить совесть короля.

В. Шекспир

 

ХОД УРОКА

И. Актуализация опорных знаний

Опрос

• Был ли Гамлет сумасшедшим?

• Зачем принц решил «одеть» маску безумия?

• Были ли у Гамлета причины для того, чтобы потерять рассудок? (Так, на судьбу молодого принца, который рос в счастливой семье, учился в Виттенбергском университете, любил и был любимым, одновременно пришлось столько горя, что можно было и вправду потерять разум. Сначала неожиданно умирает отец принца король Гамлет, вскоре происходит свадьба Гертруды и Клавдия. Гамлет узнает, что в королевской семье совершено страшное преступление: братоубийство. Довершили этот пучок бед друзья принца - Розенкранц и Гильденстерн, что начали шпионить за ним, и Офелия, которая, будучи послушной дочерью, тоже предала Гамлета.)

 

 

II. Мотивация учебной деятельности

Работа с эпиграфом

- Объясните слова Гамлета, вынесенные в эпиграф урока. Почему принц рассчитывает именно на совесть короля? (Доказательств убийства короля нет, поэтому Гамлет надеется во время спектакля понять по выражению лица Клавдия, убийца он или нет. Понятно, что узнать это можно только в том случае, если Клавдий почувствует муки совести за страшное преступление, совершенное им.)

 

III. Изучение нового материала

1. Чтение учителем монолога Гамлета «Быть или не быть?»

Гамлет

Быть или не быть - таков вопрос;

Что благородней духом - покоряться

Пращам и стрелам яростной судьбы

Иль, ополчась на море смут, сразить их

Противоборством? Умереть, уснуть -

И только; и сказать, что сном кончаешь

Тоску и тысячу природных мук,

Наследье плоти, - как такой развязки

Не жаждать? Умереть, уснуть. - Уснуть!

И видеть сны, быть может? Вот в чем трудность;

Какие сны приснятся в смертном сне,

Когда мы сбросим этот бренный шум,-

Вот что сбивает нас; вот где причина

Того, что бедствия так долговечны;

Кто снес бы плети и глумленье века,

Гнет сильного, насмешку гордеца,

Боль презренной любви, судей медливость,

Заносчивость властей и оскорбленья,

Чинимые безропотной заслуге,

Когда б он сам мог дать себе расчет

Простым кинжалом? Кто бы плелся с носилок,

Чтоб охать и потеть под нудной жизнью,

Когда бы страх чего-то после смерти -

Безвестный край, откуда нет возврата

Земным скитальцам,- волю не смущал,

Внушая нам терпеть невзгоды наши

И не спешить к другим, от нас сокрытым?

Так трусами нас делает раздумье,

И так решимости природной цвет

Хиреет под налетом мысли бледным,

И начинанья, взнесшиеся мощно,

Сворачивая в сторону свой ход,

Теряют имя действия. Но тише!

Офелия? - В твоих молитвах, нимфа,

Все, чем я грешен, помяни.

 

«Свободное письмо»

Записать в течение нескольких минут свои ассоциации, мысли по поводу прочитанного.

Комментарий учителя

- Герой-мыслитель, Гамлет размышляет над тем, какая жизненная позиция человека более благородная. Какой выбор сделать: покориться ударам судьбы или бороться, защищая свое достоинство?

Герой не может выбрать ни то, ни другое, потому что в первом случае это означает смириться с преступлениями и жить бок о бок с людьми, которые не заслуживают уважения, а в другом - стать преступником самому, потому что борьба в этой ситуации означает месть. Поэтому Гамлет задумывается над другим выходом из ситуации: уйти из жизни. Разочарованный герой утверждает, что немало людей без лишних рассуждений покинули бы этот мир, полный несправедливости, пороков, несовершенств, если бы не страх смерти, а вернее, того, что ожидает человека после смерти.

«Так трусами нас делает раздумье»,- делает вывод Гамлет, который так и не решил окончательно, как он будет действовать дальше.

 

Составление схемы

 

image109

 

• Что означают для Гамлета слова «Быть или не быть?» (Эти слова можно отнести соответственно к «жить» и «умереть». Но просто жить - для героя недостаточно. Гамлет понимает, что подчиниться судьбе - это тоже для него означает «не быть». «Быть» означает бороться, рисковать, действовать.)

 

image110

 

2. Пьеса в пьесе: «Мышеловка»

• Как вы думаете, почему пьеса, которую ставили в королевском замке, получила название «Мышеловка»? (Гамлет расставил сити для Клавдия и ждал, не попадет он в них, как мышка в мышеловку. Выдав себя, король дал принцу основания для мести.)

• Оправдала пьеса свое название? (Да, потому что Клавдий был настолько взволнован спектаклем, что даже не смог досмотреть ее до конца и вышел прочь. Сомнений не осталось: слова Призрака были правдой.)

 

3. Чтение монолога Клавдия (сцена 3)

О, мерзок грех мой, к небу он смердит;

На нем старейшее из всех проклятый -

Братоубийство! Не могу молится,

Хотя остра и склонность, как и воля;

Вина сильней, чем сильное желанье,

И, словно тот, кто призван к двум делам,

Я медлю и в бездействии колеблюсь.

Будь эта вот проклятая рука

Плотней самой себя вот братской крови,

Ужели у небес дождя не хватит

Омыть ее, как снег? На что и милость,

Как не на то, чтоб стать лицом к вине?

И что в молитве, как не власть двойная -

Стеречь наш путь и снискивать прощенье

Поэтому, кто пал? Вот, я подъемлю взор,-

Вина отпущена. Но что скажу я?

«Прости мне это гнусное убийство»?

Поэтому не быть, раз я владею всем,

Из-за чего я совершил убийство:

Венцом, и торжеством, и королевой.

Как быть прощенным и хранить свой грех?

В порочном мире золотой рукой

Неправда отстраняет правосудье

И часто покупается закон

Ценой греха; но наверху не так:

Там кривды нет, там дело предлежит

Воистине, и мы принуждены

На очной ставке с нашей виной

Свидетельствовать. Что же остается?

Раскаянье? Оно так много может.

Но что оно том, кто нераскаян?

В жалящий жребий! Грудь чернее смерти!

Увязший дух, который, вырываясь,

Лишь глубже вязнет! Ангелы, спасите!

Гнись, жесткое колено! Жилы сердца!

Смягчитесь, как у малого младенца!

Все может быть еще и хорошо.

 

Беседа

Что думает о своем преступлении Клавдий?

(«О, мерзок грех мой, к небу он смердит;

На нем старейшее из всех проклятый -

Братоубийство!»)

Вспомните «старейшее из всех проклятый». (Библейская легенда о Каине и Авеле)

Почему Клавдий хочет, но не может молиться? (Клавдий чувствует страшную вину и хочет очиститься с помощью молитвы, надеется на прощение, но сам понимает, что не раскаялся, потому что не может отказаться от того, чем завладел совершив убийство,- власти и королевы.

«Слова летят, мысль остается тут;

Слова без мысли к небу не дойдут».)

 

4. Диалог Гамлета и Гертруды (сцена 4)

Работа в группах

Задача

Группа № 1

Кем и зачем устраивается разговор королевы с Гамлетом?

Группа № 2

Почему Гамлет убил Полония?

Группа № 3

Как Гамлет сравнивает отца и Клавдия?

Группа № 4

Опишите чувства Гертруды во время разговора с сыном.

 

IV. Обобщение и систематизация изученного

1. Выводы

• Почему Гамлет в монологе «Быть или не быть» не принимает окончательного решения? (Он еще не уверен в виновности Клавдия.)

• Изображает Шекспир Клавдия как вора? (Клавдий - убийца, но он испытывает муки совести, страдает, хотя окончательно раскаяться не может.)

• Достиг своей цели Гамлет во время разговора с матерью? (Так, он выразил все свои чувства к матери, и она, страдая, поняла его:

О, довольно, Гамлет;

Ты мне глаза направил прямо в душу,

И в ней я вижу столько черных пятен,

Что их ничем не вывести.)

 

2. Работа с «Копилкой мудрости»

Записи афоризмов

«Быть или не быть - таков вопрос».

• «Безумье сильным требует надзора».

• «Это коротко, мой принц - как женская любовь».

• «Ты мне глаза направил прямо в душу».

• «Из жалости я должен быть жесток».

• «Ведь добродетель в этот жирный век.

Должна просит прощенья у порока».

 

V. Домашнее задание

Прочитать IV, V действия трагедии «Гамлет».