ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

II семестр

 

ВЗЛЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

УРОК № 61

Тема. «Что ему Гекуба, что он Гекубе..?»

 

Цель: продолжить комментируемое чтение трагедии «Гамлет», работу над опорными конспектами; пополнить афоризмами «Копилку мудрости»; развивать устную связную речь; воспитывать стремление задумываться над ситуациями выбора (проблемными ситуациями).

Оборудование: ОК № 5, 6; тексты трагедии «Гамлет».

 

Не дай мне Бог сойти с ума...

О. С. Пушкин

 

Безумье сильным требует надзора.

В. Шекспир

 

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

Рассказ по ОК № 5 Опрос

1) Расскажите об истории создания трагедии «Гамлет».

2) Дайте определение трагедии.

3) О чем узнал Гамлет от Призрака?

- Какую цель перед собой герой? (Отомстить за смерть отца, тем самым «вылечить» время, исправить несправедливость, наказать преступника.)

 

II. Изучение нового материала

1. Работа с текстом

• Какова известие взволновало членов королевской семьи? (Гамлет стал слабоумным.)

• Назовите причину безумия принца на мнение Полония. (Полоний считал, что Гамлет сошел с ума из-за любви к Офелии.)

Нет, я взялся круто

И так моей девице заявил:

«Принц Гамлет - принц, он вне твоей звезды;

Пусть этого не будет»; и велел ей

Замкнутся от дальнейших посещений,

Не принимать послов, не брать подарков.

Дочь собрала плоды моих советов;

А он, отвергнутый,- сказать короче -

Упала в скорбь и грусть, потом в недоеданье,

Потом в колики, потом в бессилье,

Потом в рассеянность и, шаг за шагом,-

В безумие, в котором ныне бредит,

Всех нас печаля.

Зачем король посылает Розенкранца и Гільденстерна до Гамлета? Понимает ли это принц? (Король посылает друзей детства Гамлета к нему с целью выяснить причины его нынешнего состояния. По сути, они выполняют роль шпионов, служа королю и предавая Гамлета. Принц догадывается об этом. Розенкранц и Тільденстерн не скрывают, что действуют по приказу Клавдия.)

• Как Гамлет объясняет изменения в своем настроении?

(Монолог Гамлета, сцена 2)

 

Гильденстерн

Принц, за нами посылали.

 

Гамлет

Я вам скажу, для чего; таким образом моя предупредительность устранит ваше признание, и ваша тайна перед королем и королевой не обронит ни единого перышка. Последнее время - а почему, я и сам не знаю - я утратил всю свою веселость, забросил все привычные занятия; и, действительно, на душе у меня так тяжело, что эта прекрасная храмина, земля, кажется мне пустынным мысом; этот несравненнейший полог, воздух, видите ли, эта великолепно раскинутая твердь, эта величественная кровля, выложенная золотым огнем,- все это кажется мне ничем иным, как мутным и чумным скоплением паров. Что за мастерское создание - человек! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чудесен в долгожителей! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож на некоего бога! Красота вселенной! Венец всего живущего! А что для меня эта квинтэссенция праха? Из людей меня не радует ни один; нет, также и ни одна, хотя вашей улыбкой вы как будто хотите сказать другое.

 

В прошлом

В настоящем

Прекрасная храмина, земля

Пустынный мыс

Несравненнейший полог, воздух, великолепно раскинутая твердь, величественная кровля, выложенная золотым огнем

Мутное и чумное скопление паров

Что за мастерское создание - человек! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличьях и движениях! Как он похож на некого бога! Красота Вселенной! Венец всего живущего!

А что для меня эта квинтэссенция праха? Из людей меня не радует ни один; нет, также и ни одна

 

• О чем свидетельствуют выписанные цитаты? (Ранее Гамлет был счастливым человеком, которая была в восторге от окружающего мира и людей. Но все это в прошлом. Глубокое разочарование привело к радикальным изменениям в мировосприятии героя: теперь он видит мир в черных тонах, и ничто не радует его.)

• Как отнесся Гамлет до приезда актеров в Эльсинор? (Принц заинтересовался этим событием, более того, он предложил одному из актеров выучить монолог, составленный им самим, и вставьте его в пьесу.)

 

Чтение монолога Гамлета (сцена 2)

Вот я один

О, что за дрянь я, что за жалящий раб!

Не стыдно ли, что этот вот актер

В воображенье, в вымышленной страсти

Так поднял дух свой до своей мечты,

Что от его работы стал весь бледен;

Увлажен взор, отчаянье в лице,

Надломлен голос, и весь облик вторит

Эго мечте. И все из-за чего?

Из-за Гекубы! Что ему Гекуба,

Что он Гекубе, чтоб о ней рыдать?

Что совершил бы он, будь у него

Такой же повод и подсказ для страсти,

Как у меня? Залил слезами сцену,

Он общий слух рассек бы гроВНОй речью,

В безумье вверг бы грешных, чистых - в ужас,

Незнающих - в смятенье и сразил бы

Бессилием и уши и глаза.

А я,

Тупой и вялодушный дурень, мямлю,

Как ротозей, своей же правде чуждый,

И ничего сказать не в силах; даже

За короля, чья жизнь и достоянье

Так гнусно сгублены. Или я трус?

Кто скажет мне: «подлец»? Пробьет башку?

Клок вырвал бороды, швырнет в лицо?

Потянет за нос? Ложь забьет мне в глотку

До самых легких? Кто желает первый?

Ха!

Эй-богу, я бы снес; ведь у меня

И печень голубиная - нет желчи,

Чтоб огорчаться злом; не то давно

Скормил бы я всем коршунам небес

Труп негодяя; хищник и подлец!

Блудливый, вероломный, злой подлец!

О, мщенье!

Ну и осел же я! Как это славно,

Что я, сын умерщвленного отца,

Влекомый к мести небом и геенной,

Как шлюха, отвожу словами душу

И упражняюсь в ругани, как баба,

Как судомойка!

Фу, гадость! К делу, мозг! Гм, я слыхал,

Что иногда преступники в театре

Бывали под воздействием игры

Так глубоко потрясены, что тут же

Свои провозглашали злодеянья;

Убийство, хоть и немо, говорит

Чудесным языком. Велю актерам

Представит нечто, в чем бы дядя видел

Смерть Гамлета; вопьюсь в его глаза;

Проницаемую к живому; чуть он дрогнет,

Свой путь я знаю. Дух, представший мне,

Быть может, был и дьявол; дьявол властен

Облечься в милый образ; и возможно,

Что, так как я расслаблен и печален,-

А над такой душой он очень мощен,-

Меня он в гибель вводит. Мне нужна

Верней опора. Зрелище - петля,

Чтоб заарканить совесть короля.

 

• За что корит себя Гамлет? (Гамлет начинает монолог резкими и оскорбительными словами относительно себя самого: «что за дрянь я, что за жалящий раб!»; потом называет себя «тупой и вялодушный дурак; мямлю, как ротозей, своей же правде чуждый, и ничего сказать не в силах»; замечает: «ведь у меня и печень голубиная - нет желчи, чтоб огорчаться злом». Наблюдая за актером, который читал монолог про троянскую царицу Гекубу, Гамлет замечает, как сильно взволнован актер, как страстно он переживает все, что происходило много веков назад. Гамлет поражен неравнодушием актера в события, которые случились в древности: «Ивсе из-за чего? Из-за Гекубы! Что ему Гекуба, Что он Гекубе, чтоб о ней рыдать?» Герой понимает, что если бы у этого человека был такой повод страдать, как у него, то она бы уже давно дала выход своим страстям и отомстила бы за невинно потерянного отца.

Гамлет укоряет себя за то, что он ничего не сделал по завещанию Призрака, а лишь размышлял и говорил: «Слова, слова, слова!» Осознание этого заставляет героя страдать.)

• К каким действиям решает перейти принц? (Гамлет решил дописать монолог к пьесе, которую будут ставить актеры, чтобы посмотреть на реакцию Клавдия относительно разыгранной ситуации, похожей на ту, что сложилась в королевской семье.)

• Почему для Гамлета важно увидеть реакцию короля? (Герой не может быть абсолютно уверенным в словах Призрака: а вдруг это дух дьявола, который искушает его таким образом. Поэтому Гамлет хочет проверить самостоятельно и убедиться в том, что Клавдий - убийца:

Мне нужна

Верней опора. Зрелище - петля,

Чтоб заарканить совесть короля.)

 

III. Обобщение и систематизация изученного

«Ваше мнение». (С использованием метода ПРЕСС)

- Был ли Гамлет сумасшедшим?

«Микрофон»

Прав ли был Клавдий, отметив: «Безумье сильным требует надзора»?

Комментарий учителя

- Поведение Гамлета свидетельствовала о его сумасшествии. Но не случайно Клавдий делает вывод о принце: «Безумье сильным требует надзора» - и обдумывает его будущую судьбу. В безумных речах Гамлета много умных высказываний, к тому же он тщательно скрывает причины своего разочарования в окружающем мире. Монолог Гамлета «Что ему Гекуба?» убеждает читателя не только в искренности героя (он проиВНОсит его в одиночестве), но и в способности к расчету, умных планов, с помощью которых он сможет убедиться в виновности или невиновности нынешнего короля. Таким образом, автор раскрывает для нас загадку безумие главного героя: безумие - это маска, за которой может скрываться Гамлет, не вызывая подозрения у членов королевской семьи и вельмож.

«Микрофон»

- Зачем Гамлетові нужно было изображать из себя сумасшедшего?

 

БЕЗУМИЕ

image107

 

IV. Домашнее задание

Прочитать 3 действие трагедии «Гамлет».