ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

II семестр

 

ИЗ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ-ХХІ ВЕКА

(4 часа)

 

УРОК № 61

Тема. А. Линдгрен. «Пеппи Длинныйчулок»

 

Цель: ознакомить с жизнью и творчеством писательницы, заинтересовать учащихся, побудить к чтению; развивать навыки выразительного чтения, умение анализировать художественное произведение, высказывать собственные суждения о героях и художественные качества книги; воспитывать любовь к книге, стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Оборудование: портрет писателя, различные издания его произведений, иллюстрации к ним.

Теория литературы: роды, жанры, повесь, герой литературного произведения.

ХОД УРОКА

I. Анализ работ по развитию свяВНОй речи (отзыва о книге)

 

II. Объявление темы и цели урока

 

III. Мотивация учебной деятельности

- Каждая книга имеет свою историю, порой странную и неожиданную. Например, имя персонажа Пеппи Длинныйчулок придумала маленькая девочка, когда болела и просила маму рассказать ей какую-нибудь интересную историю. Слово будто само сорвалось у нее с уст и выпустило в свет замечательную, немного смешную героиню с ее историями и приключениями. Жизнь писателей также нередко похоже на увлекательные повести и романы. Кстати, такие произведения - про писателей и других знаменитых людей - действительно есть, и их достаточно много. Например, это русская серия «ЖЗЛ». Итак, сегодня речь пойдет о Астрид Линдгрен - «литературную маму» Малыша и Карлсона, который живет на крыше, Пеппи Длинныйчулок и других интересных персонажей.

 

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала

1. Слово учителя

- Известный российский писатель Корней Чуковский говорил: «Цель сказочников - воспитывать в человеке человечность - эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостями другого, переживать чью-то судьбу, как свою...» Эти слова очень подходят к характеристике Астрид Анны Эмилии Линдгрен, которая родилась в 1907 году в шведской провинции в семье обычных крестьян-земледельцев. Она была обычной девочкой. Но чрезвычайная изобретательность и удивительные фантазии сделали ее любимицей сверстников и всей детворы.

После окончания школы Астрид уехала в столицы Швеции Стокгольма, стала работать секретарем книжного издательства. Тогда же начала сочинять разные истории, сочетая сказку с действительностью.

А дальше было все обычно. Вышла замуж, родила сына и дочь, которые стали ее верными друзьями. Наблюдая, как растут дети, будущая писательница поняла, что все начинается с детства, именно в это время закладываются черты характера человека, формируется его характер. Поэтому так важно направить их, лучше поддержать в детях - добрым словом, хорошей книгой, дружеским советом.

Однажды дочь Линдгрен захворіла. ей было грустно одной дома, ведь мама всегда очень занята. И она придумала себе друга - товстенького симпатичного человечка, который умеет летать и прячется за картинами, когда кто-то заходит. Астрид Линдгрен начала писать книгу о Карлсоне, который был сначала послушным, воспитанным, вежливым, а затем прибег к таким выходкам!.. Вместе с дочкой писательница придумала и Пеппи Длинныйчулок, а когда сломала ногу во время гололеда и вынуждена была лежать в постели, записала историю забавной девочки. 1945 года книга вышла в свет и стала любимой у многих поколений детворы. Она часто переиздавалась, переводилась на другие языки, завоевывала призовые места на литературных конкурсах. Популярность Астрид Линдгрен была такой большой, что еще при жизни ей соорудили аж три памятника!

Но лучший памятник писательницы - это ее произведения, любовь читателей.

 

2. Выразительное чтение глав книги Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок» по полному тексту, по приложению или в учебнике. Волощук С. 239-259 (см. приложение)

 

image59

 

Астрид Линдгрен

 

3. Словарная работа за вопросами учеников

 

4. Обмен впечатлениями о прочитанном, эвристическая беседа

• Кто такая Пеппи и почему она живет одна?

• Что было странным в девочки и почему?

• Почему Пеппи постоянно что-то придумывает, фантазирует, обманывает, говорит ерунду и как она относится к выдумкам других людей?

• Почему всегда пытается привлечь к себе внимание?

• Тебе нравится Пеппи и чем именно?

 

V. Закрепление знаний, умений и навыков

Ассоциативный выборочный диктант

Выберите те слова, которые ассоциируются у вас с образом Пеппи: буря, странная, образованная, спокойная, одинокая, фантазерка, серьезная, выдумщица, фокусница, артистка, вежливая, впечатлительная, тайфун, «вверх ногами», «кувырком», солнышко, веснушка, веселинка, необыкновенная, необычайная, забияка, жадная, тщеславная.

 

VI. Домашнее задание

Уметь пересказывать содержание прочитанного, характеризовать героев; сделать иллюстрации (можно одеть свою куклу).

 

VII. Итог урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения.

• Я рад (рада), что...

• Больше всего мне запомнилось...

• Пеппи - это...

 

Приложение

 

ПЕППИ ДЛИННЫЙЧУЛОК

(Отрывки)

 

ПЕППИ ПОСЕЛЯЕТСЯ В ВИЛЛЕ «ХОВАНКА»

На окраине маленького городка есть старый, заброшенный сад, в саду стоит старый домик, а в нем живет Пеппи Длинный - панчоха. ей девять лет, и живет она там одна-одинешенька. Нет у нее ни мамы, ни папы. И хорошо, что нет, потому что никто ей не загадывает идти спать именно тогда, когда она больше всего разгуляется, и никто не заставляет пить рыбий жир, когда хочется съесть конфет.

Когда у Пеппи был папа, и она его страсть как любила, и мама, конечно, тоже была, но так давно, что Пеппи не помнит ее. Мама умерла еще тогда, как Пеппи была маленькая, лежала в колыбели и так орала, что никто не мог выдержать того визга. Пеппи думает, что ее мама теперь на небе и смотрит на свою дочь сквозь дырочку. Поэтому она часто машет маме рукой и говорит:

- Не бойтесь! Я не пропаду!

Папу своего Пеппи еще не забыла. Он был капитаном и плавал по широкому море. Пеппи также плавала с ним, пока однажды во время бури большая волна унесла его с палубы, и он исчез. Но Пеппи была уверена, что когда он вернется. Она не верила, что папа утонул. Она считала, что он поплыл на остров, где живет полно негров, стал их королем и теперь ходит себе среди них с золотой короной на голове.

- Моя мама - ангел, а папа - негритянский король! Не все дети имеют таких хороших родителей,- любила похвастаться Пеппи. А как только мой папа построит корабль, он приплывет за мной, и я стану негритянской королівною. Гей-гоп, вот будет жизнь!

Папа купил этот домик в саду очень давно. Он хотел поселиться здесь с Пеппи, когда уже состарится и не сможет больше плавать. Но случилось несчастье, его унесла волна, и, чтобы дождаться, пока он вернется, Пеппи направилась прямо на дом, вилла «Хованка». Так звался этот домик в саду. Он ждал Пеппи - убран, меблирован. Одного теплого летнего вечера Пеппи попрощалась с матросами на папином корабле. Все они очень любили ее, и Пеппи тоже их очень любила.

- Бывайте, ребята! - сказала Пеппи и всех по очереди поцеловала в лоб. - Не бойтесь за меня. Я не пропаду.

С корабля она взяла только обезьянка, что звалось господином Нильсон - его Пеппи подарил папа, и большую сумку, полную золотых монет. Матросы стояли у перил и смотрели вслед Пеппи, пока ее было видно. А она шла, не оглядываясь, и несла под мышкой господина Нильсона, а в руке - сумку.

- Странный ребенок! - сказал один матрос, когда Пеппи исчезла вдали, и утер слезу.

Он говорил правду. Пеппи была очень странная ребенок. А самое удивительное то, что она была на удивление сильна. Такая невероятно сильная, что ни один полицейский в мире не осилил бы ее. Она могла бы поднять даже лошадь, если бы захотела. И Пеппи таки поднимала коня. Она имела собственного коня - купила его за одну из своих золотых монет того самого дня, как прибыла домой, вилла «Хованка». ей всегда хотелось иметь лошадь. И вот теперь он поселился у нее на веранде. И когда, бывало, Пеппи располагалась там выпить после обеда кофе, то, не долго думая, выносила коня в садик.

Рядом с виллой «Хованка» был другой сад и другой дом. Там жили папа, мама и двое очаровательных детей - мальчик и девочка. Мальчика звали Томми, а девочку - Аника. Оба они были очень вежливые, хорошо воспитанные и послушные. Томми никогда не кусал ногтей и всегда делал то, что загадывала мама. Аника не капризничала, когда ей чего-то не давали, и всегда была словно кукла в своих хорошо отглаженных ситцевых платьицах, которых никогда не пачкала. Томми и Анника мирно играли в своем саду, но часто им хотелось иметь каких-то товарищей, и тогда, когда Пеппи плавала с папой по морям, они иногда вылезали на забор, огораживающий их усадьбу от виллы «Хованка», и говорили:

- Как плохо, что в этом доме никто не живет. Пусть бы здесь поселилась какая-то семья с детьми!

Того ласкового вечера, когда Пеппи впервые переступила порог виллы «Хованка», Томми и Аники не было дома. Они уехали на неделю к своей бабушке, а потому и понятия не имели, что в соседнем доме кто-то поселился. Даже как они уже вернулись домой и стояли у своей калитки, оглядывая улицу, то еще не знали, что теперь у них так близко появилась подруга и им будет с кем играть. Они стояли и рассуждали, который им сегодня выпадет день: приятный, когда есть чем развлечься, скучный, когда ничто не приходит на ум, вдруг отворилась калитка с виллы «Хованка», и из нее вышла чудная девочка. Томми и Анника отродясь такого не видели. Это вышла на утреннюю прогулку Пеппи Длинныйчулок.

Вот какой она имела вид: морковного цвета волосы, крепко заплетены в две косички, которые торчали, словно палочки, нос картоплинкою, весь испещренный веснушками, большой рот с белыми здоровыми зубами. А одета она была просто-таки причудливо. Пеппи сама сшила себе платье. Платьице должна быть голубой, и голубой материи не хватило, поэтому Пеппи в нескольких местах подоточувала красные лоскуты. На длинные, худые ноги она понатягала длинные чулки - одну рыжую, другую черную, а черные ботинки были ровно вдвое длиннее ее ступни. Эти ботинки папа купил девочке на вырост в Южной Америке, и никаких других башмаков она не хотела носить.

Но больше всего поразило Томми и Аника том, что на плече у девочки сидела обезьянка. Оно было одето в синие брючки, желтую курточку и белый соломенный брилик.

Пеппи двинулась по улице, одной ногой ступая по тротуару, а второй - по риштаку. Томми и Анника не сводили с нее глаз, пока ее было видно. Вскоре Пеппи вернулась. Теперь она уже шла задом - не хотела тратить силы оборачиваться лишний раз. Дойдя до калитки Томми и Аники, Пеппи стала. Дети молча смотрели друг на друга. Наконец Томми спросил:

- Чего ты идешь задом?

- Чего я иду задом? - переспросила Пеппи. - Разве мы живем не в свободном государстве? Разве нельзя ходить так, как кому хочется? А кроме того, я тебе скажу, что в Египте все люди так ходят, и ни для кого это не новость.

- А откуда ты знаешь? - спросил Томми. - Ты же не была в Египте.

- Я не была в Египте? Опа! Запомни себе: я была везде, объездила весь мир и видела еще и не такие диковинки! Интересно, что бы ты сказал, если бы я прошла по улице на руках, как ходят все в Индии!

- Все это ты наврала,- сказал Томми.

Пеппи минуту подумала.

- Да, наврала,- грустно сказала она.

- Врать нехорошо,- решилась наконец открыть рот и Аника.

- Да, врать нехорошо,- согласилась Пеппи еще печальнее. - Но я порой забываю об этом, понимаешь? Да и разве можно требовать от девочки, у которой мама ангел, а папа - негритянский король и которая сама всю жизнь плавала по морям, чтобы она всегда говорила правду? К тому же,- добавила Пеппи, и ее усеяно веснушками личико засияло,- уверяю вас, что в Конго нет ни одного человека, который бы говорила правду. Там только то и делают, что врут. От семи утра и до захода солнца. Так как я, случайно, ненароком совру, извините мне, потому что я слишком долго жила в Конго. Но мы все равно можем дружить, а?

- Определенное! - сказал Томми и вдруг почувствовал, что сегодня им не будет скучно.

- Почему бы вам не позавтракать в меня? - спросила Пеппи.

- О, точно,- обрадовался Томми,- почему бы нам не позавтракать в тебя? Пойдем!

- Да,- сказала Аника. - Пойдем, быстренько!

- Но сначала надо представить вас господину Нільсону,- сказала Пеппи.

Обезьяна сняла брилика и вежливо поклонилась.

Дети обошли калитку, что еле держалась на петлях, и пошли стежечкою, посыпанной дресвой и обсаженной старыми, замшілими деревьями,- видимо, по ним хорошо было лазить,- вилла «Хованка» и поднялись на веранду. Там стоял конь и ел овес из суповой миски.

- Ну вот! Чего это лошадь стоит на веранде? - удивился Томми. Он до сих пор знал, что лошади стоят в конюшне.

- И видишь,- озабоченно сказала Пеппи,- в кухне он только мешает, а в гостиной ему не нравится.

Томми и Анника похлопывать лошадь по спине и зашли в дом. Там была и кухня, и гостиная, и спальня. Но, видно, Пеппи этой неделе забыла, что в пятницу надо убрать дом. Томми и Анника настороженно оглядывались вокруг: может, где-то в углу сидит негритянский король? Потому что они еще никогда не видели негритянского короля. Однако нигде не видно было ни отца, ни матери Пеппи. И Аника робко спросила:

- Ты здесь живешь совсем одна?

- И где! - сказала Пеппи. - Господин Нильсон и лошадь также живут со мной.

- А твои папа и мама разве не живут здесь?

- Нет, больше никто не живет,- радостно сказала Пеппи.

- А кто же тебе говорит, когда вечером идти спать и все остальное? - спросила Аника.

- Я сама,- ответила Пеппи. - Сначала говорю ласково, а когда не послушаю, говорю еще раз строже, а уже как тогда не хочу слушаться, то даю себе пощечину, понимаете?

Томми и Анника не очень ее поняли, но подумали, что это наверное хороший способ. Тем временем они зашли в кухню, и Пеппи сказала:

Наколотым теста-иста,

испечем блина-линця

на завтрак-данок-анок.

Тогда взяла трое яиц и подбросила их высоко вверх. Одно упало Пеппи на голову, разбилось, и желток залил ей глаза. Но остальные двое она таки поймала в кастрюлю, где они и потовклися.

- Я не раз слышала, что желток полезен для волос,- сказала Пеппи, вытираясь. - Вот увидите, как у меня начнет расти волосы, аж трещать. Чтобы вы знали, в Бразилии никто не выйдет на улицу, пока не намастить желтком волосы. Зато там нет лысых. Правда, был когда-то один дед, ел яйца вместо мазать ими голову. И он таки действительно полысел. Когда он выходил на улицу, там поднялась такой переполох, что приходилось вызывать полицию.

Рассказывая об этом, Пеппи ловко выбрала пальцами скорлупу из кастрюли. Тогда взяла щетку, которая висела на гвоздике, и принялась колотить тесто так рьяно, что аж брызги полетели вокруг. Наконец она вылила то, что осталось, на сковороду. Когда блин підпікся с одной стороны, Пеппи подбросила его к потолку, он перевернулся в воздухе и вновь упал в сковороду. А как блин совсем спекся, Пеппи бросила его через всю кухню прямо в тарелку, что стояла на столе.

- ешьте! - крикнула она. - Ешьте быстрее, пока блин горячий!

Томми и Анника взялись блина. Он им очень пришелся по вкусу.

После завтрака Пеппи пригласила их в гостиную. Там не было никакой мебели, кроме огромного комода с множеством ящиков.

Пеппи повідчиняла ящика и начала показывать Томми и Аніці свои сокровища. Там были яички редких птиц, необычные ракушки и камешки, красивые резные коробочки, чудесные серебряные зеркальца, нитки жемчуга и много других вещей, что их Пеппи с отцом накупували, пока ездили по миру... Пеппи дала своим новым друзьям подарки на память. Томми получил кинжал с рукояткой, украшенным перламутром, а Аника - резную коробочку. В коробочке был перстень с зеленым камнем.

- Теперь идите уже домой,- сказала Пеппи. - Чтобы завтра могли вновь прийти. Потому как вы не уйдете отсюда, то не сможете прийти сюда. А жаль, когда бы вы не пришли.

Томми и Анника согласились с ней и отправились домой. Они минули коня, что съел уже весь свой овес, и вышли на улицу через калитку виллы «Хованка». Господин Нильсон помахал им вслед бриликом.

 

ПЕППИ ВЫИСКИВАЕТ ВЕЩИ И ВСТРЕВАЕТ В ДРАКУ

Второго дня Аника проснулась очень рано. Она быстро соскочила с кровати и подошла к брату.

- Вставай, Томми! - сказала она и поторсала его за руку. - Вставай и пойдем к той чудной девочки в больших ботинках!

Томми сразу очухался.

- Я во сне знал, что сегодня нам будет весело, хоть не мог вспомнить почему,- сказал он, стягивая с себя пижаму.

Затем оба бросились к ванной комнаты. Они умылись, быстро, как никогда, почистили зубы, поскорей оделись на час раньше, чем надеялась их мать, съехали перилами сверху, сели к столу и сказали, что хотят поскорее позавтракать, выпить свой шоколад.

- Что случилось? - спросила мать.- Куда вы так торопитесь?

- Идем к девочке, которая поселилась в соседнем доме,- пояснил Томми.

- И, может, будем в ней целый день,- добавила Анника.

Того утра Пеппи именно пекла пирожные с ароматным корнем. Она замесила целую гору теста и раскатывала его на полу.

- Видишь,- объяснила она своей обезьянке,- на столе мало места, а надо испечь как минимум сотен пять пирожных.

Она лежала на полу и качала тесто, аж гудело.

- Не ходи по тесте, господин Нільсоне, - сердито сказала Пеппи именно тогда, как в дверь позвонили.

Пеппи бросилась открывать. Она была вся белая с головы до ног, словно мельник, и когда радостно трясла Томми и Аника за руки, над ними снялась облако мучной пыли.

- Как хорошо, что вы заглянули ко мне,- сказала Пенни и обтрусила фартук, от которого вновь снялась белое облако.

Томми и Анника вплоть закашлялися от муки.

- Что ты делаешь? - спросил Томми.

- Что я делаю? Когда скажу, что трушу сажу, такой хитрец, как ты, все равно мне не поверит. Сам видишь - пеку пирожные. Но скоро уже кончаю. А вы тем временем посидите на ящике с дровами.

Пеппи умела быстро работать, что есть, то есть! Томми и Анника сидели на ящике с дровами и смотрели, как она ловко режет тесто, как бросает пирожные на дека, а дека - в печь. им почти казалось, что они сидят в кино.

- Все,- наконец сказала Пеппи, бросив в печь последнее противень, и захряснула дверцу.

- Что мы теперь будем делать? - спросил Томми.

- Что вы будете делать, не знаю,- ответила Пеппи,- но я не могу бездельничать. Я поисковик, а все поисковики не имеют ни минуты свободной.

- Кто ты? - переспросила Анника.

- Искатель.

- А что это означает? - спросил Томми.

- Искатель - это тот, кто дает всем порядок и выискивает вещи, которые лежат не там, где следует,- ответила Пеппи, сметая в кучку муку, что рассыпалось по полу. - На свете везде валяется полно вещей, и надо же их кому-то выискивать. Вот поисковик и выискивает их.

- Каких вещей? - спросила Аника.

- Да каких угодно,- ответила Пеппи. - Комков золота, страусовых перьев, дохлых крыс, гаек и т.д.

Томми и Анника решили, что это интересная работа, и также захотели стать поисковиками, хоть Томми признался, что он лучше хотел бы найти кусок золота, а не какую-то гайку.

- Посмотрим, что нам попадется,- сказала Пеппи. - Всегда можно что-то найти. Но поспешим, чтобы другие поисковики не визбирали всех золотых комков.

И трое исследователей отправились в путь. Они решили сначала поискать вокруг домов, потому что Пеппи сказала, что лучшие вещи всегда случаются вблизи человеческого жилья, хотя и среди леса временем можно найти гаечку.

- Бывает и такое,- добавила она. - Я вспомнила, как когда искала вещи в джунглях Борнео. И среди трущоб, где не ступала человеческая нога, я, знаете, что нашла? Настоящую деревянную ногу, совсем новую. Я ее потом отдала одному деду, который не имел ноги, и он сказал, что такой и за деньги не купишь.

Томми и Анника смотрели на Пеппи, чтобы научиться, как должен вести себя настоящий искатель. А Пеппи бегала от одного края улицы до другого, заслоняла ладонью глаза от солнца и присматривалась ко всему. Временами она становилась на колени, просовувала руку между решетками и разочарованно говорила:

- Странно! Мне как раз показалось, будто я увидела комок золота.

- А надо позарез брать все, что найдешь? - спросила Аника.

- Так, все, что лежит на земле,- ответила Пеппи.

Неподалеку от них, прямо на траве перед своей виллой, спал старик.

- Видите, он лежит на земле,- обрадовалась Пеппи. - И мы его нашли. Ану бери!

Томми и Анника совсем перепугались.

- Нет, нет, Пеппи, нельзя его брать! - сказал Томми. - И что мы с ним сделаем?

- Что сделаем? Много что можно сделать. Например, держать в клетке вместо кролика и кормить одуванчиком. И как вы не хотите, то про меня. Хотя жаль будет, когда его спопаде какой-то другой поисковик.

Они пошли дальше. Вдруг Пеппи крикнула во весь голос:

- Ну, такой находки у меня еще никогда не было! - и она вытащила из травы ржавую жестянку. - Вот это добыча! Удивительная добыча! Жестянки не часто случаются.

Томми недоверчиво спросил:

- А зачем нам она?

- И на все! - ответила Пеппи. - Во-первых, в нее можно класть пирожные, и тогда она будет прекрасной Жестянкой с Пирожными. Во-вторых, можно не класть пирожных, и тогда она будет Жестянкой-без-Пирожных. Это, конечно, немного хуже, но можно и так.

Пеппи осмотрела банку. Она была действительно очень ржавая и с дыркой в дне.

- Пожалуй, это будет Жестянка-без-Пирожных,- задумчиво обвила Пеппи. - Но ее можно натянуть на голову и играть в темную ночь.

Пеппи натянула жестянку на голову и начала странствовать в ней по кварталу, словно пожарная башня с железным верхом, пока не запнулась за трос и упала ничком на дорогу. Жестянка затараторила, ударившись о землю.

- Вот видите,- сказала Пеппи, стягивая жестянку. - Если бы не она, я упала бы лицом на землю и сильно ушиблась бы.

- Да, но если бы ты не одела на голову жестянки, то не зацепилась бы за трос, и... - начала Аника.

И не успела она досказать, как Пеппи вновь радостно вскрикнула и победно подняла с земли шпульку без ниток.

- Пожалуй, у меня сегодня счастливый день,- сказала она. - Найти такую чудесную шпулечку! Сквозь нее можно видимати пузыри из мыла, а еще можно носить ее на шнурке вместо ожерелья! Я сейчас пойду домой и немедленно надену ее.

В тот момент у одной виллы отворилась калитка, и из нее выбежал мальчик. Он, видно, был напуган, и не удивительно, ибо за ним следом гнались пятеро ребят. Они сразу догнали его, прижали к штакет и вместе начали толкать и бить его. Мальчик заплакал и поднял руки, чтобы закрыть лицо.

- Дайте ему, ребята! - кричал самый большой из наступавших. - Чтобы и носа не потыкал на нашу улицу!

- О, это они так молотят Вилле,- сказала Аника. - Вот поганцы!

- Это тот пакостный Бенгт. Он всегда бьется,- сказал Томми. - И трусы, пятеро против одного!

Пеппи подошла к Бенгта, ткнула его пальцем в спину и спросила:

- Погодите-ка, вы хотите сделать из малого Вилле котлету, что набросились на него все пятеро?

Бенгт обернулся и увидел девочку, которой до сих пор никогда здесь не встречал. Дерзкую незнакомую девочку, которая решилась стать ему помехой. Сперва он только удивленно уставился на нее, затем пренебрежительно скривился.

- Ребята, слышите, ребята! - крикнул он. - Полноте Вилле и посмотрите на это чучело. Такого еще мир не видел!

Он хлопнул себя по коленям и захохотал. Ребята окружили Пеппи, все, кроме Вилле, вытер слезы и робко встал у Томми.

- Вы когда видели такие косы? Самый настоящий пожар! А такие ботинки? - не унимался Бенгт. - Может, одолжишь мне одного? Я хотел бы немного поплавать, а не имею лодки!

Он схватил Пеппи за косу, но тут же отдернул руку и воскликнул:

- Ой, я обжег себе пальцы!

Все пятеро ребят стали кричать, подпрыгивая вокруг Пеппи:

- Красная шапочка! Красная шапочка!

А Пеппи стояла посреди круга и приветливо улыбалась. Бенгт надеялся, что она рассердится, или начнет плакать, или хоть испугается. А как убедился, что словами не дійме Пеппи, он толкнул ее.

- Вижу, ты не очень вежлив с девушками,- сказала Пеппи.

Она подняла его вверх своими сильными руками, понесла к березе, что росла неподалеку, и перевесила через сук. Потом взяла второго парня и перевесила через другую ветку, третьего посадила на столбец калитки, четвертого перекинула через ограду, и он упал на грядку с цветами, а последнего разбойника вмостила в малюсенький игрушечный коляску, что стоял на улице. Пеппи, Томми, Анника и Вилле молча смотрели на ребят, что аж поніміли с удивления. В конце Пеппи сказала:

- Вы трусы. Нападаете пятеро на одного! Это безобразие. Да еще и толкаете беззащитную девочку. Позор! Пойдем домой,- позвала она Томми и Аника. Потом обратилась к Вилле: - Порой они вновь тебя заденут, скажи мне. - А Бенгтові, что и до сих пор сидел на дереве и боялся двинуться, сказала: - Когда ты хочешь еще что-то сказать про мои волосы и мои ботинки, то лучше говори сейчас, пока я не ушла домой.

Но Бенгт не имел больше чего говорить ни о ботинки Пеппи, ни о ее косы. Поэтому Пеппи взяла в одну руку найденную банку, а во вторую шпульку от ниток и пошла домой вместе с Томми и Аникой. Уже в саду возле своего дома Пеппи сказала:

- Так мне обидно, что я нашла две хорошие вещи, а вы вернулись без ничего. Вам надо еще немного поискать. Томми, почему бы тебе не заглянуть в дупло вон того старого дерева? Для поисковиков нет лучших мест за такие деревья.

Томми ответил, что все равно ни он, ни Анника ничего не найдут, но, чтобы не противоречить Пеппи, засунул руку в дупло дерева.

- Ой! - пораженно воскликнул он, вытягивая руку. Он держал в руке красивый-прекрасивый блокнот в кожаном переплете. В кожаную петельку был засунут маленький серебряный карандашик.

- Странно,- сказал Томми.

- А видишь! - сказала Пеппи. - Нет лучше, как быть искателем. Я не понимаю, почему так мало людей выбирают себе эту работу. Столяров, сапожников, трубочистов и т.д есть сколько угодно, а вот искателем мало кто хочет быть. - Затем Пеппи обернулась к Аники: - А почему бы тебе не поискать вон под тем трухлявым пеньком? Под пеньками всегда что-то находят.

Аника засунула руку под пенек и сразу вытащила оттуда коралловое ожерелье. Они с Томми добрую минуту стояли, пороззявлявши роты, такие были поражены. И решили, что отныне ежедневно будут поисковиками.

Пеппи перед тем до полуночи гуляла в мяч, и теперь ей захотелось спать.

- Пожалуй, пойду немного подремаю,- сказала она. - Может, підтикаєте мне одеяло?

Она села на край кровати, роззулась, задумчиво глянула на свои ботинки и пренебрежительно сказала:

- Бенгтові, вишь, захотелось поплавать в лодке. Тьфу! Другим вместе он у меня и поплавает, и повеслує!

- Скажи, Пеппи, а чего у тебя действительно такие большие ботинки? - уважительно спросил Томми.

- Чтобы можно было шевелить пальцами,- ответила Пеппи и легла в кровать.

Она всегда клала ноги на подушку, а голову прятала под одеяло.

- Так спят в Гватемале,- пояснила она. - Только так и надо спать, иначе и не стоит. Так я могу шевелить пальцами во сне. Вы засыпаете без колыбельной песни? - спросила она. Потому что я должен всегда петь себе колыбельную, а то меня сон не берет.

Томми и Анника услышали под одеялом какое-то мурмотіння. То Пеппи пела себе колыбельную. Они тихонько вышли из комнаты, чтобы не беспокоить ее. В дверях они обернулись и в последний раз посмотрели на кровать. Но не увидели ничего, кроме ног Пеппи, что покоились на подушке. Пальцы на ногах шевелились.

Томми и Анника направились домой. Аника крепко сжимала в руке коралловое ожерелье.

- А все-таки странно, Томми,- сказала она. - Тебе не кажется... не кажется, что Пеппи сама похоронила там эти вещи?

- Как знать,- ответил Томми. - От Пеппи всего можно ожидать.