ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 61-62

 

Тема: Реальность фантастических картин в рассказах Рэя Дугласа Брэдбери.

Цель: прочитать рассказ Брэдбери «Друг Николаса Никльби - мой друг», определить вид фантастического в произведении, сравнить с элементами фантастического в рассказе «Улыбка»; с помощью ряда вопросов привлечь учащихся к размышлениям над прочитанным; сравнивая детали биографии автора и элементы образов произведения, выяснить авторскую позицию и замысел; формировать внимательное, придирчивое отношение к чтению, аналитический подход к художественному слову.

Тип урока: внеклассное чтение.

 

Ход урока

 

1. Слово учителя о фантастике и фантастическое.

В учебнике на с. 208 прочитайте определение «фантастика - это...»

Сравним с определением «фантазия» (от греческого phantazia) - создание новых образов и идей на основе переработки прошлых впечатлений. По своему значению понятие «фантазия» совпадает с понятием «воображение».

В любом случае можно выделить два значения этого слова: 1) что-то нереальное, невозможное и неуявне; 2) что-то редкое, преувеличенное, необычное. В приспособлении к литературе главным признаком становится не столько то, что в ней описываются чрезвычайные события, сколько то, что эти события - полностью или частично - вообще невозможны в реальной жизни. Восприятие фантастического зависит от нашего отношения к его сути, степени реальности или нереальности изображенных событий. Но для современного человека - это очень сложное чувство, что предопределяет всю сложность и многогранность переживаний фантастического. Современный ребенок верит в сказки, хотя знает, что в жизни все не так. Поэтому к вере добавляется крошка неверия, и она способна воспринимать чрезвычайные события как реальные, то как фантастические. Взрослый человек не верит в сказку, однако ему порой свойственно возрождать в себе забытую, наивную детскую точку зрения, чтобы со всей полнотой переживаний погрузиться в воображаемый мир, то есть, наоборот, к его неверия добавляется крошка веры; и в фантастическом мерцает реальное и настоящее. Даже если мы уверены в невозможности фантастики, это не лишает ее в наших глазах интереса и эстетической привлекательности, ибо фантастичность становится в таком случае намеком на другие, еще не познанные сферы жизни, указанием на ее вечную оновленисть и неисчерпаемость.

История мировой литературы накопила огромное количество художественного арсенала фантастики. Главные ее виды определяются по степени четкости и выразительности фантастического начала: 1) явная фантастика; 2) неявная фантастика (завуалированная); 3) фантастика, получает естественно-реальное объяснение. В первом случае (явная фантастика) сверхъестественные силы открыто вступают в действие. Фантастические персонажи вступают в непосредственные отношения с людьми, пытаются повлиять на их чувства, мысли, поведение. В произведениях с неявной (завуалированной) фантастикой вместо прямого участия сверхъестественных сил происходят странные совпадения, случайности. И наконец, существует такой вид фантастики, основанный на максимально полных и абсолютно природных мотивах. Русский писатель Ф. М. Достоевский подчеркивал, что Эдгар По (признанный в мировой литературе основатель детективного повествования) «только допускает внешнюю возможность неестественной события (доводя ее возможность и иногда даже очень хитро) и, предположив возможность этого события, во всей остальной отдан действительности». Такая достоверность создает подчеркнутый контраст между явно неправдоподобной основой и ее надточною отделкой.

Фантастика выполняет различные функции, особенно часто функцию сатирическую, обличительную. Нередко эта роль совмещена с другой - положительным, положительным. Будучи экспрессивным, подчеркнуто ярким средством выражения художественной мысли, фантастика часто улавливает в общественной жизни то, что только рождается, возникает. Момент опережения - общее свойство фантастики. Хотя есть и такие виды, специально посвященные предвидению, прогнозированию будущего. Это научно-фантастическая литература, которая часто не ограничивается предвидением будущих научно-технических процессов, но и пытается зафиксировать весь социально-общественный строй будущего.

 

2. Учимся обобщать теоретический материал.

Составляем схему «Виды фантастического» за материалом «Слова учителя ».

ФАНТАСТИКА

ЯВНАЯ

сверхъестественные силы действуют открыто НЕЯВНАЯ

(ЗАВУАЛИРОВАННАЯ) странные совпадения, случайности ЕСТЕСТВЕННО-РЕАЛЬНО ОБЪЯСНЕНА

максимально полные природные мотивы

 

3. Определяем, к какому виду фантастики принадлежат рассказы Г. Д. Брэдбери «Друг Николаса Никльби - мой друг», «Улыбка». Вопрос на помощь.

1. Есть в рассказах Брэдбери действующие сверхъестественные силы? (На доске записываем слово «ЕСТЕСТВЕННЫЕ, РЕАЛЬНЫЕ люди, силы»).

2. Присутствуют в его произведениях тайны, совпадения, случайности, что в финале произведения получают толкование чуда, мистики? (На доске - «ЗАВУАЛИРОВАННОСТЬ отсутствует»).

3. В каком пространстве и времени в произведениях Брэдбери происходят события? (На доске - «В БУДУЩЕМ», «В ВООБРАЖЕНИИ ПАРНЯ»).

 

4. Анализируем рассказ.

Загляните в хрестоматию (с. 318). Перечитываем статью «научную фантастику». Обобщаем особенности научной фантастики.

1. Сосредоточенность на исследовании общества будущего, последствий развития научно-технического прогресса.

2. Разработка в художественных образах и художественном пространстве научных гипотез, постановка эксперимента.

Определяем: рассказы Брэдбери принадлежат научной фантастики, потому что ... .

Подбираем аргументы в пользу предыдущего тезиса: ...потому.

5. Поразмышляем над прочитанным (соответственно вопросов по хрестоматии на с. 339).

1. С чего начинается рассказ о необычных событиях? Что, по вашему мнению, означают такие характеристики: «парень, что не хочет никогда становиться взрослым», «парикмахер, что никогда не был молодым»?

2. Почему Дуговые хотелось изменить свое имя?

3. Что было причиной спора между Дугом и парикмахером?

4. Чем удивил рассказчика незнакомец, который прибыл в Грінтауна? А как его восприняли родные мальчика?

5. Что изменилось в жизни главного героя после приезда мистера Диккенса?

6. Правильно ли, по вашему мнению, совершил парикмахер, когда обвинил чудака - писателя в мошенничестве? А как к этой схватки отнесся мальчик? Каким было его влияние на дальнейший ход событий?

7. Какое значение для мистера Диккенса мало знакомство с библиотекаршей?

8. Перечитайте последний разговор мальчика и дедушки. Согласны ли вы с их оценкой странной писательской пары? Как вам кажется, кем на самом деле были мистер Диккенс и мисс Диккинсон?

9. Как вы поняли смысл этого произведения?

 

6. Комментируемое чтение отрывков произведения. Анализ деталей художественной реальности.

По тексту хрестоматии читаем отрывок от начала произведения до слов «вот Эта последняя мука, как на меня, для женщины самая страшная».

1

Первое предложение рассказа начинается словом «ПРЕДСТАВЬТЕ». Поразмышляем над ним.

1. К какой части речи оно относится? (Глагол повелительного наклонения третьего лица множественного числа).

2. На что указывает такое форма слова? (Повелительное наклонение указывает на обращение к третьим лицам, которыми по отношению к автору произведения есть читатели).

3. Как можно истолковать слово «представьте» в его лексическом значении? (Сформируйте в своем воображении картинку ).

То есть, с первого же слова в произведении Г. Д. Брэдбери обращается к воображению читателя.

4. Вспомним, как распределены виды фантастического, а также сравнение «фантастика» и «фантазия», которое мы сделали в начале нашего урока.

Вывод (сделать согласно классификации фантастического): Действие происходит в произведении в воображении и читателя, и писателя.

В пользу этого тезиса вспомним еще и сведения из биографии писателя. Откройте учебник и прочитайте статью «Об истоках таланта фантаста» (с. 202).

Воображение, мнимый, придуманный мир всегда были, по признанию самого автора, главными вдохновителями и в жизни, и в творчестве.

 

2

Перечитайте еще раз цитату Брэдбери из статьи учебника «Реальность фантастических картин будущего» на с. 200.

«Мои сегодняшние чувства очень похожи на то, что я переживал в двенадцать лет. Пусть там как, а я стою перед вами, восьмидесятилетний мужчина, и чувствую все так же, как в детстве, и полон тогдашнего великого чувства радости... У меня есть немало замечательных планов на ближайшие десять или двадцать лет, и я надеюсь, что вы еще увидите, как они осуществятся».

Для сравнения с высказыванием автора перечитаймо отрывок рассказа со слов «Ой, где я только сегодня не побывал! ехал в дилижансе из Лондона до Дувра. Был в Париже! Так намандрувався, аж рука занемела от писания!..».

• Что для автора и для мальчика - героя рассказа - есть писание, творчество? (Возможность осуществить мечты, путешествовать во времени и пространстве).

 

3

Перечитываем отрывок рассказа со слов «Ты же знаешь, и я сам знаю, что я Никто и Ниоткуда...» до слов «А кем вы хотели стать? - Писателем».

• Почему мистер Диккенс в рассказе признает себя «Никем и Ничем» именно в тот момент, когда понимает, что так и не смог «дорасти до своей мечты - стать писателем?

 

4

Читаем далее до слов «Я убил себя».

• Чем для мистера Диккенса было творчество?

 

5

Читаем далее до слов «Спасло меня именно то, что много лет занапащало...».

• Какая разница между увлечением чьим-то творчеством и своим вдохновенным фантазированием?

 

6

1. Обратите внимание на то, сколько лет мальчику из рассказа.

2. Вернитесь к началу произведения. Который год вспоминает автор во втором предложении?

3. Когда Брэдбери родился?

4. Итак, парню девять лет.

Обратимся к статье в хрестоматии «Загляни в учебник!» Перечитайте еще раз начало статьи до слов «На этой торохтілці я напечатал свое первое подражания...».

 

7. Вывод.

В рассказе Р.Д. Брэдбери «Друг Николаса Никльби - мой друг» автор рассказывает о своем становлении как писателя. Этот рассказ является обраВНОй биографией писателя.

Основой фантастического мира Брэдбери есть работа творческого воображения человека, что позволяет преодолевать времена и пространства.

 

8. Домашнее задание.

1. Прочитать статью учебника на с. 210-213.

2. Ответить на вопросы 1-3 с. 213 учебника.