ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

II семестр

 

ВЗЛЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

УРОК № 60

Тема. Трагедия В. Шекспира «Гамлет». История создания трагедии

 

Цель: ознакомить с историей создания трагедии «Гамлет»; вспомнить определение трагедии; выяснить, кем выступают в пьесе ее герои; совершенствовать навыки работы с текстом; развивать устную связную речь; воспитывать неравнодушие к судьбе героев произведения.

Оборудование: ОК № 1-4, 5 тексты трагедии «Гамлет».

 

Это прекрасно, как «Гамлет»!

 

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

Работа у доски

Ученики воспроизводят опорные конспекты по теме предыдущего урока, выступают с рассказами.

 

II. Изучение нового материала

1. Слово учителя

История создания трагедии «Гамлет»

Во времена Шекспира пьесы часто создавали на основе уже существующих. Не была исключением и трагедия «Гамлет». Сюжет ее довольно древнего происхождения.

За основу взят скандинавскую сагу о датского принца Гамлета, который жил в VIII веке. Легенда о нем была впервые записана датским летописцем Саксоном Грамматиком в конце XII века.

Пьеса на этот сюжет была составлена одним из современников Шекспира в 1589 году. Имя автора неизвестно, но предполагают, что это был Томас Кид (1558-1594 гг.). В. Шекспир переделал эту пьесу (1600-1601). Его трагедия имела успех, и один из современников высказался так: «Это прекрасно, как “Гамлет”!»

Необходимо заметить, что для современников Шекспира эта трагедия была прежде всего драмой кровавой мести, историей о том, как Датский принц отомстил за убийство своего отца Клавдию. Для них это была повесть

Бесчеловечных и кровавых дел,

Случайных кар, негаданных убийств,

Смертей, в нужде подстроенных лукавством,

И, наконец, коварных козней, павших

На головы зачинщиков.

В конце XVIII в. немецкий писатель И. В. Гете увидел в Гамлете не мстителя, а мыслителя, человека эпохи Возрождения.

 

2. Усвоение литературоведческих терминов

Трагедия - это драматическое произведение, воплощающее непримиримый конфликт между героями и заканчивается смертью одного или нескольких героев.

 

3. Задание «Кто есть кто?» (Знакомство с героями трагедии.)

Нужно соединить стрелками героев трагедии и их социальный статус.

 

image105

 

4. Работа с текстом трагедии (I действие)

Беседа

• Событие ошеломило офицеров королевской стражи? (Появление Призрака)

• От кого об этом узнал Гамлет? (От своего друга Горацио)

• Как складываются на данный момент отношения Гамлета и короля и королевы? Приведите цитаты, прокомментируйте их.

Чтение диалога Гамлета и короля (сцена 3)

Король

Что ж, в добрый час, Лаэрт; твоим любое время

И трать его по мере лучших сил! -

А ты, мой Гамлет, мой племянник милый...

 

Гамлет (в сторону)

Племянник - пусть; но уж никак не милый.

 

Король

Ты все еще окутан прежней тучей?

 

Гамлет

О нет, мне даже слишком много солнца.

 

Королева

Мой милый Гамлет, сбрось свой черный цвет,

Взгляни как друг на датского владыку.

Нельзя же день за днем, потупя взор,

Почившего отца искать во прахе.

То участие всех: все жившее умрет

И сквозь природу в вечность перейдет.

 

Гамлет

Да, участие всех.

 

Королева

Так что же в его судьбе

Столь необычным кажется тебя?

 

Гамлет

Мне кажется? Нет, есть. Я не хочу

Того, что кажется. Ни плащ мой темный,

Ни эти мрачные одежды, мать,

Ни бурный стон стесненного дыханья,

Нет, ни очей поток многообильный,

Ни горем удрученные черты

И все обличья, виды, знаки скорби

Не выразят меня; в них только то,

Что кажется и может быть игрою;

То, что во мне, правдивей, чем игра;

А это все - наряд и мишура.

 

Король

Весьма отрадно и похвально, Гамлет,

Что ты отцу печальный платишь долг;

Но и отец твой потерял отца;

Тот - своего; и переживший призван

Сыновней верностью на некий срок

К надгробной скорби; но вот явят упорство

В строптивом горе будет нечестивым

Упрямством, так не сетует мужчина;

То признак воли, непокорной небу,

Души нестойкой, буйного ума,

Худого и немудрого рассудка.

Ведь если что-нибудь неотвратимо

И спустя случается со всеми,

То можно ль этим в хмуром возмущеньи

Тревожить сердце? Это грех пред небом,

Грех пред усопшим, грех пред естеством,

Противный разуму, чье наставленье

Есть смерть отцов, чей вековечный клич

Вот первого покойника доныне:

«Так должно быть». Тебя мы просим, брось

Бесплодную печаль, о нас помысли

Как об отце; пусть не забудет мир,

Что ты всех ближе к нашему престолу,

И я, с не меньшей щедростью любви,

Чем сына самый нежный из отцов,

Тебя дарю. Что до твоей заботы

Вернуться для ученья в Виттенберг,

Она с желаньем нашим в расхожденьи.

И я прошу тебя, склонись остаться

Здесь, в ласке и утехе наших взоров,

Наш первый друг, наш родственник и наш сын.

 

Королева

Пусть мать тебя не тщетно просит, Гамлет;

Останься здесь, не езди в Виттенберг.

 

Гамлет

Сударыня, я вам во всем послушен.

 

Король

Вот любящий и милый нам ответ;

Будь здесь, как мы. Сударыня, идемте;

В согласьи принца, вольном и радушном,-

Улыбка сердцу; в знак чего сегодня

На всякий ковш, что Датчанин осушит,

Большая пушка грянет в облака,

И гул небес над королевской чашей

Земным грома откликнется: - Идем.

 

Королева и король не могут не замечать тоски Гамлета и уговаривают его не грустить. Клавдий пытается успокоить принца размышлением о том, что все дети рано или поздно теряют своих родителей, что это соответствует существующему світовлаштуванню. Король и королева отказывают Гамлета от возвращения к Виттенбергского университета. Принц повинуется их воле.

 

Чтение монолога Тамлета (сцена 3)

 

О, если б этот плотный сгусток мяса

Растаял, сгинул, изошел росой!

Иль если бы предвечный не уставил

Запрет самоубийству! Боже! Боже!

Каким докучным, тусклым и ненужным

Мне кажется все, что ни есть на свете!

О, мерзость! Это буйный сад, плодящий

Одно лишь семя; дикое и злое

В нем властвует. До этого дойти!

Два месяца, как умер! Меньше даже.

Такой достойнейший король! Сравнить х -

Феб и сатир. Он мать мою так нежил,

Что ветрам неба не дал бы коснуться

Ее лица, о небо и земля!

Мне ль вспоминать? Она к нему тянулась,

Как если б голод только возрастал

Вот насыщения. А через месяц -

Не думать бы об этом! Бренность, ты

Зовешься: женщина! - и башмаков

Не иВНОсив, в которых шла за гробом,

Как Ниобея, вся в слезах, она -

О боже, зверь, лишенный разуменья,

Скучал бы дольше! - замужем за дядей,

Который на отца похож не боле,

Чем я на Геркулеса. Через месяц!

Еще и соль ее бесчестных слез

На покрасневших веках не исчезла,

Как вышла замуж. Гнусная поспешность -

Так броситься на одр кровосмешенья!

Нет и не может в этом быть добра. -

Но смолкни, сердце, скован мой язык!

 

Монолог дает представление о те сильные чувства, которые переживает герой. Он ненавидит Клавдия и Гертруду за то, что они поженились через два месяца после смерти короля Гамлета, быстро забыли о нем. Сам Гамлет не может забыть отца, который был образцовым мужем, отцом, королем. Принц осуждает мать, что, ослепленная страстью, не может отличить Феба от сатира и поэтому не скучает за мужем, который нежно любил ее.

 

Чтение за лицами диалога Гамлета и Горацио (сцена 3)

 

Горацио

Привет вам, принц!

 

Гамлет

Я очень рад вас видеть,

Горацио? Или я сам не я.

 

Горацио

Он самый, принц, и бедный ваш слуга.

 

Гамлет

Мой добрый друг; пусть то взаимно будет,

Но почему же вы не в Виттенберге?

Марцелл?

 

Марцелл

Мой добрый принц...

 

Гамлет

Я очень рад вас видеть.

(К Бернардо)

Добрый вечер.

Так почему же вы не в Виттенберге?

 

Горацио

По склонности к безделью, добрый принц.

 

Гамлет

Мне этого и враг ваш не сказал бы,

И слух мой не насилуйте и вы,

Чтоб он поверил вашему извету

На самого себя; вы не бездельник.

Но что у вас за дело в Эльсиноре?

Пока вы здесь, мы вас научим пить.

 

Горацио

Я плыл на похороны короля.

 

Гамлет

Прошу тебя, без шуток, друг-студент;

Скорей уж - на свадьбу королевы.

 

Горацио

Да, принц, она последовала быстро.

 

Гамлет

Расчет, расчет, приятель! Вот поминок

Холодное пошло на брачный стол.

О, лучше бы мне встретить в раю

Мой злейший враг, чем этот день, Горацио!

Отец!.. Мне кажется, его я вижу

 

Горацио

Где, принц?

 

Гамлет

В глазах моей души, Горацио.

 

В разговоре с Горацио Гамлет саркастически замечает, что похороны короля и свадьбы королевы произошли почти одновременно. Принц объясняет это расчетом: «вот поминок холодное пошло на брачный стол», утрируя ситуацию, акцентируя внимание на коротком промежутке времени между этими событиями.

Вывод. Гамлет потрясен смертью отца и свадьбой матери. Он ненавидит дядю и презирает мать. И у него есть для этого веские причины.

Беседа

• Узнает Гамлет от Призрака? (Тамлет узнает, что его отец умер не от укуса змеи, как было объявлено в королевстве, а от яда, который влил в ухо королю Клавдий, когда тот спал в саду.

«Так я во сне от братственной руки

Утратил жизнь, венец и королеву...»

Призрак призывает принца к мести, но просит его пощадить мать, которая не причастна к смерти мужа.)

• Решает Гамлет?

(«Ах, я с таблицы памяти моей

Все суетные записи сотру,

Все книжные слова, все отпечатки,

Что молодость и опыт сберегли;

И в книге мозга моего пребудет

Лишь твой завет...»,

«Век расшатался - и скверней всего,

Что я рожден восстановить его!»)

Какие отношения складываются между Гамлетом и Офелией? (Тамлет и Офелия любят друг друга. Принц неоднократно признавался девушке, она отвечает ему взаимностью.)

• Как реагирует на эти отношения отец Офелии, Полоний? (Он призывает дочь быть менее доверчивой, не считать влюбленность Тамлета за настоящее чувство и запрещает ей встречаться с принцем, поскольку у них все равно нет будущего: «Принц Тамлет - принц, он вне твоей звезды».)

• Что ответила Офелия Полонієві на эти слова? (Она соглашается как послушная дочь.)

 

III. Обобщение и систематизация знаний

1. Составление опорного конспекта по содержанию И действия трагедии

2. Запись афоризмов в «Копилку мудрости»

Запишем:

«Можно жить с улыбкой и с улыбкой быть подлецом; по крайней мере в Дании».

 

ОК № 5

 

image106

 

«Век расшатался - и скверней всего,

Что я рожден восстановить его!»

 

IV. Домашнее задание

Прочитать II действие трагедии «Гамлет», подготовить рассказ по ОК № 5.