ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 60

Тема: Трагический оптимизм Г. Д. Брэдбери: символическое значение финала новеллы «Улыбка».

Цель: раскрыть идейно-тематическое содержание новеллы, характеризовать образ Тома, раскрыть смысл заглавия произведения, определить жанровые признаки новеллы, побудить учащихся к размышлениям о причинах деградации человеческой цивилизации, раскрыть историю этого вопроса в философской мысли; предоставить возможность высказаться ученикам относительно толкования собственного видения роли «чувствительных сердец» в развитии цивилизации.

 

Ход урока

 

1. Мотивация обучения.

 

2. Работа над текстом.

Цивилизация. Именно над необходимостью ее возвращения спорят люди, стоя в очереди с целью плюнуть на «Джоконду».

• Почему люди в новелле «Улыбка» связывают состояние своего жизнь именно с этим понятием?

• Все персонажи согласны с отрицанием Прошлого?

• Какую цивилизацию хочет вернуть один из тех, кто стоит в очереди? («Человек, который будет иметь чувствительное сердце к прекрасному. И сможет вернуть нам, так сказать, ограниченную цивілізацію. такую, чтобы мы могли жить мирно» ).

Люди отрицают Прошлое, потому что связывают его с цивилизацией, основанной на войне, на захвате. И только искусство, считает один из них, оправдывает то Прошлое.

• Почему, по вашему мнению, люди воюют? Что является причиной войн?

История человечества знает самые раВНОобразные войны: политические, экономические, народные, гражданские, биологические, химические, ядерные, холодные - всех не перечислишь. Изобретения все нового и нового оружия происходили на потребность защитить свое и захватить чужое. Или это вера, это земли, это имущество, это взгляды... Желание властвовать, владеть, подчинять себе - вот внутренняя причина войн. Именно внутренняя причина, что живет в человеке.

А искусство базируется на другом, хотя оно также является составной частью любой цивилизации. Искусство базируется на естественной потребности человека в прекрасном. Западные и Восточные цивилизации существенно отличаются друг от друга именно тем, на развитие чего в человеческом естестве делается акцент. Духовное или материальное. Что выберет то или иное общество?

• Как объясняет Грігзбі Поэтому причины того, что нельзя бросать камни? ( «Это для того, - наконец объяснил Грігзбі, - чтобы всем удалось разочек плюнуть в нее, понял, Томе? Ну, давай!» ).

• Почему Том не смог плюнуть на холст? («Но, - медленно произнес Том, - она же красивая!» ).

Следовательно, именно творческое начало поразило Тома, и поэтому он не смог осквернить полотно.

• Какое слово употребляет автор для определения названия собрания людей на площади в момент, когда они уничтожают художественное произведение? («Толпа ревел во все горло, и руки раздирали портрет, как кусок падали стая голодных птиц»).

Если выстроить синонимический ряд к слову «толпа» и проанализировать учитывая содержание произведения, то становится понятным, что именно толпа во все времена был бездумным, безответственным, неорганизованной людской стихией, которая уничтожала все самое прекрасное, подаренное человечеству, не способной оценить ни содержания, ни смысла, ни важности подарка. Вспомним хотя бы, как осудили Иисуса Христа. Кто-то из толпы кричал Пилату: «Распни его». Почему толпа? Безликость, отсутствие личностной уникальности, безответственность, стихия разрушительного начала в человеке.

• Почему автор «вложил» в руки Тома именно клочок с Улыбкой?

• Почему рассказ назван «Улыбка»?

Улыбка в произведении - самая загадочная деталь картины Леонардо да Винчи, что вызвало недоумение уже 500 и более лет и была символом эпохи Возрождения, эпохи, что дало толчок цивилизации, достижений которой люди отказываются. Фрагмент растерзанного полотна, что спас Том.

• Почему Улыбка не «исчезала в темноте», когда он заснул?

Обратимся к учебнику и прочитаем определение новеллы как жанра литературы (с. 201).

Новелла отличается от рассказа неожиданным финалом, остротой конфликта, драматизмом сюжета. Открытый финал в художественных произведениях дает возможность читателю стать соавтором, додумать окончания произведения, предположить различные варианты решения проблем, поставленных автором. Итак, попробуем и мы.

 

3. Мотивация домашнего задания.

Допишите концовку к новелле «Улыбка», отвечая на вопрос: Что случится с Томом в будущем? Как поступит Том с клочком картины? Какое участие в судьбе Тома будет Грігзбі?

 

4. Подведение итогов урока.

Обратимся еще раз к фантастического в литературе.

• Почему новеллу можно назвать фантастической?

• Что в произведении не соотносится с реальным?

• К какому виду фантастического из рассмотренных нами на предыдущем уроке можно отнести новеллу?

Итак, в произведении отсутствуют несуществующие предметы, детали, явления действительности. Фантастический он только потому, что автор отсылает читателя в далекое будущее. В будущем изображает непроглядны картины человеческого бытия. Автор предупреждает человечество об опасности однобокого развития. Такая фантастика в литературе получила название антиутопии - от названия произведения Томаса Мора «Утопия», в котором он описывает несуществующий остров, где живут люди, самым идеальным, самым справедливым образом устроили свою жизнь.

• От чего предостерегает нас писатель своим произведением?