ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

II семестр

 

ВЗЛЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

УРОК № 59

Тема. В. Шекспир - гениальный английский драматург и поэт эпохи Возрождения

 

Цель: ознакомить с особенностями театра шекспировской эпохи, с фактами В биографии. Шекспира, творческим наследием драматурга; выяснить суть шекспировского вопроса; развивать умение составлять опорные конспекты, логическое мышление; воспитывать любознательность, умение работать в парах.

Оборудование: портреты В. Шекспира, выставка разных изданий произведений драматурга.

 

Totus mundus agit histrionem.

 

ХОД УРОКА

I. Объявление результатов выполнения заданий тематической аттестации

 

II. Мотивация учебной деятельности

На театре, в котором играл и для которого писал пьесы великий Шекспир, было написано на латыни: «Totus mundus agit histrionem». Разгадайте криптограму и узнайте, какие это слова.

Вам пригодится украинский алфавит.

 

 

«Весь мир лицедіє...» Как вы понимаете эти слова? Почему их было написано на театре Шекспира?

 

III. Изучение нового материала

Учащиеся делают записи в тетради с целью создания опорных конспектов.

1. Рассказ ученика-историка о театре шекспировской эпохи

В 70-х годах XVI в. в Лондоне появилась большая группа актеров, которые называли себя слугами графа Лестера. Они начинали играть на порогах отелей, как делали это во времена своих странствий.

В 1576 г. столяр Джеймс Бербедж, отец знаменитого драматурга Ричарда Бербеджа, построил в пригороде Лондона стационарный театр. В течение недолгого времени появился второй. А к концу века в Лондоне насчитывалось уже 9 театральных сооружений. Крупнейшим из них был «Глобус», который построил в 1599 году тот же Бербедж. В одном европейском городе не было такого количества театров.

«Глобус» по своей архитектуре напоминал порог отеля: большой овальный пространство был обнесен высокой деревянной стеной. Во время спектакля двор заполнялся бедняками - платили за вход всего одно пенни. Вдоль внутренней стены были устроены галереи для богатых жителей города. Кое-кто мог сидеть прямо на сцене.

Передняя часть сцены была расположена под открытым небом, задняя часть прикрыта навесом. Декораций в современном понимании этого слова не было. Во времена Шекспира иногда даже писали на бумаге: «Лес» или «Площадь»; вывешивали надписи, чтобы зрители поняли, где происходит действие пьесы. Однако очень богатыми были костюмы актеров: их шили из шелка и атласа, украшали настоящими жемчужинами.

Как и во времена древнегреческих театров, в английском театре все роли исполнялись мужчинами. Если спектакль задерживалась, зрители шутили: «Королева бреется».

Очень уважали в театре «хранителя книг», у которого хранились рукописи пьес, и который вел спектакли, а также был ответственным за работу суфлеров, потому что на подготовку спектакля отводилось немного времени и актеры не всегда могли запомнить свои слова.

 

2. Слово учителя

- Уильям Шекспир, английский драматург и поэт,одна из наиболее выдающихся фигур эпохи Возрождения. Его пьесы и сейчас играют во всех театрах мира, изучают в школах и не перестают удивляться силе гения их автора.

Родился Уильям Шекспир 23 апреля 1564 года в городе Стрэтфорде-на-Эйвоне в семье обеспеченного ремесленника и коммерсанта. Отец Шекспира был даже какое-то время городским головой.

Уильям учился в так называемой грамматической школе. В 18 лет он вступает в брак с Энн Хэтэуэй, которая была старше мужа на 8 лет. В семье рождается 3 детей.

Причины переезда Шекспира в Лондон доподлинно неизвестны. Но в 1587 году он оставляет семью, родной город и устраивается на работу в театр. Сначала Уильям присматривал во время спектаклей за экипажами, на которых приезжали к театру богатые лондонцы, затем работал суфлером. Впоследствии Шекспиру дали небольшую роль, но актером он так и не стал. Уильям начал переделывать пьесы для театра, а впоследствии стал создавать собственные пьесы. Слава быстро находит драматурга. Не заставляет ждать и материальное благосостояние: Шекспир становится совладельцем театра «Глобус», покупает дом, а со временем получает для себя и отца наследственное дворянство. На гербе его изображен белый сокол, держащий в когтях золотое копье с серебряным острием - ведь фамилия «Шекспир» (Shakespeare) в переводе означает «тот, кто потрясает копьем».

В 1612 году Шекспир оставляет театр и возвращается в родной город. Умер драматург от тяжелой болезни в возрасте 52 лет в день своего рождения 23 апреля.

Творчество Шекспира разделяют на 3 периода:

1) 1590-1600 гг. - «оптимистический».

Были написаны комедии, основной темой которых была вера в жизнь и силы человека.

«Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь» и др.

Исторические хроники.

2) 1600-1608 гг. - «трагический».

Созданные шедевры в жанре трагедии «Гамлет», «Король Лир», «Макбет».

3) 1609-1612 гг. - «романтический»

Трагикомедии с счастливым финалом «Зимняя сказка», «Буря».

Всего написано 37 пьес, 2 поэмы и 154 сонета.

 

3. Выступление ученика-литературоведа

«Шекспировский вопрос»

Вам уже знакомо так называемое гомерівське вопрос: существовал ли Гомер в действительности, он был автором бессмертных древнегреческих поэм «Илиада» и «Одиссея»? Такой же вопрос относительно великого Шекспира ставят себе в течение четырех веков ученые и обычные читатели. Дело в том, что сохранилось не так много сведений о жизни самого Шекспира и еще меньше - о его авторстве в отношении всемирно известных пьес.

Что же вызывает сомнения у ученых? Шекспир был не очень образованным человеком, а в своих произведениях он проявляет раВНОстороннюю осведомленность во многих областях знаний: о медицине он писал, как врач, о законах - как юрист, о растениях - как ботаник, о философские проблемы - как философ.

Впечатляет и словарный запас писателя: 30 тысяч слов, к тому же знание иностранных языков: французского, итальянского, греческого, испанского, латыни.

Автор шекспировских пьес хорошо знал греко-римскую мифологию, литературу, историю, был знаком с настоящей Италией: Венецией, Вероной, Миланом, Мантуей. А Шекспир, как известно, никогда не выезжал за пределы своей Родины.

Появилась версия, что под именем Шекспира скрывалась целая группа писателей и ученых, которые предложили автору за вознаграждение называть эти произведения своими. Однако эти предположения не получили подтверждения, поскольку для этого нет достаточных доказательств.

«Ретлендбеконсаутгемптоншекспір» - это фантастическое имя придумал английский писатель Джеймс Джойс. В своем романе «Улисс» весь 9-й раздел он посвятил проблеме «Загадка Шекспира».

Как же расшифровать фантастическое имя?

Очень просто: нужно выделить имена тех людей, которых считают авторами гениальных пьес: Рэтленд, Бекон, Саутгемптон, Шекспир.

 

 

Уильям Шекспир

 

IV. Обобщение и систематизация изученного

Работа в парах

Задание: составьте опорный конспект прослушанного материала для лучшего запоминания и воспроизведения.

I ряд - «Театр шекспировской эпохи»;

II ряд - «Жизнь и творчество Шекспира»;

III ряд - «Шекспировский вопрос».

 

ОК № 1. «Театр шекспировской эпохи»

 

 

ОК № 2. «Вехи жизни В. Шекспира»

 

 

ОК № 3. «Творческое наследие В. Шекспира»

37 пьес, 2 поэмы, 154 сонета

 

 

ОК № 4. «Шекспировский вопрос»

(Гомерівське вопрос)

 

image104

 

V. Итоги урока

 

VI. Домашнее задание

Прочитать I действие трагедии «Гамлет», уметь воспроизвести ОК и рассказывать по ним.