ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

И семестр

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

УРОК № 5

Тема. Развитие речи. Написание творческой работы на тему «Библейские сюжеты в стихах русских поэтов»

 

Цель: ознакомить с шедеврами живописи и поэзии, посвященных библейской теме, сделать вывод о магическую силу вечных сюжетов Книги, учить сравнивать литературные произведения, находить інтертекстуальні элементы, писать, придерживаясь научного стиля; развивать письменную связную речь; воспитывать интерес к сравнительному анализу литературных произведений.

Оборудование: Библия, тексты стихотворений А. Пушкина, И. Бунина, А. Жемчужникова, репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».

 

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней - царственное слово.

А. Ахматова

 

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

Пересказ притчи о добром самарянине, о горчичном зерне.

 

II. Обобщение и систематизация знаний

1. Слово учителя

Библейские темы и мотивы через вечность и высочество нравственных идеалов были и являются любимыми для многих поэтов, писателей, художников. В течение многих веков обращаются к библейским сюжетам создатели различных уровней: от гениальных до никому не известных.

Сегодня мы обратимся именно к таких перепевов библейских сюжетов талантливыми русскими поэтами.

 

image7

 

Худ. Рембрандт. Возвращение блудного сына

 

2. Литературная композиция

1-й ученик-чтец декламирует стихотворение К. Бальмонта «Одна есть в мире красота».

Одна есть в мире красота.

Не красота богов Эллады,

И не влюбленная мечта,

Не гор тяжелые громады,

И не моря, не водопады,

Не взоров женских чистота.

Одна есть в мире красота -

Любви, печали, отреченья

И добровольные мученья

За нас распятого Христа.

1893

2-й ученик-чтец рассказывает поэзию А. Ахматовой «В каждом древе распятый Господь».

В каждом древе распятый Господь,

В каждом колосе тело Христово.

И молитвы пречистое слово

Исцеляет болящую плоть.

Кого когда-то называли люди

Царем в насмешку, Богом в самом деле,

Кто был убит - и чье орудье пытки

Согрето теплотой моей груди...

Вкусили смерть свидетели Христовы,

И сплетницы-старухи, и солдаты,

И прокуратор Рима - все прошли.

Там, где когда-то возвышалась арка,

Где море билось, где чернел утес, -

Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой

И с запахом бессмертных роз.

Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор - к смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней - царственное слово.

1945

3-й ученик-чтец декламирует поэзию Б. Пастернака «Дурные дни».

ДУРНЫЕ ДНИ

Когда на последней неделе

Входил он в Иерусалим,

Осанны навстречу гремели,

Бежали с ветвями за ним.

 

А дни все грозней и суровей,

Любовью не тронут сердец.

Презрительно сдвинуты брови,

И вот послесловье, конец.

 

Свинцовою тяжестью всею

Легли на дворы небеса.

Искали улик фарисеи,

Юля перед ним, как лиса.

 

И темными силами храма

Он отдан подонкам на суд,

И с пылкостью тою же самой,

Как славили прежде, клянут.

 

Толпа на соседнем участке

Заглядывала из ворот,

Толклись в ожиданье развязки

И тыкались взад и вперед.

 

И полз шепоток по соседству,

И слухи со многих сторон.

И бегство в Египет и детство

Уже вспоминались, как сон.

 

Припомнился скат величавый

В пустыне, и та крутизна,

С которой всемирной державой

Его соблазнял сатана.

 

И брачное пиршество в Кане,

И чуду дивящийся стол,

И море, в котором в тумане

Он к лодке, как посуху, шел.

 

И сборище бедных в лачуге,

И спуск со свечою в подвал,

Где вдруг она гасла в испуге,

Когда воскрешенный вставал...

 

3. Выступление ученика-искусствоведа с рассказом о картине Рембрандта «Возвращение блудного сына» (1668). Эрмитаж

Евангельская притча о блудном сыне рассказывает о том, как легкомысленный юноша, забрав свою долю отцовского имущества, покинул родной дом в поисках развлечений. Пережив немало испытаний и стыда, он решил вернуться в родительский дом, где нашел прощение, любовь и отдых.

Тема возвращения блудного сына давно интересовала Рембрандта. Он неоднократно использовал ее в офортах и рисунках. В картине величественная идея воплощается в лаконичной и выразительной композиции. Доминируют четкие вертикали спокойных и величественных фигур, застыли в немоте. Одежда отца спадает широкими складками, очертания его фигуры полностью включают в себя контуры фигуры сына, что еще больше подчеркивает неразрывную связь этих двух людей и придает группе особую монументальность.

Эмоциональное воздействие картины определяется неразрывным сочетанием освещения и колорита. В ярком пышности цветов фигуры как будто вырастают из темноты, и среди приглушенных зеленовато - и краснувато-коричневых тонов окружения и лучей света больше всего выделяется красный цвет плаща отца. Особую широту и свободу имеет в этой картине сложный живопись, характерный для позднего искусства Рембрандта. В освещенных местах краска накладывается выпукло-шорсткувато - часто не кистью, а шпателем или пальцем. Поверхность картины, что вблизи кажется хаотичной палитрой различной формы мазков, на расстоянии становится выразительной и впечатляющей.

 

4. Подготовка к творческой работе «Библейские сюжеты в стихах русских поэтов»

1) Цель работы - прочитать стихи О. Пушкина, И. Бунина, А. Жемчужникова, сравнить их с известными библейскими сюжетами, сделать вывод о общее и отличное в этих произведениях и эпизодах Священного Писания (идет поэт по библейскому сюжету, или добавляет что-то к нему, в какой степени... )

2) Стиль изложения - научный.

Начало может быть таким:

«Равнодушных к библейским сюжетам среди создателей нет. Не стали исключением и такие русские поэты, как О. Пушкин, И. Бунин, А. Жемчужников... »

ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ И СЕМЕНАХ

Шел сеятель с зернами в поле и сеял;

И ветер повсюду те зерна развеял.

Одни по дороге упали; порой

Их топчет прохожий небрежной ногой,

На них нападает голодная стая.

Другие на камень бесплодный легли

И вскоре без влаги и корня взошли,-

И в пламенный полдень дневное светило

Былинку палящим лучом иссушило.

Средь терния пало иное зерно,

И в тернии диком заглохло оно...

Напрасно шел дождь и с прохладной зарей

Поля освежались небесной росою;

Одни за другими проходят года -

Вот зерен тех нет и не будет плода.

Но в добрую землю упавшее семя,

Как жатвы настанет урочное время,

Готовя стократно умноженный плод,

Высоко, и быстро, и сильно растет,

И блещет красою, и жизнию дышит...

Имеющий уши, чтоб слышать, да слышит!

1851

(Алексей Жемчужников)

 

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды;

Рукою чистой и безвинной

В порабощенные бразды

Бросал живительное семя -

Но потерял я только время,

Благие мысли и труды...

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дарит свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

(А. С. Пушкин)

 

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный ВНОй...

Срок настанет - Господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все - вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав -

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припал.

(И. Бунин)

 

5. Написание творческой работы

Работа в черновиках.

 

III. Итоги урока

«Микрофон»

В поэзии на библейскую тему меня поразило...

 

IV. Домашнее задание

Переписать работу в тетради.