ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

И семестр

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

УРОК № 4

Тема. Новый Завет. Мудрость и поучительность евангельских притч

 

Цель: ознакомить с отличием Нового Завета от Ветхого Завета; провести словарную работу; познакомить с содержанием евангельских притч о сеятеле, о заблудшей овце, драхму, блудного сына; сделать вывод о смысле использования в Библии жанра притчи, развивать внимание, логическое мышление; воспитывать уважение к христианскому учению, стремление к высоким моральным идеалам.

Оборудование: Библия, «красное сердце».

 

Любовь Бога к человеку так велика, что он не может принуждать.

Вл. Лосський, рус. Богослов

 

В Боге надо почувствовать просящего подаяние любви нищего,

ждущего у дверей души и никогда не дерзающего их взломать.

Вл. Лосський

 

ХОД УРОКА

И. Актуализация опорных знаний

1. Повторение изученного

Опрос.

• Почему Библия имеет такое название?

• Когда и кем, какими языками писалась Книга книг?

• Из каких частей состоит Библия?

• Что такое притча?

• Что вам известно про царя Соломона?

• Зачем Соломон складывал свои притчи?

 

2. Проверка домашнего задания: сочинение-миниатюра «самая Сложная заповедь»

 

II. Мотивация учебной деятельности

На доске - красное сердце из цветной бумаги с надписями на нем.

- Прочитайте надписи. О чем могут свидетельствовать все эти высказывания, подкрепленные символом сердца?

 

 

Действительно, это любовь. Она долго терпит, не завидует, милосердствует, не мыслит зла, не радуется неправде, не превоВНОсится, не ищет своего...

Именно о ней и идет речь в Вечной книге - Библии.

ГИМН О ЛЮБВИ: ЛЮБОВЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО!

Когда я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею,то я стал как медь звенящая или кимвал звучащий.

2 если имею дар пророчествовать, и знаю все тайны и все знания, и когда имею всю веру, чтобы горы переставлять, а любви не имею,то я ничто!

3 И если я раздам все имение, и когда я отдам свое тело на сожжение, а любви не имею,то пользы не будет никакого!

4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превоВНОсится, не гордится,

5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

6 не радуется неправде, но сорадуется истине,

7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит!

8 любовь Никогда не перестает! Хоть пророчества и существуют,- и прекратятся, хоть языки существуют,- умолкнут, хотя существует знание,- упразднится.

(Первое послание ап. Павла к Коринфянам)

Слово «любовь» в Библии ассоциируется с именем Иисуса Христа, ибо именно он был проповедником новой веры - христианства, которая уже не призывала: «Око за Око, зуб за зуб»,- а учила любить ближнего своего как самого себя и прощать тем, кто оскорбляет вас.

 

III. Изучение нового материала

1. Слово учителя

- Герои известной книги В. Тендрякова «Покушение на миражи» решили провести эксперимент: с помощью компьютера ответить на вопрос: существовал ли Иисус Христос на самом деле? Обработав заложенную информацию из истории человечества, развития его культуры, компьютер выдал однозначный ответ: если бы на Земле не появился в свое время Христос, все на нашей планете было бы не так, как сейчас.

«По мнению» искусственно созданного интеллекта, влияние личности Христа, человека-Бога на мир был таким мощным, всеобъемлющим, что сомнений в его существовании не может быть.

Польский писатель Г. Сенкевич так писал в своем романе «Камо грядеши» об особенностях нового учения - христианства: «Надлежит оскорбляющих нас не только прощать, но любит их и платит им добром за зло; и недостаточно любит добрых, но надо любит и злых, ибо только любовью можно истребить в них зло». «...Одновременно Виниций чувствовал, что в самом безумии этого учения есть что-то более могучее, чем во всех прежних философских учениях. Он подумал, что по безумию своему оно неисполнимо, но по неисполнимости - божественно. Виницию казалось, что в этом учении нет ничего жизненного, но также, что рядом с ним жизнь нечто столь жалкое, что думать о ней не стоит».

Именно о жизни и смерти Иисуса Христа, его учение, подражателей и рассказывается в Новом Завете, к которому мы обращаемся сегодня.

 

2. Словарная работа

Библия - книги.

Завет - Союз.

Иисус - спаситель.

Христос - мессия.

Евангелие - благая весть.

 

3. Чтение и анализ евангельских притч

В Священном писании Евангелия (их четыре) занимают особое место. Записали их те, кто лично знал Иисуса или его учеников, призванных им для выполнения священной миссии: Матфея, Марка, Луку, Иоанна.

Каждое из Евангелий по-своему рассказывает об одни и те же события: рождение Христа, его жизни, проповеди и мученической смерти ради других людей.

Христос учил людей притчами: «Открою в притчах уста свои, расскажу тайне от создания мира». Настало время и нам познакомиться с ними.

1) Притча о сеятеле

Чтение притчи

ИИСУС УЧИТ НАРОД ПРИТЧАМИ

В тот же день Иисус вышел из дома и сел у моря.

2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.

3 И учил их притчами, говоря:

 

ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ

«Вот вышел сеятель сеять.

4 И когда он сеял, упали одни край дороги,- и налетели птицы и повидзьобували.

5 иное упало на каменистое место, где не было много земли,и скоро взошло, потому что земля была неглубокая;

6 а как солнце взошло,- то увяли и корни не имея,- засохли.

7 упало в терние,и выросло терние, и их семя].

8 Другие же упали на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, другое в шестьдесят, а то втридцятеро.

9 Кто имеет уши слышать, да слышит!»

 

ПОЧЕМУ ИИСУС УЧИЛ НАРОД ПРИТЧАМИ

10 И ученики Его приступили и сказали ему: для чего притчами Ты говоришь?»

11 Он ответил и сказал:

«Потому что вам дано познать тайны Царства Небесного,- им не дано.

12 Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет,- у того отнимется и то, что он имеет.

13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не понимают.

14 И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит:

«Слухом услышите - и не

поймете,

смотреть будете глазом,-

и не увидите.

15 ибо огрубело сердце людей

этих,

с трудом слышат ушами они,

и сомкнуло глаза свои,

чтобы когда не увидеть глазами

и не услышать ушами,

и не уразумеют сердцем,

и не обратятся,

чтобы Я исцелил их.»

16 ваши же блаженны Очи, что видят, и уши ваши, что слышат.

17 Ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите,и не видели, и слышать, что вы слышите,и не слышали.

 

ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ

18 вы же Выслушайте значение притчи о сеятеле.

19 Ко всякому, слушающему слово о Царстве, но не понимает, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его; это то, что посажено более дорогой.

20 А посеянное на каменистой почве - это тот, кто слушает слово, и с радостью принимает его;

21 но корня в нем нет, поэтому он непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.

22 А посеянное в терние,- это тот, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушают слово,и оно остается без плода.

23 посеянное же на доброй земле - это тот, кто слушает слово и его понимает, и приносит плод, и дает одно во сто крат, иной в шестьдесят, а то и в тридцать раз».

(Евангелие от Матфея; 13:1-23)

Беседа

• Почему Христос говорил притчами? (Чтобы на простых примерах из жизни все люди могли бы постичь философские идеи его учения)

• Назовите примеры аллегорий в притче. (Семья - слово; душа человека - хороший грунт, каменистая земля под терном; сеятель - Бог)

• Докажите, что эта история - притча (по определению).

2) Притчи о заблудшей овце, драхму, о блудном сыне

Словарь

Мытари - сборщики подати.

Драхма - монета.

 

ПРИТЧА О ЗАБЛУДШЕЙ ОВЦЕ И ПОТЕРЯННУЮ ДРАХМУ

Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.

2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: «Он Принимает грешников и ест с ними».

3 Но Он сказал им следующую притчу:

4 «кто из вас мужчина, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит в пустыне тех девяноста девяти, и не пойдет искать загинулої, пока не найдет ее?

5 А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью.

6 И, придя домой, созовет друзей и соседей и говорит им: «Порадуйтесь со мной, потому что я нашел мою пропавшую овцу».

7 Говорю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не покаяние!..

8 Или какая женщина, имеющая десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажигает света, и не метет дома, и не искать тщательно, пока не найдет?

9 А найдя, зовет подруг и соседок и говорит: «Порадуйтесь со мной, потому что я нашла потерянную драхму!»

10 Так, говорю вам, бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

 

ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ

11 И он поведал: «У одного человека было два сына.

12 И сказал младший из них отцу: «Дай мне, отче, принадлежащую часть имения!» И [отец] разделил им имение.

13 А по немногих днях собрал младший сын, собрав все, и побежал к дальнему краю, и там расточил имение свое, живя расточительно.

14 когда же он прожил все, настал великий голод в той стране,и он начал нуждаться.

15 И пошел он тогда и пристал к одному из жителей земли той, а тот послал его на поля свои пасти свиней.

16 И он желал наполнить чрево свое хоть стручками, которые ели свиньи, но никто не давал их ему.

17 Тогда он пришел в себя и сказал: «Сколько наемников у отца моего имеют хлеба предостаточно, а я тут с голода погибаю!

18 Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «отче! я Согрешил против неба и против тебя.

19 я Недостоин уже называться сыном твоим; прими меня как одного из своих наемников».

20 встал И пошел к отцу своему. А когда он был еще далеко, увидел его отец его, - и наполнился сожалением: и побежал он, и бросился ему на шею и начал целовать его!

21 И сказал ему сын: «отче! я Согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим».

22 А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги.

23 и Приведите откормленного теленка и заколите,- будем кушать и радоваться.

24 Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и знайшовшися». И начали веселиться.

25 старший же сын его был на поле. И когда он шел и приближался к дому, услышал пение и танцы.

26 И, призвав одного из слуг и спросил: «Что это такое?»

27 А тот говорит ему: «вернулся твой брат, и твой отец велел заколоть откормленного теленка, ибо же здоровым, он его принял».

28 И разгневался тот,- войти не хотел. Отец же его, выйдя, звал его.

29 А тот ответил и к отцу сказал: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего,но ты никогда мне и козленка не дал, чтобы с приятелями своими порадовался я.

30 Когда же когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами,пришел, ты для него откормленного теленка».

31 И сказал он ему: «Ты всегда со мной, детка, и все мое - твое!

32 Веселиться и радоваться надо было, потому что этот брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся!»

(Евангелие от Луки; 15: 1-32)

Беседа

• Почему Христос подчеркивает, что и человек, и Бог одинаково радуются тому, что было утеряно и найдено? (Объясняет поступки Бога через психологию человека)

• Правильно ли поступил отец, отпустив сына?

• Почему отец простил младшего сына? Почему о нем сказал: «Был мертв и ожил»? (В духовном смысле, моральном)

• Что могло бы произойти, если бы отец не простил блудного сына? Спроектируйте эту историю на современность.

Вывод. Почему притчи расположены в такой последовательности? (Первая и вторая притчи помогают понять третью.) Вывод общий: грешник, что раскаялся, важнее для Бога, чем праведник.

 

IV. Итоги урока

• Что такое притча?

• Кому принадлежат самые известные библейские притчи?

• Чего Христос поучал притчами?

• Чему учат евангельские притчи?

Вывод. Новая мораль, носителем которой впервые выступил Иисус Христос, стала следующей ступенью в развитии человечества. Можно придерживаться заповедей Божьих или не делать этого, и идеалом большой части человечества на протяжении двух тысяч лет остается христианская мораль.

Достичь этого абсолютного идеала невозможно, но в стремлении к нему и заключается смысл жизни человека.

 

V. Домашнее задание

Прочитать притчи о бедном самарянине (Луки; 10), о горчичном зерне (Матфея; 13) и подготовить их пересказ. Объяснить эпиграфы к уроку.

Индивидуальное задание. Ученикам-чтецам изучить поэзии К. Бальмонта, А. Ахматовой, Б. Пастернака.

Ученикам-искусствоведам подготовить сообщение о картине Рембрандта «Возвращение блудного сына».