ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС УРОВЕНЬ СТАНДАРТА
АВТОРСКИЕ УРОКИ

ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 5

Тема. Женские образы романа «красное и черное». Психологизм творчества Стендаля

 

Цель: углублять знания учащихся о содержании романа; добиться усвоения понятия «психологизм произведения»; рассмотреть женские образы романа; развивать навыки перевода, психологического наблюдения, выразительного чтения, свяВНОй речи, логического мышления; формировать умение углубляться во внутренний мир человека.

Оборудование: учебник; портрет писателя; выставка произведений; текст романа «Красное и черное» в переводе Есть. Старинкевич (или другом на выбор учителя).

ХОД УРОКА

Стендаль никогда не ограничивал себя описанием своих героинь как функции своего героя:

он предоставлял им их собственной сущности и назначения.

Он делал то, что редко можно найти у других писателей -

воплощал себя в женских образах.

Симона де Бовуар,

французская писательница XX века,

философ, идеолог феминистического движения

 

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка письменных работ.

(Учитель проверяет 3-4 ученические работы).

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЭПИГРАФОВ УРОКА

 

III. УСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Слово учителя.

Женские образы романа - госпожа де Реналь и Матильда де Ла-Моль - играют важную роль как в развитии событий, так и в раскрытии образа главного героя. Автор проводит Жульена Сореля через испытание любовью. Именно это чувство помогает раскрывать новые грани характера главного героя.

В своем трактате «О любви» Стендаль написал такую фразу: «Любить - это значит испытывать наслаждение, когда ты видишь, воспринимаешь прикосновением, всеми органами чувств и как можно ближе существо, которое ты любишь и которое любит тебя». Которым была любовь Жульена Сореля?

 

2. Работа с текстом.

- Найдите в тексте описания портретов госпожи де Реналь и Матильды де Ла-Моль.

- Что вам известно о каждой из этих женщин (положение в обществе, воспитание, круг интересов).

- Как относились к обеих героинь в том кругу, к которому они принадлежали?

- Как они воспринимали Жульена Сореля?

 

3. Задание ученикам.

- Охарактеризуйте женские образы романа.

 

4. Комментарий учителя.

Жена мэра Вер'єра, мать двоих детей, старшая по Жульена. Она богатая наследница своей тети, воспитывалась в монастыре Сакре-Кер, была образованной красавицей-провинциалкой. Весь нерастраченный пыл своей молодости, ума, чувств госпожа де Реналь отдала воспитанию своих детей. Принимала участие в благотворительных акциях, которые организовывал ее муж, любовалась окружающим пейзажем, пила чай с вареньем на веранде с подругой. Но до встречи с Жульеном она не знала любви. И вот в ее доме появляется новый человек - гувернер ее детей, довольно-таки миловидный юноша. Желание помочь Жульєнові материально, приобрести книги, которые он хотел бы иметь, длительные прогулки в саду стали фоном, на котором зародилось и вызрело любви госпожа и гувернера. Страстная, жгучая страсть охватила обоих. С риском для чести женщина встречается с Жульеном в своей спальне, ворует для него хлеб после ужина, затягивает лестницу, по которой он поднимается в ее комнату. Забыто все условности мира. Царит только любовь с ее стороны. Потому Жульен «влюбился» в нее только из корысти. Настоящее придет потом.

Свое чувство госпожи де Реналь воспринимает как греховное (особенно ее испугала болезнь сына), но и отказаться от чувства она не может.

Эта глубоко верующая женщина, почти фанатично преданный Богу, под давлением своего духовника совершила поступок, который повредил Жульєнові. Но то, что она простила Сорелю, пришла к тюрьме, запятнав свою честь и не боясь этого, является лучшим свидетельством настоящей любви.

Образ Матильды де Ла-Моль - один из самых ярких образов романа Стендаля. Она является полной противоположностью госпоже де Реналь. Гордая и холодная красавица-аристократка, экстравагантная, остроумная, насмешливая, умная, образованная (читает Вольтера, Руссо, интересуется историей Франции), Матильда выше свое окружение. Она пренебрежительно относилась к парням, с которыми была знакома. Девушка жила в ожидании, что появится герой, похож на любимца ее идеала - Маргариты Наваррской. Серая, будничная, вовсе не героическая современная действительность не вызывает у Матильды интереса, она живет прошлым, что возникает в его воображении, окутанный романтикой сильных чувств. Эта гордая аристократка обращает внимание на Жульена том, что чувствует в нем необычную натуру с сильной волей. И все то, что она ожидала, на что надеялась, Матильда нашла-таки в Жульєнові. Но любовь этих молодых людей больше похоже на соревнования, потому что они постоянно мучили друг друга. Причина тому - больное честолюбие Сореля.

Матильда довольно часто бывает безжалостным в своих суждениях о людях, она оскорбляет плебея Жульена Сореля, заставляя того придумывать хитроумные способы, чтобы покорить ее. Однако она, хотя и благоразумно и все же стремится любовь.

Матильда понимала, что, женившись с Жульеном, она попадет в то общество, к которому относится с презрением. К тому же - Сорель не любит ее по-настоящему, потому что душой он с госпожой де Реналь. Хотя и осознает это при довольно трагических обстоятельствах.

 

5. Задания и вопросы к ученикам.

- Расскажите, как ведут себя героини во время пребывания Жульена в тюрьме. (Госпожа де Реналь наведывается к Сореля каждый день, уговаривает его подать апелляцию, болезненно переживает отказ Сореля сделать это. Только здесь, в тюрьме, они оба поняли, что их любовь стала для них высшим счастьем и величайшим бедствием. Матильда тоже посещает Жульена, но эти посещения раздражают его.)

- Как героини пережили казнь Жульена? (Госпожа де Реналь умерла третьего дня после казни Жюльена. А Матильда, как и Маргарита Наваррська, похоронила голову своего возлюбленного в пещере, которую Жульен выбрал для себя сам.)

 

6. Проблемная ситуация.

- В трактате «О любви» Стендаль написал: «Любовь - это удивительный цветок, но надо иметь отвагу, чтобы подойти и сорвать его на краю ужасной пропасти». Как вы думаете, уместна эта фраза относительно чувств Жульена Сореля? (Возможно. Жульен стремится к любви, но все время он - на краю пропасти, хотя и всегда избегает падения вниз.)

 

7. Комментарий учителя.

Следует отметить, что философия любви, изложенная Стендалем в трактате «О любви», на страницах романа обогащается новым социальным содержанием. Автор на протяжении всего сюжета наблюдает кристаллизацию чувств, осуществляемая в отношениях Жульен - госпожа де Реналь, Жюльен - Матильда де Ла-Моль. Каждый раз главный герой действует согласно заранее намеченному плану, и каждый раз жизнь вносит коррективы в его совершении, оказывая препятствия.

 

8. Работа с эпиграфом.

- Как вы понимаете слова, что служат эпиграфом урока?

- Как они связаны с темой урока? (Образы героинь действительно имеют собственную сущность, а не играют роль фона для главного героя. Стендаль создает весьма своеобразные типы женских характеров, исходя из своих взглядов на женщину и любовь.)

 

9. Творческое задание.

- Исследуйте, в чем заключается психологизм изображения героев.

 

10. Комментарий учителя.

Новаторство творчества Стендаля заключается в новаторском характере его художественного метода. Писатель точно, глубоко и страстно изобразил внутренний мир героев. Отметим, что это проявляется и в стиле - сжатом и динамическом. Стендаль обусловливает эмоциональную насыщенность образов и стремительность действий, избегая длинных описаний и многословия. Якобы спокойный тон повествования таит в себе секрет напряженного динамизма стиля художника.

Известный русский писатель И. Бабель однажды сказал: «Никакое железо не может пронзить человеческое сердце таким ледяным холодом, как точка, поставленная вовремя». Творческий метод Стендаля имеет именно такую особенность. Вспомним сцену казни Жюльена: «Все произошло очень просто, благопристойно, и с его стороны без всякой аффектации». Так всего одним предложением писатель подводит итог сложном и напряженном жизни главного героя, вызывая у читателя всплеск глубокого переживания.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

1. Творческие задачи.

- Известно, что 25 сентября 1840 года О. де Бальзак опубликовал статью, посвященную роману Стендаля «Пармский монастырь». В ней он выступил как яркий теоретик литературы, определив главные направления развития современного ему романа. По мнению художника, Стендаль является представителем «литературы идей». Подумайте, согласны ли вы с этими словами. Аргументируйте свое мнение. (Так. Ведь в своих романах Стендаль довольно точно воспроизводит современную эпоху, изображает общество во всей его полноте, поднимает важные социальные и моральные проблемы.)

- В своем дневнике Стендаль записал: «Для меня важно одно - картина человеческого сердца. Без этого я ноль». Выясните каким образом, этот авторский принцип выразился в романе «Красное и черное». (Главный художественный интерес писателя - в сфере психологии. Стендаль использует особый прием создания образов: совмещение авторской точки зрения на события и персонажей с изображением тех самых вещей через восприятие героев. Проникая в мысли и чувства героев, он приближает их к читателю, ведет его, раскрывая все тайны души своих персонажей.)

 

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Прочитать повесть О. де Бальзака «Гобсек».

Индивидуальное задание. Подготовить сообщение: «Жизненный и творческий путь писателя», «О. де Бальзак и Украина», «История создания повести «Гобсек».