I семестр
1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
УРОК № 4
Тема. Стендаль «Красное и черное». Сочетание социально-политического и психологического аспектов в романе. Острая критика режима Реставрации. Сюжет произведения
Цель: помочь учащимся осознать содержание произведения, его идейно-художественные особенности; развивать у учащихся навыки определять ключевые эпизоды, комментировать их, высказывать и обосновывать собственные суждения о них; воспитывать устойчивые моральные убеждения.
Оснащение: портрет писателя, разные издания произведения, иллюстрации к нему.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Человеческая жизнь, как и природа, полна контрастов. День и ночь, жара и мороз, добро и зло, молодость и старость, благородная цель и неблагородные средства ее достижения. Такими контрастами пронизан один из лучших произведений Стендаля «Красное и черное», о чем свидетельствует уже само его название. Многогранность аспектов этого произведения, перипетии сюжета мы будем рассматривать сегодня на уроке.
III. Объявление темы и цели урока
IV. Актуализация опорных знаний
Беседа
¦ Расскажите о главных вехах жизненного и творческого пути Стендаля.
¦ Раскройте идейно-эстетические позиции художника и факторы, повлиявшие на их формирование.
¦ Выскажите суждения о значении и символике названия романа Стендаля «Красное и черное».
V. Восприятие и усвоение нового учебного материала
1. Слово учителя (или сообщение ученика)
До опубликования романа «Красное и черное» (1831) Стендаль написал немало публицистических произведений по вопросам искусства, музыки, истории, а также рассказов, известную новеллу «Ванина Ванини», попробовал свои силы в драматургии.
В основу романа «Красное и черное» положено реальное событие: убийство юношей низкого происхождения - гувернером Берт - любовницы, матери своих воспитанников. Но сам факт был лишь толчком для замысла, в котором отдельная человеческая судьба стала синтезом выражения трагедии возраста. В произведении есть подзаголовок: «Хроника XIX века» и указано время действия: 1827 год. Такого в литературе еще не было: совершенно конкретная реальность современной автору эпохи скрупулеВНО воссоздана, но не столько в бытовом плане (обычаи, быт, интерьер), сколько в психологическом - как поиск одаренным молодым человеком своего места в жизни, счастья, крах на этом пути из-за столкновения с буржуаВНОй действительностью: общество убивает молодых людей - выходцев из «низов», если они пытаются реализовать свою личность, выделяются из среды, которая их окружает.
Эпиграфом к первой главе Стендаль поставил слова Дантона: «Правда, горькая правда». Правда эта была особенно горькой том, что и герой романа Жюльен Сорель, и сам автор «опоздали родиться», появились на свет в жестокую эпоху, когда старое уже умерло, а новое не успело родиться». Не случайно писатель неоднократно подчеркивает, что ведущими цветами этой эпохи стали серый (мундир чиновника, ряса священника) и черный (цвет гибели всех надежд). Отсюда и резкий контраст красного и черного» в заголовке: жизнь и смерть, реакция и революция, полнокровное бытие и жалкое существование.
2. Составление «сюжетной цепочки» романа «Красное и черное»
Ожидаемые ответы
Рассказ о жизни Жульена Сореля в семье отца, крестьянина-плотника холодные взаимоотношения с родными, враждебное отношение к нему со стороны односельчан и родных, ведь Жульен не способен к физическому труду и находится на содержании семьи, жизнь в семье мэра города Вер'єра господина де Реналя, к которому он устраивается гувернером влюбившись в госпожу де Реналь, герой вынужден покинуть этот дом Жульен учится в Безансонській семинарии, чтобы сделать карьеру священника, но и это ему не удается юноша попадает в Париж маркиз де Ла-Моль берет его секретарем и библиотекарем Жульен выполняет сложные политические поручения, проявляя свой ум и способности в него влюбляется дочь маркиза Матильда: госпожа де Реналь под давлением своего католического духовника дает маркизе очень негативный отзыв о Сореля Жюльен стреляет в госпожу де Реналь, легко ранив ее, попадает в тюрьму, его приговаривают к смертной казни.
3. Работа в группах
Учитель. Определите социально-политический и психологический аспекты романа «Красное и черное»; составьте таблицу обобщений и выводов.
Ожидаемые результаты
I группа. Социально-политический аспект |
II группа. Психологический аспект |
Действие романа происходит во времена царствования Карла X (1824-1830), когда феодально-клерикальная реакция достигла своего апогея. Ультрареалісти устраивают предательские заговоры против народа, мечтая при помощи иностранных интервентов возродить давнюю великолепие монархии. Иезуиты проникают во все уголки Франции, опутывая ее шпионской сетью и покоряя своей власти души людей.
В романе Стендаля освещены почти все сферы общественной жизни Франции последних лет Реставрации; об этом свидетельствует и подзаголовок «Хроника XIX века» |
Сюжет - это внешняя канва; главные события происходят в душе героя. Благодаря внутренним монологам читатели якобы участвуют в настоящей истории человеческой души, постигают величие духа человека не избранной, не исключительной, а просто мыслящего, талантливого представителя «низших» классов. Поступки героя психологически мотивированы; параллелизм и контрастность помогают постичь внутренние причины движения истории и личности. Автор хотя и симпатизирует герою, но не отходит от «горькой правды». Каждый этап подъема Жульена сразу же сопоставляется с реальностью: сын крестьянина стал гувернером детей мэра, но «куплено» его за дешевую цену, чтобы «досадить» соседу, который приобрел дорогих лошадей; богатый вельможа де Ла-Моль якобы и относится к Жюльену благосклонно, но объясняет это так: «Ведь привязываются люди к хорошей болонки» |
Ожидаемые обобщения и выводы
• Итак, роман Стендаля «Красное и черное» является многоплановым, многоаспектным произведением.
• Выразительные аспекты романа - социально-политический (ярко отражены умонастроения эпохи) и психологический (раскрыты движения души героя, мотивация его поступков и действий).
4. Беседа
¦ В чем заключается острая критика писателем режима Реставрации? (В показе сохранения кастовости общества; в изображении сплетен, интриг, глупых разговоров и занятий «высшего света», «политических игр», которые привели к принятию смертного приговора юноше с «низов», который не заслуживал столь сурового наказания, и др.)
VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков
Мини-диспут по утверждению Стендаля: «Нет полностью хороших или полностью плохих людей»
VII. Домашнее задание
Знать содержание романа, уметь определять элементы сюжета.
VIII. Подведение итогов урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложения:
• Меня заинтересовало...
• По моему мнению, роман Стендаля «Красное и черное»...
• Мне запомнилось...