ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

I семестр

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 4

Тема. Стендаль «Красное и черное». Сочетание социально-политического и психологического аспектов в романе. Острая критика режима Реставрации. Сюжет произведения

 

Цель: помочь учащимся осознать содержание произведения, его идейно-художественные особенности; развивать у учащихся навыки определять ключевые эпизоды, комментировать их, высказывать и обосновывать собственные суждения о них; воспитывать устойчивые моральные убеждения.

Оснащение: портрет писателя, разные издания произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Человеческая жизнь, как и природа, полна контрастов. День и ночь, жара и мороз, добро и зло, молодость и старость, благородная цель и неблагородные средства ее достижения. Такими контрастами пронизан один из лучших произведений Стендаля «Красное и черное», о чем свидетельствует уже само его название. Многогранность аспектов этого произведения, перипетии сюжета мы будем рассматривать сегодня на уроке.

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Актуализация опорных знаний

Беседа

¦ Расскажите о главных вехах жизненного и творческого пути Стендаля.

¦ Раскройте идейно-эстетические позиции художника и факторы, повлиявшие на их формирование.

¦ Выскажите суждения о значении и символике названия романа Стендаля «Красное и черное».

 

V. Восприятие и усвоение нового учебного материала

1. Слово учителя (или сообщение ученика)

До опубликования романа «Красное и черное» (1831) Стендаль написал немало публицистических произведений по вопросам искусства, музыки, истории, а также рассказов, известную новеллу «Ванина Ванини», попробовал свои силы в драматургии.

В основу романа «Красное и черное» положено реальное событие: убийство юношей низкого происхождения - гувернером Берт - любовницы, матери своих воспитанников. Но сам факт был лишь толчком для замысла, в котором отдельная человеческая судьба стала синтезом выражения трагедии возраста. В произведении есть подзаголовок: «Хроника XIX века» и указано время действия: 1827 год. Такого в литературе еще не было: совершенно конкретная реальность современной автору эпохи скрупулеВНО воссоздана, но не столько в бытовом плане (обычаи, быт, интерьер), сколько в психологическом - как поиск одаренным молодым человеком своего места в жизни, счастья, крах на этом пути из-за столкновения с буржуаВНОй действительностью: общество убивает молодых людей - выходцев из «низов», если они пытаются реализовать свою личность, выделяются из среды, которая их окружает.

Эпиграфом к первой главе Стендаль поставил слова Дантона: «Правда, горькая правда». Правда эта была особенно горькой том, что и герой романа Жюльен Сорель, и сам автор «опоздали родиться», появились на свет в жестокую эпоху, когда старое уже умерло, а новое не успело родиться». Не случайно писатель неоднократно подчеркивает, что ведущими цветами этой эпохи стали серый (мундир чиновника, ряса священника) и черный (цвет гибели всех надежд). Отсюда и резкий контраст красного и черного» в заголовке: жизнь и смерть, реакция и революция, полнокровное бытие и жалкое существование.

 

2. Составление «сюжетной цепочки» романа «Красное и черное»

Ожидаемые ответы

Рассказ о жизни Жульена Сореля в семье отца, крестьянина-плотника холодные взаимоотношения с родными, враждебное отношение к нему со стороны односельчан и родных, ведь Жульен не способен к физическому труду и находится на содержании семьи, жизнь в семье мэра города Вер'єра господина де Реналя, к которому он устраивается гувернером влюбившись в госпожу де Реналь, герой вынужден покинуть этот дом Жульен учится в Безансонській семинарии, чтобы сделать карьеру священника, но и это ему не удается юноша попадает в Париж маркиз де Ла-Моль берет его секретарем и библиотекарем Жульен выполняет сложные политические поручения, проявляя свой ум и способности в него влюбляется дочь маркиза Матильда: госпожа де Реналь под давлением своего католического духовника дает маркизе очень негативный отзыв о Сореля Жюльен стреляет в госпожу де Реналь, легко ранив ее, попадает в тюрьму, его приговаривают к смертной казни.

 

3. Работа в группах

Учитель. Определите социально-политический и психологический аспекты романа «Красное и черное»; составьте таблицу обобщений и выводов.

Ожидаемые результаты

 

I группа. Социально-политический аспект

II группа. Психологический аспект

Действие романа происходит во времена царствования Карла X (1824-1830), когда феодально-клерикальная реакция достигла своего апогея. Ультрареалісти устраивают предательские заговоры против народа, мечтая при помощи иностранных интервентов возродить давнюю великолепие монархии. Иезуиты проникают во все уголки Франции, опутывая ее шпионской сетью и покоряя своей власти души людей.

В романе Стендаля освещены почти все сферы общественной жизни Франции последних лет Реставрации; об этом свидетельствует и подзаголовок «Хроника XIX века»

Сюжет - это внешняя канва; главные события происходят в душе героя. Благодаря внутренним монологам читатели якобы участвуют в настоящей истории человеческой души, постигают величие духа человека не избранной, не исключительной, а просто мыслящего, талантливого представителя «низших» классов. Поступки героя психологически мотивированы; параллелизм и контрастность помогают постичь внутренние причины движения истории и личности. Автор хотя и симпатизирует герою, но не отходит от «горькой правды». Каждый этап подъема Жульена сразу же сопоставляется с реальностью: сын крестьянина стал гувернером детей мэра, но «куплено» его за дешевую цену, чтобы «досадить» соседу, который приобрел дорогих лошадей; богатый вельможа де Ла-Моль якобы и относится к Жюльену благосклонно, но объясняет это так: «Ведь привязываются люди к хорошей болонки»

Ожидаемые обобщения и выводы

• Итак, роман Стендаля «Красное и черное» является многоплановым, многоаспектным произведением.

• Выразительные аспекты романа - социально-политический (ярко отражены умонастроения эпохи) и психологический (раскрыты движения души героя, мотивация его поступков и действий).

 

4. Беседа

¦ В чем заключается острая критика писателем режима Реставрации? (В показе сохранения кастовости общества; в изображении сплетен, интриг, глупых разговоров и занятий «высшего света», «политических игр», которые привели к принятию смертного приговора юноше с «низов», который не заслуживал столь сурового наказания, и др.)

 

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков

Мини-диспут по утверждению Стендаля: «Нет полностью хороших или полностью плохих людей»

 

VII. Домашнее задание

Знать содержание романа, уметь определять элементы сюжета.

 

VIII. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

• Меня заинтересовало...

• По моему мнению, роман Стендаля «Красное и черное»...

• Мне запомнилось...