ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 59

Тема: Разочарование в будущем технократической цивилизации в новелле Г. Д. Брэдбери «Улыбка».

Цель: ввести понятие фантастического в литературе, его виды, расширить представление учащихся о природе творческого процесса, прочитать новеллу, проанализировать ее идейно-тематическое содержание; развивать внимательное отношение к художественной детали, навыки проводить культурные параллели, видеть аллюзии и реминисценции автора в системе художественных средств его произведений; создать ситуацию глубинного проникновения в идейно-смысловые уровни литературного полотна, необходимости быть созвучным в своих выводах предупреждением писателя - фантаста.

Тип урока: изучение нового материала.

 

Ход урока

 

1. Объяснение нового материала. Вступительное слово учителя.

Рэй Дуглас Брэдбери - всемирно известный писатель - фантаст. Характер художественной реальности в произведениях каждого художника определяется его выбором среди всех средств созидания, что их познает человек, глядя с детства на мир, в котором она живет. Почему один писатель отражает мир в формах, которые соотносятся с действительностью, а другой фантазирует, создавая картины, предметы, образы, которые в реальной жизни мы не знаем? Как работает фантазия? Где она черпает материал для своих произведений?

Если сделать экскурс в историю человечества, мы можем видеть, что картина мира меняется в зависимости от полноты знаний человека о мире. Достаточно хотя бы вспомнить изобретения художника Леонардо да Винчи (рисунки летающих аппаратов), поэтические открытия в области оптики (которую ученые - физики описали гораздо позже опытным путем) немецкого поэта и мыслителя И. В. Гете. В те времена эти гении фантазировали, а через много лет человечество воплотило эти фантазии в жизнь.

Главным признаком фантастического в литературе становится соотнесенность с действительностью в определенный момент для читателя, потому что проходит какая-то сотня лет - и все меняется. Представление о реальном, возможно, правдивое и выдуманная меняется.

Восприятие фантастического зависит от нашего отношения к его сущности, к степени реальности и нереальности изображенных событий.

История мировой литературы накопила огромное количество художественного арсенала фантастики. Главные ее виды определяются по степени выразительности и рельефности фантастического начала: явная фантастика; фантастика неявная (завуалированная); фантастика, имеет естественно-реальное объяснение.

Явная фантастика - сверхъестественные силы открыто вступают в действие. Фантастические персонажи взаимодействуют с людьми, пытаются повлиять на их чувства, мысли, поведение; отношения эти часто связаны с преступной соглашением с лукавым.

В произведениях с неявным фантастикой вместо прямого участия над природных сил происходят странные совпадения, случайности.

Будучи экспрессивным, подчеркнуто ярким способом выражения художественного замысла, фантастика часто улавливает в общественной жизни то, что только рождается и возникает. Момент опережения - общее свойство фантастики. Но есть и такие виды фантастики, специально посвященные передвижению и прогнозированию будущего.

 

2. Работа над текстом. Подготовительный этап.

 

2.1. Работа с учебником.

Задачи. Почему, по вашему мнению, Р.Д. Брэдбери обращается именно к фантастических средств в своем творчестве? (Подсказку найдете в статье учебника «Об истоках таланта фантаста» на с. 200 - 202).

• Что такое технократическое общество?

 

2.2. Словарная работа

Кратос - с греческого «правления», техно - «машина».

• Как в своей жизни Брэдбери протестует против власти технократии?

Итак, зная, что Брэдбери, как и кто-либо из художников, выбирает определенные средства, чтобы выразить собственное мировоззрение, обращается к фантастике, не воспринимает достижения научно-технического прогресса как нечто положительное для человечества, мы обратимся к его произведению «Улыбка».

 

3. Чтение и комментирование произведения.

Учитель зачитывает первый абзац рассказа.

Вопросы к анализу произведения.

1. Где и когда происходит действие? ( «На городском майдане в пять утра» ).

В XX веке в произведениях искусства был создан образ урбанизированного общества - общества, свое развитие, свое будущее связывает только с развитием мегаполисов - крупных городов, концентрирующих всю динамику современной жизни. А село становится образом, противостоящим возможностям города, образом возвращение людей к своим истокам, корням, но лишенным духа современности. То есть, оппозиция город - деревня это оппозиция машина - природа.

Идея эта не новая. Еще в XVIII веке французский философ Жан Жак Руссо призвал человечество вернуться к природе, отказаться от достижений цивилизации, которая, по его мнению, разрушит человеческое в человеке. В знак подтверждения своих призывов реальными действиями Руссо поселился в небольшом домике в лесу, подальше от соблаВНОв «цивилизации».

2. Какая картина предстает перед нашими глазами по прочтению первого же абзаца? Опишите это пространство. («Разрушенные дома», «клочья тумана», «ярмарочный и праздничный день» ).

Обобщим: город - разрушенные дома - праздник - ярмарка.

3. Почему в праздник люди идут на ярмарку? Всегда ли так было в обществе? С чем связано желание идти на ярмарку? Почему не идут, например, в храм или в театр?

Методический комментарий. Напоминаем ученикам, что в художественном произведении нет случайных элементов, пространственно-временные ориентиры отсылают читателя сразу в то культурное поле, которое определяет по яву определенной культурной традиции.

4. Читаем следующий отрывок рассказа (до слов «Две тысячи шестьдесят первый»).

5. Почему подлинность и кофе, и полотна картины, и даже год вызывают у людей сомнения?

6. Для чего собрались люди и стали в очередь?

Единым полотном, что уже почти 500 лет вызывает у человечества захвата улыбкой, изображенной на нем, является картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Этот мастер раскрыл свои таланты не только в живописи, он внес вклад и в науке, хотя считал себя прежде всего художником. Он верил в могущество человеческого зрения как орудие для исследования природы: видеть и знать, считал он, - это то самое. Леонардо говорил, что художники - это лучшие ученые; они не только внимательны и лучше наблюдают за природой, но и передают в своих картинах то, что их поразило, о чем они думают. Во времена Ренессанса считали, что «хорошая картина ценнее тысячи слов».

Леонардо был первым, кто спроектировал летательный аппарат и сделал точные анатомические рисунки строения человека. Его ученый дар проявился в работе над эскизами к фресок, что он их делал в 1504 году, с изображением великой битвы. Главной целью художника было показать, что все живое, что рушится сильными эмоциями, имеет нечто общее, выражение лиц людей, морды животных одинаково напряженные от усилий, боли, злобы. Леонардо был одним из первых и наиболее ранних исследователей психологии.

Картину битвы он так и не закончил, потому что одновременно в течение нескольких лет работал над созданием своего самого известного произведения - портрета Моны Лизы.

Эта картина отличалась в то время от всех предыдущих творений искусства законченностью и объемностью. И фигура, низкая стена за ней и отдаленный ландшафт не противопоставлены друг другу как отдельные объекты. Картина в целом становится важнее любую ее деталь. Леонардо достиг гармонии не только путем тщательной композиции (математический просчет расположения каждой детали: глаза фигуры должны быть симметричные по вертикали и горизонтальная линия глаз должна быть расположена четко по линии, что делит полотно в определенной пропорции, чтобы взгляд двигался за зрителем, необходимо просчитать технику изображения зрачков глаза и т.д.), но и тонким продуманным использованием средств живописи, благодаря которым все видно как бы сквозь легкую дымку, прикрывающую небольшие детали, смягчающую очертания, создающую незаметные переходы между формами и красками. Таким образом, художник предоставил зрителю возможность домыслить, дополнить мысленно дорисовать картину, и именно в этом заключается причина того, что Мона Лиза поражает нас, глядя из полотна чрезвычайно живыми глазами. То же касается ландшафта, где Леонардо демонстрирует нам, как земля «вырастает» из скал и воды, и лица Моны Лизы с таинственной улыбкой, что завораживает новые и новые поколения. О чем думает Мона Лиза? Это зависит от того, о чем думаем мы сами, глядя на этот портрет. Существуют версии, что Леонардо придал изображению внешности Лизы собственных черт. Новая, не известная в то время гармония, новый взгляд на композицию - открытие в живописи Леонардо да Винчи и всей эпохи Ренессанса.

7. Рассмотрим репродукцию в учебнике.

8. Читаем новеллу далее до слов «А потом мы нашли типографию и склад с боеприпасами и взорвали их вместе!».

9. Почему, по вашему мнению, слово «Прошлое» в тексте произведения написано с большой буквы?

10. Какой предстает картина Прошлого через воспоминания персонажей новеллы?

11. Что уничтожают люди и почему?

12. Прочитаем еще раз отрывок новеллы от слов «И помни, Томе, ни камней. В нее запретили бросать камни» до слов «Почему все люди должны плевать».

13. Как бы вы ответили на этот вопрос, если бы были персонажем новеллы?

14. Какая разница между тем, люди бросали бы камни или плевали на полотно?

Эпоха Ренессанса сформировалась в европейской цивилизации как возвращение к традиции Античности. Мы уже знаем, как внимательно относились художники XV - XVI веков к античному наследию. Потому-то вторым названием Ренессанса есть название возрождения - Возрождения именно античного наследия. «Мона Лиза» стала символом открытий новой гармонии эпохи Ренессанса. Следовательно, причиной того, что люди отрицают свое Прошлое в произведении, можно считать отказ от достижений той цивилизации, начало и основы которой были заложены в Античном мире и толчок к развитию получили в эпоху Возрождения.

15. Почему же запретили бросать камни? Откуда ведется традиция побивания камнями? Что оно означает?

В давние времена существовала традиция: при насаживании любой чужой веры народ заставляли плевать на своих богов, тем самым людей побудили отказаться от поклонения им. Камнями же побивали воров, предателей, неверных женщин. Вспомните, как Иисус, защищая женщину от избиения камнями за измену, сказал «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в меня камень». Следовательно, плевать - отказываться от поклонения, бить камнями - позорить за грехи.

Прошлое отрицают именно через то в произведении, что считают его причиной того состояния, до которого дошло человечество - полного разрушения.

4. Подведение итогов урока.

 

5. Домашнее задание.

6. Дочитать новеллу до конца, прочитать статьи учебника на с. 200-202.