ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 58

 

АЛЛЕГОРИЧЕСКИЕ УРОКИ ЖИЗНЕННОЙ МУДРОСТИ В БИБЛИИ

 

Тема: Библейские притчи.

Что есть истина?

Новый Завет

Все дело в соусе, важно как подать.

В. Шекспир

Цель: расширить кругозор в отношении Библии, углубить представление о своеобразии жанра притчи, выяснить аллегорический подтекст Библейских притч; развивать устную речь, ассоциативное и аналитическое мышление, исследовательские способности, совершенствовать культуру общения; воспитывать вдумчивого читателя, интерес к Библии, привлекать к сокровищнице мирового искусства.

Оборудование: репродукции картин Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», И. М. Крамского «Христос в пустыне», Г. М. Ге «Что есть истина?», Рембрандта «Святое семейство», «Возвращение блудного сына», Андрея Рублева «Троица», Сальвадора дали «Таємнавечеря», графика Т. Шевченко «Робинзон Крузо», магнитофон, фонограмма записи «Ave Maria» (февральская музыка, неизвестный автор XVI в.), чистые «Партнерские листе», предназначенные для сотрудничества в парах.

Тип урока: внеклассное чтение.

 

Ход урока

 

1. Мотивация обучения.

Учитель сообщает тему урока и предлагает учащимся высказать свои идеи и предсказания относительно того, что будет предметом беседы. Учащиеся делают попытку самостоятельно сформулировать цель / задачи урока, обсудить их в паре, записать на «Партнерском листе» и обнародовать. Идеи учащихся корректируются учительскими пояснениями и уточняются.

 

2. Эвристическая беседа.

Ученики в парах / группах разрабатывают ответы на ряд следующих вопросов, заранее подготовленных на доске (или распечатанных на листах и розданных по 1-му экземпляру на парту):

1. Что интересного вы знаете о создании Библии?

2. Что известно о происхождении этого слова? (По одной из версий, Библос - название ассирийского порта, через который поставляли ся большие партии тростника, которая шла на производство папируса, предназначенного для письма ).

3. Из каких частей состоит «Книга книг»?

4. Чем существенно отличается Ветхий Завет от Нового?

5. Что вам известно о составе Нового Завета?

6. Что означает слово «Евангелие» и как значение этого слова связано с христианским учением?

7. Что подтверждает огромную роль Библии в мировой культуре?

 

3. Музыкальная минутка. Обзор галереи шедевров изобразительного искусства.

Во время размышлений над последним вопросом ученики прослушивают фонограмму записи «Ave Maria» неизвестного автора XVI в., после чего коротко обмениваются впечатлениями от рассматриваемых картин выдающихся мастеров живописи, имена которых пытаются вспомнить самостоятельно или при участии учителя. (Подводя итоги, учитель отмечает на вневременной качестве интереса упомянутых художников к Библии и раВНОобразии народов, представленных в их лицах).

 

4. Работа с эпиграфом.

Учащиеся выясняют:

• во-первых, названием которой из предложенных картин есть избранный (первый) эпиграф к уроку?

• во-вторых, какую известную сцену из евангельских рассказов эта картина «озвучивает» в красках?

• в-третьих, как ключевые слова указанной сцены из Евангелия перекликаются с темой урока? (В случае затруднений с последним вопросом, его можно овладеть способом дополнения более прозрачным уточняющим: к какому литературному приему прибегал Иисус Христос, чтобы все слушатели могли понять идеи его учения?)

 

5. Работа над текстом хрестоматии (популярное изложение притч Нового Завета священником Александром Соколовым, с. 51) с элементами литературного анализа. «Дневник двойных заметок».

Работа над текстом притчи распределяется на три варианта (альтернативные формы распределения: а) между рядами, б) по группам, в) за парами):

1. Притча о сеятеле.

2. Притча о милосердном самарянине.

3. Притча о блудном сыне.

Методический комментарий. Вариант и время, отводимое на выполнение этой работы, регламентируется в зависимости от уровня работоспособности класса / группы / пары.

Методологически важным является тот факт, что распределение работы в группах дает возможность сэкономить время урока и осуществлять работу параллельно в нескольких направлениях, благодаря чему приоритетным становится интерес к обучению, выиграет каждый из учеников и учитель, роль которого заключается в том, чтобы корректировать качество выполнения поставленных задач и сбалансировать работу раВНОуровневых ученических организаций.

Каждый из вариантов украшается листом, на котором сформулировано задание / план работы:

 

Вариант 1. Притча о сеятеле.

1. Кратко передайте содержание притчи (выполнение роли рассказчика зависит от выбора учащихся или учителя и в дальнейшей работе предусматривает ротацию).

2. Пользуясь формой «Дневника двойных заметок» (лист в тетради разделяется пополам: слева - мотив / деталь, справа - его значение), проанализируйте символический подтекст ключевых художественных образов / деталей:

• сеятель;

• зерно;

• места, где упало зерно: «при дороге», «каменистая почва», «неглубокая» земля «среди репейника», «добрая земля»;

• птицы, поклевали зерно;

• плоды, которые принесло зерно (эта роль выполняется всеми участниками).

Ориентировочный вариант выполнения ключевого компонента урока:

• сеятель - проповедник, проводник божественной воли, медиум, собственно Иисус;

• зерно - слово, идея, значение проповеди;

• места, где упало зерно:

• «при дороге» - слушатели, люди, которые слушают, но не слышат, не понимают учения или поддаются соблазнам, которые отвлекают их от учения;

«каменистий грунт» - те, кто сначала увлекается услышанным, но на самом деле не понимает смысла учения; «неглубокая» земля - поверхностное, несерьеВНОе, невнимательное, формальное восприятие учения;

«среди репейника» - люди, слишком увлеченные повседневными делами, те, кто в основном озабочен материальными проблемами, кто, подобно Скруджу, сосредоточен исключительно на накоплении богатства, те, для кого деньги - наивысшая ценность в жизни. Возможно, это и те, кто не знает других ценностей и поэтому заслуживает скорее сочувствия, чем на пренебрежительное осуждение;

• «добрая земля» - те, что оказались способными понять учение, в частности Христа, кто осознал смысл его идей, кто стал жить по правилам, которые он исповедовал;

• птицы, поклевали зерно, - противники учения проповедника, противники Бога, дьявол, что подвергает людей соблазнам и наталкивает их на ложный путь;

• плоды, которые принесло зерно, - распространение учения Иисуса, деятельное добро, жизнь по заповедям Иисуса, понимание того, что настоящее знание приобретается лишь тогда, когда оно превращается в поступок, что творится по собственному убеждению.

 

Вариант 2. Притча о милосердном самарянине.

1. Кратко передайте содержание притчи.

2. Дайте развернутый ответ на вопрос:

• Чем самарянин отличался от других путников?

• Как вы понимаете смысл высказывания: «люби ближнего своего, как самого себя»?

• Вспомните, какие из прочитанных вами произведений иллюстрируют соответствие вышеупомянутой заповеди Христа.

• Какое значение вкладывает Иисус в понятие «ближний»? Это тот, кто находится рядом? Тот, кто является твоим родственником? Тот, кто обязательно будет тебе благодарен за помощь? Тот, кто тебе симпатичен, или это нечто другое? Аргументируйте ваш ответ.

• Представьте себе, что вы увидели человека, который трепетно болтается в большой луже, хватает ртом воздух, бьет руками и производит впечатление, что она в ней тонет и может погибнуть. Когда же вы попытались ее спасти - вытащили ее из гряВНОй воды, она изумленно посмотрела на вас и произнесла: «Извините,

но вы понимаете, я здесь живу»? Попробуйте объяснить аллегорический смысл такой ситуации по сравнению с притчей о милосердном самарянине.

• Сформулируйте поучительный смысл «Притчи о милосердном самарянине».

3. Оприлюдніть результаты совместного труда.

 

Вариант 3. Притча о блудном сыне.

1. Кратко передайте содержание притчи.

2. Дайте развернутый ответ на вопрос:

• Почему отец решил устроить праздник в честь сына, что вернулся?

• Растолкуйте значение слов отца, что рефреном прозвучали в тексте притчи («сын мой был мертв и ожил»).

• Как эти слова перекликаются с историей Иисуса Христа и христианским учением вообще? (Бог - Отец посылает на землю своего Сына, чтобы тот искупил грехи людей - перекличка с мотивом разлуки отца с сыном из притчи. В дальнейшем Иисуса казнили, после чего Он воскрес, что соответствует возвращению блудного сына к отцу, для которого разлука с сыном дорівнювалась до его смерти, а возвращение - в воскресенье.

Впрочем, важнейшими мотивами притчи, связанными с христианским учением, является мотив покаяния сына и мотив прощения отца, благодаря которому семья оказалась жизнеспособной и сохранила себя, а в истории Иисуса то же самое прощение было высшим проявлением любви Бога - Отца к людям, ибо было завоеванное ценой жертвы его сына ради вечной жизни людей после смерти).

• Какой мотив связывает «Притчу о блудном сыне» с «Притчей о добром самарянине»? (Мотив любви).

• Прокомментируйте інакомовний смысл «Притчи о блудном сыне», учитывая проповедь Иисуса о покаянии как об условии прощения.

3. Оприлюдніть результаты совместного труда.

 

6. Обнародование результатов работы групп в соответствии с каждого из 3-х вариантов.

 

7. Подведение итогов урока, объявление оценок, сообщение домашнего задания, работа с эпиграфом.

Домашнее задание.

Несмотря на второй эпиграф к уроку, написать сенкан на тему «Притча».

Сенкан - это стихотворение, состоящее из 5-ти строк. На отдельном плакате учитель отмечает правила, которых следует придерживаться во время составления сенканів:

1-я строка должна содержать слово, которое обозначает тему (обычно это существительное).

2-я строка - это описание темы, который состоит из двух слов (два прилагательного).

3-я строка определяет действие, связанное с темой; он состоит из трех слов (глаголов).

4-я строка является фразой, которая состоит из четырех слов, выражающая отношение к теме, чувства по поводу обсуждаемого, или это может быть метафорическое выражение, что интерпретирует понимание темы в інакомовній форме.

Последний, 5-й строка состоит из одного слова; в нем выражается сущность темы, подводится итог.

Например:

1. Притча.

2. Сообразительная, находчивая.

3. Поучает, заинтересовывает, объясняет.

4. Лучший способ донести истину.

5. Пантомима.

Методический комментарий. Сенкан, составленный учениками дома, может быть использован на следующем уроке в качестве своеобраВНОй творческой прелюдии к новой теме с целью заинтересованности в дальнейшей работе.