ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК №59

 

Тема. Женские персонажи романа «Герой нашего времени»

Цель: продолжить детальное изучение романа М. Лермонтова «Герой нашего времени»; раскрыть конфликт Печорина с окружающей средой; показать раВНОобразие женских образов произведения; учить выделять в художественном произведении эпизоды, важные для характеристики героев, делать обобщения; развивать критическое мышление, гуманизм и толерантное отношение к окружающим.

Оборудование: кисти к темам «Бэла», «Ундина», «Мэри», «Вера»; таблица Елвермана.

Тип урока: урок анализа эпического произведения.

 

ХОД УРОКА

И. Мотивация учебной деятельности

 

Учитель. Приходило ли вам в голову, обсуждая характер и поступки Григория Александровича Печорина, героя своего времени, посмотреть на женские образы в романе не как на фон, что делает образ главного героя более ярким и полным, а как на самостоятельное явление - тоже героинь времени? Сегодня мы поговорим и о экзотическую Белу, и о начерковий образ ундины из «Тамани», и о реальных женщин - княжну Мери и Веру. Женщины, в отношении которых открывается истинная сущность Печорина; женщины, отношение которых к Печорина раскрывает определенные стороны его сущности.

 

II. Актуализация опорных знаний

 

Беседа

Чем усиливается романтический колорит «нечистого места» в повести «Тамань»? Какое место в нем занимает «дикая ундина»?

Для чего Печорин интригует с Мэри? Как изменилась княжна, полюбив Печорина?

Какие действия Печорина вызывают чувство ненависти у княжны? Почему Печорин отказывается от брака с княжной Мери?

Чем Вера не похожа на княжну Мэри? Почему Печорин остается «орудием казни» и относительно Веры, которую любит?

Какая гамма чувств охватывает героя, который потерял надежду вернуть Веру?

 

III. Работа над темой урока

 

1. Составление характеристики женских образов на основе текста - работа в 4-х группах

Ожидаемые ответы Группа А. Образ Бэлы

Положение Беллы есть по-настоящему трагическим. Хотя ей посвящена целая повесть романа, автор обращает на нее внимание разве что как на красивую «вещь»: «И действительно она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали вам в душу. Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала...». Печорин своей прихоти, навеянной ему Максимом Мак симовичем, вырвал ее из привычной жизни: «...Она за этой дверью; только я сам сегодня зря хотел видеть ее: сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит, пугливая, как дикая серна. Я нанял нашу духанницю, она знает по-татарски, будет ухаживать за ней и даже приучит ее к мысли, что она моя, потому что она никому не будет принадлежать, кроме меня...». Когда же она полюбила его и этим сознательно порвала с прошлым, он охладел к ней: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной дамы, невежество и простосердність одной так же надоедают, как и кокетство другой». Печорин готов на решительные шаги ради своей прихоти, несмотря на последствия его действий для других. Он косвенно виноват в смерти Бэлы, которая способна на большое пылкой любви, но не принадлежит к кругу Печорина, поэтому перспектив для развития их любви нет.

Группа Б. Образ ундины

Образ девушки - контрабандистки является довольно романтичным. Для нее характерна странная смена настроения, ее вещания необычное и приближено к народных поговорок, ее песни напоминают народные, свидетельствуют о стремлении к свободе. В ней много поэзии «дикой свободы». Как говорил Белинский, «напівдика речь вольных ущелий». Но ее непосредственность обманчива и помогает ей завести Печорина в ловушку, которая могла стоить герою жизни. По ее песенными образами скрыта реальная жизнь, суровое и далекое от первоначальной естественности; ее же внутренний мир - «вне пределов досягаемости».

Группа В. Образ княжны Мэри

Мери Лиговская - умная, культурная, гордая девушка, способная на глубокое почуття. ей присуща романтическая мечтательность. Этим объясняется ее интерес к Грушницького: «толстая солдатская шинель» делает Грушницького в ее глазах личностью, овеянной таинственностью. Загадочность, странность Печорина интригует ее; его рассказ о себе, о том, как мир не принял его и испортил его характер, глубоко западает в его добрую и доверчивую душу, а искреннее сожаление к нему превратился в любовь. Мы видим перед собой человека с определенными жизненными принципами, которая способна упрохати и мать переступить через любые условности, в банальном понимании общества составляют супружеское счастье, и всеобщего счастья любимого при любых испытаний. Из последнего диалога Печорина с ее матерью мы понимаем, что Мэри догадывается о причинах положения героя, о его ссылки на Кавказ, но все же, несмотря на это, ждет его признание - вернее, ответа на ее признание. Мэри первая признается Печоріну в своей любви, но ее чувства были им отвергнуты. В течение нескольких минут Печорин искал в своем сердце «хоть капли любви к милой Мери». Но в знак глубокого уважения к ней он сделает так, чтобы их разлука стала для нее менее болезненным: выставит себя не в лучшем свете, предложит Мэри его презирать. Даже и тогда, больно поражена в самое сердце, Мэри не опустится до мелкой мести. И мы, читатели, проникнемся к ней еще большим уважением и симпатией.

Группа Г. Образ Веры

Печорин давно любит Веру, но его любовь заставляет женщину лишь страдать; ради любви к нему она идет на любые жертвы. Вера - образ более эскизный, нарисованный несколькими яркими штрихами. Мы видим женщину, у которой чувства, эмоции все время борются с разумом. Взяв брак со старым князем ради сына, она предаст мужа с Печориным. Испугавшись за судьбу Печорина на дуэли, она выдаст своим поведением собственные чувства, поставив на карту и семейный покой, и уважение мужа к ней, и само будущее. Видимо, она предчувствует печальное расставание с Печориным, роман без счастливой развязки, но ничего не может с собой поделать, потому что идет навстречу любви, не заключая никаких соглашений, не оценивая последствий порывов собственной души и сердца.

 

2. Краткое обобщение

С наибольшей симпатией автор описывает образы Мэри и Веры. Эти незаурядные натуры обратили внимание на Печорина, искренне полюбили его и могли бы даже связать с ним жизнь. Они умные и душевные, образованные и эмоциональные, и - главное! - смело откровенны в словах и поступках, могут стать рядом с Печориным в счастье и горе. Мы встречаем их только в одной части романа - повести «Княжна Мэри», но эта повесть центральная. Такие разные и по возрасту, и по характеру, княжна Мери и Вера похожи в одном - в открытости чувств и поступков, в верности любви. Возможно, именно такую героиню своего времени мечтал встретить на своем жизненном пути Лермонтов.

 

III. Рефлексия

 

I. Составление грозди к темам «Бэла», «Ундина», «Мэри», «Вера»

II. Заполнение таблицы Елвермана «способен Ли Печорин на большую любовь?»

 

IV. Домашнее задание

 

Завершить работу над таблицей Елвермана; подготовить цитатну характеристику образа Максима Максимовича.