УРОК № 58
Тема. Урок развития речи. Печорин и байронический герой. Печорин и Онегин.
Цель: обобщить образ Печорина; раскрыть трагедию одаренной личности в условиях самодержавия; во-говорить сходство и контрастность образов Печорина, Онегина, «байронического героя»; развивать критическое мышление и толерантное отношение к окружающим.
Оборудование: таблицы результатов групповой работы с предыдущего урока, заготовка трех кругов («Круги Вена»), маркеры.
Тип урока: развитие свяВНОй речи.
В одиночестве человек чувствует себя менее одинокой.
Дж. Байрон
ХОД УРОКА
И. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
• Почему Печорин вмешался в жизнь контрабандистов?
• Чем закончилось его вмешательства?
• Как складываются взаимоотношения Печорина с «водяным обществом» в повести «Княжна Мери»?
• Что общего у Печорина и Вернера? Почему они не стали друзьями?
• С какой целью Лермонтов противопоставил Печоріну Грушницького?
• Что вам понравилось в личности Печорина, а чего вы не понимаете?
2. Проверка домашнего задания
Проводится анализ записей в таблице Елвермана (основная работа - с информацией второй колонки). Пример:
Так | Проблема | Нет |
• Осознание собственного достоинства; • отстаивание права на самопознание и самовира- жєння5 • психологический самоанализ; • поиски собственного «Я»; • высказывания мнений молодого поколения; • честность во всем | Или является ли Печорин героем своего времени? | • Холодность в отношениях с окружающими; • проявление безответственности за поступки; • проявление эгоизма; • неумение уступать; • безразличное отношение к собственной жизни; • попытки скрыть собственные чувства |
• Мотивация учебной деятельности
Учитель. О поколении, к которому принадлежит Печорин, Герцен писал: «...Все мы в большей или меньшей степени Онєгіни, если только не предпочитаем быть чиновниками или помещиками... Мы занимаемся всем: физикой, философией, любовью, военным искусством, мистицизмом, чтобы только рассеяться, чтобы забыть о огромную пустоту, которая угнетает нас...». Роман Пушкина повлиял на формирование замысла Лермонтова - создать образ «героя своего времени». Иначе как объяснить наличие в романе «Герой нашего времени» того, что было задумано, но не воплощено в окончательном варианте текста «Евгения Онегина»? А если говорить про общие черты обеих упомянутых героев и байроновского типа героя, то следует признать их в чем-то очень похожими, но одновременно и сугубо индивидуальными. (Объявление темы, цели урока и работа с эпиграфом.)
• Работа над темой урока
1. Печорин и байронический герой. Коллективная работа
Беседа
• Какие черты байронического героя вы заметили в образе Печорина? (Одиночество непокоренного свободолюбивого бунтаря со стражденною душой, постоянное недовольство собой, своей жизнью и стремление найти «себя настоящего», свое место в жизни)
• Что, по вашему мнению, мешает Печоріну жить полноценной жизнью? (Противоречия жизни: он расценивает самого себя как «нравственного калеку», у которого зсохлась, испарилась, умерла «кращаполовина души». Перед дуэлью Печорин задумывался: для чего он жил, для какой цели родился? Он говорит: «А, действительно, она существовала и, наверное, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе своей силы безграничны». И он не нашел деятельности, которая соответствовала бы его «безграничным силам». Он потратил их на ломание жизни «честных контрабандистов», похищения Белы, убийство Грушницького т.д. Он чувствует, что приносит горе или гибель каждому, с кем сближается. А это свидетельствует о обостренное чувство совести у героя.)
2. Печорин и Онегин. Коллективная работа с последующим обобщением
Беседа
• Что объединяет героев романов Пушкина и Лермонтова?
• Что их отличает?
• Чем отличаются сцены дуэли в романах «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени»?
• Почему Пушкин винит своего героя в убийстве, а Лермонтов прощает Печорина, находит ему оправдание?
• Каковы проблемы личного счастья в романе Пушкина, а какие - в романе Лермонтова? Как их решают герои?
• Почему героев обоих романов называют «героями своего времени»?
• Можно ли их назвать «лишними людьми»? Почему?
Итог
Евгений Онегин Пушкина живет типичным для «золотой молодежи» того времени жизнью: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Он выделяется из общей массы аристократической молодежи. Автор подчеркивает его «мечтам преданность, странность и резкий, холодный рассудок, честь, благородство души. Онегин не разочаровался в образе жизни и интересах светского общества, ему импонирует политическая и социальная ситуация в России.
Лермонтовский Печорин сначала стремится светских удовольствий, потом разочаровывается в них, делает попытку заняться наукой, читать книги и охладевает ко всему.
Герцен назвал Печорина «младшим братом Онегина». Печорин - это «Онегин нашего времени, герой нашего времени»,- так сказал о нем Белинский. «Онегин скучает, Печорин глубоко страдает.» Состояние Печорина является трагичнее, он по натуре более талантливый и чувственный. Это - сильная и волевая личность, которая стремится деятельности. И несмотря одаренности и богатстве духовных сил он, по его собственному признанию,- «нравственный калека». Его характер и поведение полны противоречий.