ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК № 60

 

Тема. Максим Максимыч - образ «маленького человека»

Цель: продолжить изучение романа «Герой нашего времени»; охарактеризовать образ Максима Максимовича, объяснить целесообраВНОсть его введения в произведение; учить учащихся выделять в художественном произведении эпизоды, важные для характеристики героев, учить делать обобщения; развивать критическое мышление, гуманизм и толерантное отношение к окружающим.

Оборудование: гроздь на тему «Максим Максимович», сенкани.

Тип урока: урок - исследование.

 

ХОД УРОКА

И. Актуализация опорных знаний

 

I. Проверка домашнего задания

Проверяется и толкуется заполнена дома таблица Елвермана «способен Ли Печорин на большую любовь?»

II. Беседа

Какую роль играет в жизни Печорина Максим Максимович?

Как автор относится к Максима Максимовича?

Как Максим Максимович объясняет нежелание Печорина остаться (повесть «Максим Максимыч»)?

Хотел ли Печорин обидеть Максима Максимовича? Или равнодушно он относится к штабс-капитана?

 

II. Работа над темой урока

 

1. Выступления учащихся с характеристикой образа Максима Максимовича - за упреждающим домашним заданием, с использованием цитат

Максим Максимович - цельная и непосредственная натура, не «печорінського» типа. У него «чудесная душа, зол то сердце». Бел в он любил как родную дочь, по-родственному относился к Печорина. «Умственный кругозор Максима Максимовича очень ограничен, но причина этой ограниченности не в его натуре, а в его развитии»,- говорит Белинский. Совместная с Печориным служба в крепости - исключительное событие в жизни Максима Максимовича. Всю жизнь он служит далеко от культурных центров, это «старый младенец, хорошо, милый, человечное, неопытное во всем, что выходило за тесный кругозор его понятия и опыта».

Максим Максимович, который на действительной службе не знает скуки, много особенностей Печорина называет «странными» и готов объяснить его душевную неудовлетворенность «модой». Сам Максим Максимович отличается от Печорина добротой и терпимостью к людям. Эту черту Лермонтов считал определяющей и присущей российскому характера: «Меня невольно поразила способность русского приспосабливаться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить; не знаю, достойна порицания или похвалы это свойство ума, но она доказывает неимоверную его гибкость и наличие того ясного здравого смысла, который прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность его уничтожения».

Максим Максимович не вмешивается в чувства Печорина, однако готов по-рыцарски защищать высокие моральные принципы. В Печорине он прикипел всей душой.

Этот образ не менее типичен, чем Онегин, Ленский и другие. Критик Белинский обращается к читателям: «не правда Ли, вы так привыкли с ним, так полюбили его, что никогда уже не забудете его, а если встретите под грубой внешностью, под корой огрубленности от тяжелой и бедной жизни - горячее сердце, под простою, мещанской речью - теплоту души, то наверняка скажете: «Это Максим Максимыч». И дай вам бог поболее встретить на пути вашей жизни Максимов Максимовичів!».

 

2. Слово учителя

Значения образа Максима Максимовича в произведении - В романе постоянно звучит голос автора, который оценивает поступки, мысли и чувства своего героя. Он настраивает читателя на активное отношение к Печорина; читатель должен составить собственное мнение о герое. Роль автора - помочь ему в этом.

Для этого Лермонтов пользуется различными приемами косвенной характеристики. В повести «Бэла» мы видим Печорина глазами Максима Максимовича; в повести «Максим Максимович» о нем рассказывает автор. Достаточно весомым является также прием сопоставления разных характеров и взглядов на человека и мир. В отличие от Печорина, Максим Максимович доволен тем, что имеет, смотрит на мир с точки зрения прагматика и реалиста.

 

III. Рефлексия

 

II. Гронування и тему «Максим Максимович» (см. приложение)

III. Написание сенканів па темы «Доброта», «Надежда», « Естественность »

1) Доброта,

2) Безграничная, искренняя,

3) Исцеляет, согревает, поддерживает,

4) Проявление души, способный возродить,

5) Иллюзия.

6) Надежду,

7) Обнадеженные, бесполезны,

8) Рождаются, ведут, тают,

9) Пока надеешься, продолжаешь жить,

10) Тепло. 3) Естественность,

Настоящая, земная,

Завораживает, обезоруживает, манит,

Человек является частью природы,

Надежность.

 

V. Домашнее задание

Опережающее задание: подготовить сообщения об особенностях художественного времени, образа автора и картины природы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»; повторить сведения о романтизм и реализм; повторить изученное по теме «Жизнь и творчество М. Лермонтова».

Приложение